Конец бумаги
Вспоминаем уходящую эпоху
По случаю закрытия журнала мы попросили важных для его истории людей поделиться своими мыслями, чувствами и воспоминаниями.
Евгений Исупов
Закрытие журнала вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, пришло облегчение от того, что больше не придется наблюдать это медленное, кажущееся бесконечным падение тиража, а с другой – чувствуешь грусть от того, что приходится перелистнуть эту страницу в жизни, страницу длиной более двадцати одного года.
За это время было много разного: хорошего и плохого, радостного и грустного.
Когда довёрстывали первый номер журнала, переругались с Дмитрием Коломийцем из-за того, как написать слово «интернет». Кто мог подумать, что сеть разовьется настолько, что почти вытеснит принт. Точно так же не мог себе представить, какие тиражи ждут журнал и как долго с этих высот придется падать, во время падения параллельно развивая другие, небумажные, направления.
Помню, как сентябрьский номер 1998 года снабдили не только диском, но и постером, и вдруг дефолт 1998 года со всеми вытекающими последствиями.
Помню, как первое время всей редакцией комплектовали тираж журнала дисками и как все участвовали в погрузке-разгрузке журналов. Благо тиражи тогда были ещё не самые большие.
Многие главреды и выпускающие редакторы неоднократно сталкивались со «стандартной» на то время ошибкой Excel: в плане номера он не суммировал текстовые ячейки. То есть в ячейке стоит количество страниц, а то, что она текстовая, не видно. И я с таким сталкивался. Самое неприятное, что обнаруживаешь это в последний момент, когда весь номер собран. Приходилось что-то срочно выбрасывать, укорачивать либо ставить что-то из незапланированного. Именно так в №9 за 1999 год на седьмой странице появился торт с двумя свечами и надписью: «Нам два года! И всё ещё впереди...» – его буквально на лету, под утро, нарисовал Данила Кузьмичев, чтобы заполнить пустую страницу. И впереди действительно было много разного. Теперь мы знаем, что впереди у бумажного журнала было еще целых девятнадцать лет, но не знаем, сколько их впереди у Игромании. Надеюсь, очень много.
Желаю нашим дорогим читателям в первую очередь здоровья, потому как его не купишь, удачи и успеха в начинаниях, терпения и сил в преодолении сложных ситуаций, которые в жизни тоже бывают, оптимизма, улыбок и отличного настроения!
Олег Полянский
Пять лет увлекательной и насыщенной профессиональной жизни. Довольно большой «кусок» молодости. Что вам сказать, дорогие читатели последнего (эх!..) номера?
Увлечение играми – это здорово, как и любое настоящее увлечение. Но рано или поздно, немного быстрее или немного медленнее приходит другая, так называемая «взрослая», жизнь. Это не значит, что в ней не будет места играм, – возможно, будет. Но это значит, что появятся другие жизненные задачи, которые, хочешь того или нет, предстоит решать.
Так вот, друзья, в этом последнем бумажном номере почему-то хочется пожелать всем – «с высоты» и в какой-то мере «под грузом» уже прожитых со времен работы в «Мании» лет – вот что. Чутко и внимательно слушайте внутренние и внешние «сигналы», которые посылает жизнь. По возможности (а она, как правило, есть!) выбирайте то, что больше соответствует вашим предпочтениям. Не игнорируйте этот внутренний «компас». Его поначалу слабый сигнал со временем станет сильным. Лучше расслышать вовремя. Это окупится сторицей!
Берегите себя и то, что вам по-настоящему дорого!
Желаю вам огромной жизненной удачи!
Дмитрий Бурковский, зам. главного редактора в 1999-2000 годах
Евгений Исупов как-то в интервью сказал, что, если бы не кризис 1998 года, вряд ли «Игромания» поднялась и вообще выжила бы, поскольку на рынке уже была жесточайшая конкуренция среди игровых изданий. Это очень интересная мысль, которую хочется развить, – наверное, как притчу о роли случайности в нашей жизни (либо о том, что «случайности не случайны», – как кому больше нравится).
Середина 1998-го – один из первых моментов резкого роста игровой прессы в РФ. «Страна игр» и «Навигатор игрового мира» увеличили объем до 200 с лишним страниц, даже Game.EXE стали вкладывать CD-диски и постеры. Появились новые издания: Game Attack вышел летом, а в августе все ждали первого номера мегажурнала «Игрополис» от абсолютно звездной на тот момент команды – Эвы Рухиной (ProИгры) и Дениса Давыдова («Навигатор»), при поддержке Electrotech (крупнейший дистрибьютор игр в РФ на тот момент).
Надо понимать, что «Игромания» среди всех этих изданий была, наверное, наименее гламурным. У нас не было звездного состава, почти не было рекламы и отсутствовал издательский дом и внешние деньги за спиной. Но мы старались изо всех сил, запустив в 1998-м вебсайт, добавив к журналу диск, а номер за сентябрь имел дорогую в печати обложку и постер. По иронии судьбы производство его было полностью оплачено за пару дней до кризиса – и, когда другие издания из экономии выходили на газетной бумаге или не выходили вообще, «Игромания» №9/1998 выглядела просто безобразно дорого на газетных развалах, тираж ушел моментально.