Спецматериалы
Путь Хидэо Кодзимы. Дорога к Death Stranding
Чем знаменит Хидэо Кодзима
ВНИМАНИЕ! В тексте содержатся спойлеры к играм серии Metal Gear. Кто не спрятался, мы не виноваты!
В этом году Е3 обошлась без Death Stranding, однако не без ее создателя Хидэо Кодзимы – просто вместо показа игры он решил поторговать майками и чехлами для телефонов. Казалось бы, ничего примечательного, только вот японский геймдизайнер все равно оказался в центре внимания – о его товаре в интернете говорили чуть ли не больше, чем о некоторых проектах с самой Е3.
Последние годы выдались для Кодзимы трудными, но сейчас он едва ли не главная звезда игровой индустрии, а Death Stranding, пожалуй, самый интригующий ее проект. И хотя о нем почти ничего не известно, привлекает именно шумиха, созданная вокруг: именитые актеры в главных ролях, сотрудничество с Sony, скандалы с Konami и новый статус Хидэо как «мученика».
У многих возникает вполне закономерный вопрос: «А почему так, почему он такой особенный?» Об этом мы и расскажем, только начнем совсем издалека, с самого начала. Ведь творческий путь у Хидэо Кодзимы и вправду был примечательный.
Начало пути
Родился будущий геймдизайнер в Токио, 24 августа 1964 года, в семье двух уважаемых врачей-исследователей. Вскоре семья переехала в небольшой город в другой части острова, что и определило будущее Хидэо. Родители были вечно заняты, а его новое место жительства, в отличие от шумного Токио, давало определенную свободу. Мальчик оказался предоставлен сам себе, носился по улицам и влипал в неприятности: то улепетывал от разъяренных собак, то утопал в речках. Но главным увлечением парнишки стали вовсе не поиски проблем, а кино и книги.
Именно за просмотром зарубежных фильмов и чтением Хидэо убегал от реального мира и одиночества. А когда у родителей было время, они устраивали киновечера (эту традицию сам Хидэо соблюдает до сих пор и смотрит хотя бы по одному фильму в день). Причем своего сына щепетильные, казалось бы, японцы воспитывали на самых разных взрослых зарубежных картинах, в результате рос Кодзима на западных боевиках, детективах, вестернах, научной фантастике и даже хоррорах.
По его творчеству это нетрудно заметить, ведь тот же Солид Снейк – собирательный образ персонажей сразу из нескольких фильмов, начиная с «Побега из Нью-Йорка» и заканчивая «Охотником на оленей» с Робертом Де Ниро (именно оттуда Хидэо «позаимствовал» бандану, которую носят герои серии Metal Gear Solid). Да и в целом в работах геймдизайнера немало отсылок – например, к Роланду Эммериху и произведениям Стэнли Кубрика.
Наверное, так и родилась главная мечта будущего геймдизайнера – стать кинорежиссером. Первое время наш герой уверенно к ней шел, разыгрывая перед зеркалом сценки и снимая короткометражки на 8-миллимитровую камеру. К сожалению, кинематограф в Японии и сейчас не самое прибыльное и простое занятие, так что со временем Кодзима осознал, что пробиться к своей мечте у него вряд ли удастся.
И тогда он переключился на более доступные хобби – начал писать рассказы и рисовать. Молодой японец думал, что успехи на литературном поприще станут его билетом в большое кино, ведь именно так когда-то пришел к успеху Сильвестр Сталлоне со своим сценарием фильма «Рокки».
Причем хобби это было настолько серьезным, что Хидэо даже отправил несколько своих рассказов в разные журналы – правда, не особо успешно. Эту затею со временем японцу тоже пришлось отбросить, тем более что после смерти отца окружение будущего геймдизайнера настаивало на том, чтобы он получил «нормальную профессию», и на горизонте маячил не самый приятный пример – история дяди, который был художником и еле-еле сводил концы с концами.
В итоге Кодзима поступил на экономический и даже отучился четыре курса. Только вот все изменилось с появлением в его жизни Famicom (или NES, как ее прозвали на Западе). После этого к литературе и кинематографу прибавилось еще одно любимое занятие – игры.
Увлечение это, справедливости ради, зародилось еще в детстве, с Pong и Space Invaders на игровых автоматах, но именно после появления NES и Super Mario Bros. Хидэо твердо решил, что хочет делать именно игры, ведь в них он увидел простор для самовыражения – возможность не только совмещать сильные стороны литературы, кино и арта, но и взаимодействовать с аудиторией, позволить ей влиять на процесс, участвовать в приключении и разыгрывать уникальные для каждого игрока ситуации. А раз уж путь в кинематограф оказался малореальным, может быть, пробиться в молодую и перспективную индустрию будет хоть капельку легче?
Хотя все друзья тогда крутили пальцем у виска (слишком уж непрестижной считалась профессия разработчика), Кодзима принял смелое решение и в 1986 году присоединился к Konami, которая тогда занималась играми для платформы MSX. Так Хидэо расстался со своей мечтой стать кинорежиссером, но ступил на путь даже еще более интересный.
Подъемы и падения
Надо сказать, первое время дела в Konami шли не то чтобы хорошо: у Кодзимы были скудные навыки программиста, ему не хватало опыта в таких вещах, как игровой баланс, из-за чего его первые шаги в новой роли обернулись неудачами. На посту помощника режиссера Хидэо допускал немало ошибок, его первый самостоятельный проект Lost Warld (такая вот комбинация слов «world» и «war», хотя, по другой версии, проект все-таки назывался The Lost World) был и вовсе закрыт, а будущую звезду подумывали даже уволить.
И все же японец получил еще один шанс, когда его попросили сделать «современный боевик». В процессе Кодзима все равно столкнулся со сложностями и даже хотел оставить проект, бросив все, но, к счастью, директор Konami уговорил его продолжить работу. И в 1987 году вышел Metal Gear – настоящий хит и родоначальник жанра «стелс-экшен».
Уже в этой игре появилось большинство вещей, за которые позже фанаты будут любить Metal Gear Solid: взятие заложников с целью допроса, разговоры по рации, уникальные для каждой локации, и даже снос «четвертой стены» – когда начальник главного героя и, как потом выяснялось, главный злодей обращался напрямую к игроку и требовал отключить консоль.
Основы будущей вселенной тоже были заложены именно здесь. Сюжет рассказывал о том, как главный герой по имени Солид Снейк отправлялся в государство наемников Outer Heaven с целью уничтожить оружие массового поражения под названием Metal Gear. И по пути не только узнавал о планах злодеев, но и общался с персонажами, а также становился жертвой предательства – своего начальника по имени Биг Босс. И пусть история была соткана из самых разных киношных штампов, для игр в 1987 году такой сценарий считался выдающимся.
Впрочем, самое важное, что именно в Metal Gear дебютировал стелс – главная фишка всей серии. Эту идею Хидэо тоже позаимствовал у кинематографа. После просмотра фильма «Большой побег» он задался вопросом: что, если бы удалось воссоздать сцену побега Стива Маккуина из нацистского лагеря, только в виде игры? Так, собственно, Снейк и научился уклоняться от противников, избегая вооруженных столкновений.
Продиктовано это было и другими факторами. Во-первых, компьютер MSX2, для которого изначально разрабатывался проект, не очень подходил для зрелищных сражений. Пришлось придумывать новую боевую систему, основанную как раз на прятках. Во-вторых, этому поспособствовало воспитание Кодзимы. Его родители были врачами, и они застали ядерные взрывы Хиросимы и Нагасаки, поэтому насилия Хидэо стремился избежать даже в играх, а сюжет был закручен вокруг противостояния ядерному оружию.
Первый Metal Gear стал настоящим прорывом, и его создатель разом превратился из новичка-неудачника в восходящую звезду. Выйдя в 1987 году на MSX2, игра добилась успеха в Японии и Европе, а через год появилась и в США в версии для NES. С тех пор Кодзиму было уже не остановить.