Эволюция неизбежна

Что стоило бы поменять в Civilization VI

ИгроманияСтиль жизни

Вердикт

Эволюция неизбежна

Что стоило бы поменять в Civilization VI

Евгений Пекло

Эволюция неизбежна, а изменения необходимы. Sid Meier’s Civilization вот уже четверть века каждой партией наглядно это подтверждает. И поэтому нет смысла бурчать по поводу того, что в новом выпуске не стали оставлять все по-старому. Более того, подчас, чтобы сделать скачок вперед, необходимо отойти немножко назад, обеспечив себе пространство для разбега перед прыжком.

Именно так серия и поступила: произошли достаточно радикальные изменения, и далеко не все из них к лучшему. В этом материале я расскажу о том, куда, на мой взгляд, должно направиться развитие игры, – не важно, говорим мы о DLC или же о седьмой части.

Возможно, ядерное безумие Ганди когда-то и было багом, но теперь это официальная фича

Быстрее, выше, бессмысленнее

С самого своего появления «Цивилизация» была игрой на очки рейтинга, а каждая партия – соревнованием с самим собой. Сможешь улучшить свой результат? А каков вообще предел? Ключевой момент, за который я критиковал Civilization V, – это отсутствие влияния уровня сложности на рейтинг очков.

Если в самой-самой первой «Цивилизации» усложнение игры приводило к закономерному увеличению итогового рейтинга, то в пятой части коэффициента не было: что на «Поселенце», что на «Божестве» каждое заработанное очко так и попадало в таблицу результатов. Это при том, что заработать 300 очков на последней сложности на порядок тяжелее.

В игре есть настройка смены дня и ночи. Иногда получается очень красиво

Получается, максимальный счет можно сделать именно на «Поселенце», где на тебя не давят ограничивающие факторы в виде штрафов. Как результат – после покорения «Божества» возвращаться к этой сложности уже нет смысла, все дальнейшие рекорды ставятся максимум на «Военачальниках» да «Вождях».

А в самой первой «Цивилизации» награждали за то, что ты побеждаешь в игре раньше положенного. Запустил космический корабль в 1900 году? Призовые очки в студию! Сумел завоевать всех-всех к 1300-му? Вот тебе премия! Эта система поощряла быстрые тактики, что наращивало темп игры. За счет простейшей системы бонусных очков разработчики частично решили одну из главных проблем пошаговых стратегий, известную под названием «черепаховой болезни». Это когда все очень медленно, партии растягиваются и на 80% состоят из рутины.

Посмотрите на свой счет. Запомните его. Сделайте скриншот. Потому что таблица не сохранит ваших успехов

В Civilization VI ситуация еще хуже, чем в пятой: игра разучилась запоминать мои результаты в таблице рейтингов. Ключевая система мотивации для прогресса внутри игры просто убрана. Конечно, нам показывают наши результаты в сравнении с результатами лидеров вроде Октавиана Августа, но мы что – сами должны запоминать результаты своих партий? На бумажках записывать? Firaxis Games трудно реализовать то, что было в первой части... да что там, почти в каждой игре эпохи «Денди»?

Научная победа: создание колонии на Марсе. По умолчанию – к 2050 году. Реализм!

Я могу понять, почему отказались от общемировых рейтингов: в таблицах пятой части сейчас исключительно читеры, выигрывающие партии на первом ходу с астрономическим счетом. Но зачем вообще всю систему рейтингов убирать, оставляя жалкий обрубок как дань традиции?

Определенно – нужен полноценный рейтинг, коэффициенты за сложность и поощрения за раннюю победу.

Военная победа, пожалуй, самая простая. Если карта небольшого размера

Неблагополучные районы

Введение городских районов, наверное, главная новинка серии. Сама по себе идея интересная, перспективная и прорывная. Не исключено даже, что направленная как раз на борьбу с «черепашьей болезнью». В перспективе. Потому что пока эффект скорее обратный.

Во-первых, похоже, именно из-за районов из игры убрали очереди строительства – самый, пожалуй, важный инструмент борьбы с рутиной. Позволю себе повториться: игра всегда велась на счет, и наибольшее число очков можно получить, вырастив максимум упитанных, довольных и застроенных по уши городов. То есть неизбежно окунаясь в эту самую многочасовую монотонную рутину. Наличие очередей строительства позволяет заметно сократить время ковыряния в городах. Но сама по себе очередь – полумера. Нужны заготовки, чтобы можно было выбирать один из типовых вариантов развития города сразу после его основания и забывать о нем ходов на тридцать. Это было блестяще реализовано еще в Call to Power.

Возможно, конечно, создатели искалечили рейтинг нарочно, чтобы лишить нас стимула гнаться за счетом, и следом за снятием цели отбирают у нас удобные средства ее достижения. А реиграбельность, которую давали погоня за максимальным счетом и выращивание кучи крутых городов, вздумали свести к быстрым сетевым матчам. Но, простите, зачем ради динамичного мультиплеера убивать одиночную игру? Их вполне можно развивать параллельно, вводя разные системы правил. Что было неплохо реализовано в пятой части.

Во-вторых, сама постройка района занимает время, требует действий и потому затягивает игровой процесс. Гораздо логичнее сделать так, чтобы мы размечали район (отдельно от очереди строительства!), через пару ходов получали с него прибыль и могли строить нужные строения. Или сразу получали в районе первое здание, приносящее пользу.

Третья проблема районирования – что в текущем виде оно позволяет запороть партию. Вот пример. Усталость от войны понижает настроение граждан. Низкое настроение замедляет рост города. Строительство новых районов требует роста населения. Получается, что если у населения города резко упало настроение, а лимит районов уже исчерпан, построить в городе здание для его улучшения у вас просто не получится.

Прежде мы всегда могли быстро организовать постройку храмов или арен, чтобы нормализовать ситуацию, сейчас же ее можно исправить только через политические действия или экстренную закупку у других держав редких ресурсов. Оба эти метода, понятное дело, тоже довольно ограничены. Гораздо лучше было бы вообще не вводить район развлечений, а улучшающие настроение здания размещать в центре города. Ну или не вводить лимит на количество районов в зависимости от населения.

Еще в первых партиях ощущалась нехватка суда – здания для успокаивания населения в оккупированном городе. На самом же деле эту механику перевели в дипломатическую плоскость, и это очень интересное решение. Избавиться от штрафов теперь можно, заставив историческую родину отказаться от притязаний на город. Этот изящный ход позволил избавиться от очередной городской постройки – вот пример того, как надо отсекать лишнее, не лишая игрока важного инструмента.

А вот вам пример того, как инструмент отобрали, не дали ничего взамен и от этого хочется выть. В игре нельзя продавать и сносить здания. Ладно, когда речь идет о районе – снести акведук и поставить развлечения, – это действительно было бы очень жестко по отношению к жителям. Но здания-то почему? Это стало особенно важно с введением специализации, ведь в некоторых районах появились взаимоисключающие здания. Почему казармы и конюшни не могут стоять вместе? Что мешает построить две военные базы? Чем картинная галерея мешает музею археологии?

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Все, что нужно знать о новом сериале от HBO «Чернобыль» Все, что нужно знать о новом сериале от HBO «Чернобыль»

Над сериалом «Чернобыль» работали создатели культовых сериалов

Лиза, май'19
Амнистия не для всех. Почему российские бизнесмены не спешат возвращать свои капиталы Амнистия не для всех. Почему российские бизнесмены не спешат возвращать свои капиталы

За вторую амнистию капиталов в Россию было репатриировано более €10 млрд

Forbes, май'19
Как часто можно пить антибиотики: спросили у врача Как часто можно пить антибиотики: спросили у врача

Как часто можно принимать антибиотики и что будет, если пить их постоянно

Лиза, май'19
Kia ProCeed GT: аккуратно, добротно, продуманно Kia ProCeed GT: аккуратно, добротно, продуманно

Грузить много, везти быстро — главные правила нового универсала от Kia

Maxim, май'19
Эдвард Кеннеди — первый журналист, сообщивший о конце войны в 1945 году Эдвард Кеннеди — первый журналист, сообщивший о конце войны в 1945 году

Но был осужден и уволен из Associated Press за нарушение эмбарго

Playboy, май'19
В Москве выставят VR-работы Аниша Капура и Марины Абрамович В Москве выставят VR-работы Аниша Капура и Марины Абрамович

Проект Beat Film Festival в Мультимедиа Арт Музее

Vogue, май'19
У Канье Уэста очень странные ботинки (или это все-таки носки?) У Канье Уэста очень странные ботинки (или это все-таки носки?)

Канье Уэст не может не произвести фурор своим внешним видом

GQ, май'19
Заработать не только на поиске. Google объявил о масштабной внутренней реорганизации Заработать не только на поиске. Google объявил о масштабной внутренней реорганизации

Google задумался о поиске новых источников дохода

Forbes, май'19
Что известно о самолете Sukhoi Superjet 100, потерпевшем крушение в Шереметьево, и почему его критикуют Что известно о самолете Sukhoi Superjet 100, потерпевшем крушение в Шереметьево, и почему его критикуют

СК РФ начал расследование катастрофы самолета Sukhoi Superjet 100

Esquire, май'19
Ракета Вассерфаль: упущенный шанс Гитлера Ракета Вассерфаль: упущенный шанс Гитлера

В чем была ошибка министра вооружений Германии Альберта Шпеера

Популярная механика, май'19
Какие страны Европы чаще всего выдают визы? Какие страны Европы чаще всего выдают визы?

Ассоциация туроператоров России подвела визовые итоги прошлого года по Москве

National Geographic, май'19
8 «здоровых привычек», от которых больше вреда, чем пользы 8 «здоровых привычек», от которых больше вреда, чем пользы

Хочешь как лучше, а получается наоборот

Playboy, май'19
Современный Робинзон: мужчина купил и облагородил необитаемый остров на Сейшелах Современный Робинзон: мужчина купил и облагородил необитаемый остров на Сейшелах

Англичанин купил необитаемый остров на Сейшелах и переехал туда навсегда

National Geographic, май'19
Шпионская история: жучки в копировальных аппаратах СССР Шпионская история: жучки в копировальных аппаратах СССР

Любое копирование в СССР – это всегда огромная тайна

Популярная механика, май'19
Как улучшить цвет зубов: 7 советов и 8 классных товаров в помощь Как улучшить цвет зубов: 7 советов и 8 классных товаров в помощь

Кто не хочет иметь «улыбку на миллион долларов»?

Playboy, май'19
Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен

Елена Подкаминская не любит делать из личной жизни инфоповоды

OK!, май'19
Одри Хепбёрн: Есть вещи поважнее, чем кино Одри Хепбёрн: Есть вещи поважнее, чем кино

4 мая – 90 лет со дня рождения Одри Хепбёрн

Лиза, май'19
Дана Борисова: «Дочь смогла простить меня» Дана Борисова: «Дочь смогла простить меня»

О счастливом финале страшного скандала между мамой и дочкой

StarHit, май'19
И что он в ней нашел... И что он в ней нашел...

Романы между интересными, состоявшимися мужчинами и простушками – не редкость

Лиза, май'19
Жатва Гиппократа Жатва Гиппократа

Что нового в медицине в последние 20 лет начавшегося века

Maxim, май'19
Стилист поможет Стилист поможет

Один из самых полезных трендов нашего времени – шопинг с помощником

Домашний Очаг, май'19
Федор Павлов-Андреевич: Тело не лжет Федор Павлов-Андреевич: Тело не лжет

Художник Федор Павлов-Андреевич рассказал, что общего у перформанса и подвига

СНОБ, май'19
Первые дни украинского д’Артаньяна Первые дни украинского д’Артаньяна

Владимир Зеленский собирался сосредоточиться на внутриполитической борьбе

Эксперт, май'19
Suzuki Swift: Мал да удал Suzuki Swift: Мал да удал

При разработке четвертого «Свифта» японцы провели серьезную работу над ошибками

АвтоМир, май'19
Дача: техника безопасности Дача: техника безопасности

Чтобы отдых не испортили досадные неприятности, заранее все продумай и подготовь

Лиза, май'19
Гроздья репы Гроздья репы

О том, как жили наши предки сто пятьдесят лет назад

Maxim, май'19
Марш легионеров Марш легионеров

Китайские автомобили перестали удивлять странными решениями и спорным дизайном

АвтоМир, май'19
Облачный бизнес: разработчики решают Облачный бизнес: разработчики решают

Конференция Microsoft Build собрала шесть тысяч разработчиков

Эксперт, май'19
Наша Rasa Наша Rasa

Мы пообщались с лучшей половиной музыкального коллектива Rasa – Дашей Шейк

Maxim, май'19
Город под снос Город под снос

В Сочи начался массовый снос многоквартирных домов

Эксперт, май'19