Кино
Мастер меча
Беседуем с постановщиком трюков Александром Самохваловым
Совсем скоро на экраны выходит фильм про условную Древнюю Русь – «Легенда о Коловрате», где каскадёрам было где развернуться. По этому случаю мы решили побеседовать с ключевым участником съёмочного процесса. С режиссерами и актёрами беседуют часто, поэтому мы пошли немножко другим путём: в этот раз наш собеседник – человек, который отвечал за каскадёрские работы и бои, постановщик трюков Александр Самохвалов.
По следу истории
Насколько достоверны боевые техники, показанные в фильме, или вы создавали их с нуля специально для проекта?
Александр: Единственный источник о Евпатии Коловрате – «Повесть о разорении Рязани Батыем». Это литературное произведение, которое написали почти через две сотни лет после событий, о которых там говорится, а не летопись или хроника. Никаких реальных источников, описывающих боевые техники того времени, просто не существует. Кроме того, по замыслу режиссёра, фильм является не историческим произведением, а легендой. Он так и называется – «Легенда о Коловрате». Всё это дало нам возможность самостоятельно придумывать стилистику боя.
Вместе с тем необходимо отметить, что костяк нашей трюковой команды составляли каскадёры из команды Shadow Squad, которые специализируются на реальном контактном боевом фехтовании. Кроме того, чем больше занимаешься самим фехтованием, тем отчётливее становится ясно, что наши предки могли владеть мечом, топором, копьём и щитом просто виртуозно! Если актёр с нуля за три месяца тренировок может достаточно комфортно владеть мечом, работая как правой, так и левой рукой, а каскадёр за то же время осваивает новое для себя оружие (например, копьё или лук), то можете себе представить, как владели оружием люди, профессиональные воины, которые занимались этим хотя бы лет пять! Для нас такой уровень недостижим.
Другой пример – стрельба из лука. Перед проектом мне попалась на глаза техника стрельбы из лука в исполнении бельгийского мастера Ларса Андерсена. В отличие от классической школы, он накладывает стрелы с внешней стороны, что неимоверно повышает скорострельность. За пару месяцев наши каскадёры и актёры тоже освоили этот способ стрельбы, который с чисто практической точки зрения оказался очень эффективным и точным. И ещё можно поспорить, как на самом деле в те времена стреляли чаще – классическим способом или как предложил Ларс. Мы для себя решили, что и так, и так, – профессиональный воин должен был уметь стрелять любым способом. А для всадника это вообще жизненно важно, так как поворот туловища при стрельбе подразумевает наложение стрелы с разных сторон, если, конечно, скорость имеет значение. Можно добавить, что многие каскадёры после двух месяцев тренировок могли с десяти шагов выпустить пять стрел за пять секунд с точным попаданием в мишень размером с коробку из-под обуви. Вообразите, на что был способен лучник, практикующий стрельбу пару лет. Подводя итог, осмелюсь предположить, что нам до боевых техник наших далёких предков ещё далеко.
Расскажите о школе боевого фехтования, которую вы использовали. Как относитесь к Иншакову,Белову (Селидору), Вадиму Кондратьеву?