А дверь найдёте сами

Самые скандальные увольнения в игровой индустрии

ИгроманияСтиль жизни

Спецматериалы

А дверь найдёте сами

Самые скандальные увольнения в игровой индустрии

Денис Павлушкин

Игровая индустрия – место враждебное и довольно неприветливое. Посвящая самим играм немало времени, сил и денег, мы частенько забываем, что их разработка – это бизнес.

А без чего не может обойтись ни один бизнес? Правильно, без шумных скандалов и постоянной стирки грязного белья в интернете. Это ещё не так заметно в какой-нибудь нишевой области – металлургии, например. Но игры... Игры – часть индустрии развлечений. Громкой, назойливой и на редкость наглой сферы бизнеса.

Хороших новостей от игроделов не дождёшься. А раз дела у воротил ААА-разработки идут с переменным успехом, мы решили вспомнить самые видные происшествия в игроиндустрии последних лет. Скандалы, интриги, расследования...

Песнь обиженного музыканта

Весна 2014 года запомнилась уходом из Bungie композитора-ветерана Марти О’Доннелла, в своё время написавшего любимые игроками треки для серии Halo. Детали произошедшего было сложно отличить от простых слухов, но теперь, пару лет спустя, уже можно взглянуть на полную картину событий.

16 апреля 2014 года во множестве зарубежных игровых СМИ разом появилась одна и та же новость: легендарный композитор Bungie уволен «без объяснения причин». Публика была шокирована – по доброй воле отпустить такой талант в свободное плавание?! Вот так взять и расстаться с одним из самых именитых творцов в истории индустрии?!

Но, разумеется, каша заварилась не на пустом месте. О’Доннелл был частью Bungie аж с 1999 года и успел приложить руку к музыкальному оформлению серии Halo. Эта работа, безусловно, считается монументальным достижением в сфере видеоигровой музыки. Марти был с Bungie и тогда, когда студия отделилась от Microsoft и была приобретена Activision в 2010 году для работы над неизвестной тогда франшизой – Destiny.

Подвох был в том, что О’Доннеллу предложили написать весь саундтрек сразу, целиком. Под всю серию. Что он и сделал за несколько лет. Сборник, озаглавленный Music of the Spheres, был создан в сотрудничестве с Полом Маккартни, и композитор считал работу над этими треками высшей точкой своей карьеры.

Однако в канун Е3 2013 ситуация резко приняла негативный оборот. Перед самым выходом крупного трейлера Destiny, музыку к которому писал Марти, Activision перехватила инициативу и заменила музыкальное сопровождение на другое. Своё собственное. Да ещё и пригласила «левого» актера на роль рассказчика в ролике.

Разочарованию и гневу О’Доннелла не было предела. В социальных сетях он поссорился и со своими товарищами по Bungie, и с Activision. Композитор и его коллеги даже писали издателю жалобы – но те, естественно, были проигнорированы.

У космических саундтреков, оказывается, вполне себе человеческое лицо

Эффект снежного кома не заставил себя долго ждать. Поведение расстроенного творца сочли «токсичным» и непрофессиональным, что вскоре привело менеджеров Bungie к тому, чтобы предложить О’Доннеллу оставить свой пост после релиза Destiny. Музыкант согласился завершить работу над игрой, но стресс от конфликта ощутимо снизил продуктивность, что и обеспечило увольнение Марти в апреле 2014 года.

Этот казус до сих пор остаётся одним из самых ярких примеров конфликта творчества и бизнеса в игровой индустрии. О’Доннелл по праву гордился своей работой над Destiny и хотел, чтобы она добралась до игрока в лучшем виде, но этому мешали странные, не до конца понятные бизнес-решения Activision. Ни та, ни другая сторона не были готовы на уступки, и Марти покинул студию, сохранив творческую независимость. Не говоря о том, что он благополучно засудил Bungie за неоплаченные объёмы труда и получил больше ста тысяч долларов в качестве компенсации.

Только вот никакие деньги не компенсировали разочарование О’Доннелла, который, судя по интервью, искренне сожалел о произошедшем. И Music of the Spheres в дисковом издании мы так и не увидели, вопреки его желаниям. Обидно.

See you, Epic Cowboy...

Некоторые геймдизайнеры становятся настолько знаковыми фигурами, что одно их присутствие в студии целиком меняет восприятие конторы. Мы не мыслим некоторые компании без определённых людей. Ubisoft без волшебника Мишеля Анселя, например.

Представьте себе удивление геймеров, когда Клифф Блежински, икона жанра шутеров, объявил о своём уходе из студии Epic Games осенью 2012 года. Клифф отвечал за разработку двух поистине легендарных серий, Unreal Tournament и Gears of War. Говоря «Epic Games», мы чаще всего имели в виду «Блежински», а говоря «Блежински», понятно, «Epic Games». Двадцать лет в одной студии – это не шутки.

По сведениям, циркулировавшим в западной прессе, Блежински и Epic Games расстались тепло. Никакой враждебности и взаимного поливания грязью. Клифф вознамерился заняться самостоятельными проектами, а Epic Games незадолго до ухода сумрачного гения шутеров приобрела не менее известную польскую студию People Can Fly. Именно она впоследствии занялась разработкой новой игры в серии Gears of War Judgment.

Всё это больше похоже на мелодраму с меланхоличным финалом. Но четыре года спустя стало известно, что на самом деле всё было не так уж радужно. В интервью игровому изданию IGN, опубликованном в прошлом году, Клиффи Би признался, что был вынужден уйти из-за колоссального ограничения творческой свободы. Он был очень недоволен тем, что китайский интернет-гигант Tencent выкупил 40% акций Epic Games, – внушительная доля позволяла им в определённой степени контролировать процессы внутри студии. Блежински не стал с этим мириться.

Случай может показаться не таким уж интересным, мы согласны. Одна акула проглотила другую, а разработчик просто отправился на вольные хлеба. На деле уход Блежински в какой-то мере ознаменовал уход целой эпохи. Искра, которую Клифф приносил в игры Epic Games, была особенной. Слегка инфантильной, наивной и через край брутальной, но уникальной. И именно эта индивидуальность не пришлась по вкусу новой «верхушке», у которой не было желания возиться с чудаковатым дизайнером, души не чающем в клише.

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Everspace: Encounters Everspace: Encounters

Просто достойное DLC

Игромания, сентябрь'18
Куда полетим? Куда полетим?

Ирина Полежаева и Антон Константинов помогают другим узнавать мир

Домашний Очаг, февраль'19
Человек и ледокол Человек и ледокол

Зачем Олегу Тинькову яхта, способная плавать в Антарктике

Forbes, май'19
Планшетные дети Планшетные дети

Что делать, если ребенок не выпускает гаджет из рук

Лиза, октябрь'17
Портрет леди Портрет леди

Николь Кидман переживает новый карьерный взлет

Vogue, ноябрь'17
Интервью Интервью

Владимир Мединский

SNC, ноябрь'17
Чужой Чужой

Актер, воплощающий на экране образ идеального британского джентльмена

GALA Биография, ноябрь'17
Химия и жизнь Химия и жизнь

Как нравиться себе даже во время химиотерапии?

Glamour, ноябрь'17
Чего боится мода? Чего боится мода?

Разбираемся, как мода связана с кошмарами коллективного бессознательного

Numéro, октябрь'17
Поймай меня, если сможешь Поймай меня, если сможешь

Байкал зимой увидеть должен каждый

Men’s Health, ноябрь'17
Утки, ву-у-ху! Утки, ву-у-ху!

Вселенная «Утиных историй»

Мир Фантастики, ноябрь'17
Все любят Дональда Все любят Дональда

Евгения Микулина оппонирует женщинам, которым омерзителен Трамп

GQ, ноябрь'17
Династия Династия

Три поколения коммунистических монархов Ким

GALA Биография, ноябрь'17
Hyundai Sonata Hyundai Sonata

Продажи автомобиля начались, а мы уже успели на нем прокатиться

АвтоМир, октябрь'17
Удачное начало дня: 4 правила Удачное начало дня: 4 правила

Доказано: люди, которые рано встают, успевают больше, работают продуктивнее и чувствуют себя лучше. Но мало просто проснуться рано – важно выполнить ряд полезных действий. О том, каких именно, рассказывает психотерапевт Линда Эспозито.

Psychologies, октябрь'17
Renault Sandero Stepway Renault Sandero Stepway

О псевдокроссовере Sandero Stepway и его исходнике – хэтчбеке Sandero

АвтоМир, октябрь'17
Идет запись Идет запись

Роскошные шубы, красавицы поклонницы и дерзкий трек «Не забывай» нашего героя

Elle, ноябрь'17
Путь любви Путь любви

Виды, этапы и цели медитации

Yoga Journal, ноябрь'17
Положение обязывает Положение обязывает

Беременность не повод забывать о красоте

Cosmopolitan, ноябрь'17
5 мужских заблуждений о йоге 5 мужских заблуждений о йоге

Глядя, как вы расстилаете коврик и «приветствуете солнце», ваш мужчина снисходительно посмеивается? Он уверен, что йога – «девочковое» занятие, а вот «тягать железо в зале» – занятие для настоящих мужчин? Теперь вы знаете, что ему ответить. Пять популярных среди мужчин мифов развенчивает инструктор по йоге Лилия Карцева.

Psychologies, октябрь'17
Деньги на бочке Деньги на бочке

Торговец пивными кегами запустил производство, чтобы уйти с серого рынка

Forbes, ноябрь'17
Тюльпаномания Тюльпаномания

Первый настоящий биржевой кризис оказался связан с необычным товаром

Дилетант, ноябрь'17
Третья жизнь СТС Третья жизнь СТС

Что ждет медиахолдинг, который лишился иностранцев и биржи

РБК, октябрь'17
Великий неудачник Великий неудачник

Черчилль терпел поражения чаще, чем одерживал победы

Дилетант, сентябрь'17
Дженнифер Лоуренс: «Это было страшное унижение, я рыдала» Дженнифер Лоуренс: «Это было страшное унижение, я рыдала»

Модный глянец старательно «худит» Дженнифер на обложках, и это ее раздражает. Она не видит элегантности в худобе и терпеть не может обмана. Как с такими качествами живется звезде Голливуда – загадка. Но это не влияет на ее популярность. 14 сентября в российский прокат вышел психологический триллер «Мама!», очередная главная роль Дженнифер.

Psychologies, сентябрь'17
Поход Тимура Поход Тимура

Накануне концерта в «Олимпийском» Тимати дал интервью за рулем «роллс-ройса»

Vogue, октябрь'17
Черная полоса Черная полоса

Бывает, что неприятности и проблемы начинают сыпаться как из рога изобилия

Лиза, сентябрь'17
Можно моложе Можно моложе

Что такое контурная пластика и как она работает

Домашний Очаг, октябрь'17
«Мне говорили — что ты такая прямая, как шпала?» «Мне говорили — что ты такая прямая, как шпала?»

Диана Арбенина о мужском и женском творчестве, драных джинсах и жизни

Русский репортер, сентябрь'17
Вера в себя Вера в себя

Вера Брежнева о сильных мужчинах и благотворительности

Cosmopolitan, октябрь'17