Еще больше советов от профессионалов

Игромания

Спецматериалы

Как основать инди-компанию, часть вторая и третья

Еще больше советов от профессионалов

В беседе участвовали:

Ярослав Кравцов, днем продюсер на Armored Warfare в Mail.Ru Group, ночью продюсер на SMASH BASH в инди-команде. Из выпущенных проектов: Message Quest, Skyforge, Allods Online.

Алексей Давыдов, Managing Director Flazm Interactive Entertainment, UAB.

Айрат Закиров, CTO, Ice-Pick Lodge.

Андрей Арутюнян, сооснователь и биздев студии Ellada Games. Проект Niffelheim.

Мария Кочакова, Narrative designer & Indie-developer в Royal Troupe.

В заключительной части материала про формирование инди-компании продолжаем выяснять у представителей и основателей некоторых инди-студий преимущества и минусы работы в индустрии. Кроме того, речь пойдет об одной из важнейших составляющих любого бизнеса, будь он для души или только ради извлечения прибыли. Инвестиции, мотивация, харизма, знание юриспруденции, чувство юмора – все это поможет, но ничего не заработает, если вы один, а вокруг нет людей, готовых вкладывать в игру силы, время и талант. Исключение – если вы человек-оркестр, способный взять на себя все возможные роли. Вот почему эта статья написана рекрутером, главный секрет – в людях!

Сергей Волков, Head of GameDev Practice в Spice IT Recruitment, узнал у представителей и основателей некоторых инди-студий о том, как найти стоящую команду, как распределить роли внутри и справиться с обманами и текучкой.

Об отсутствии методов рационального мышления

Бытует (возможно, правдивое) мнение, что в корпорациях скучно и уныло, все порастает мхом определенности и цифр, нет простора для творчества и креатива. Не будем никого разубеждать. Поклонников и адептов и этой, и противоположной точки зрения хватает.

Айрат Закиров: Кто-то получает удовольствие от устроенности и уверенности в завтрашнем дне, а кто-то ждет бури как возможности. Кто-то молод, а кто-то уже не очень и обзавелся детьми. Кто-то консерватор, а кто-то демократ. Мне кажется, что тут сказывается природный фактор, проявляющийся и в других областях. Есть массив людей, сохраняющих стабильность системы, а есть небольшое количество, которое раздергивает ее и ищет новые пути. И те и другие важны.

А вот шанс удостовериться самому, кто есть кто, есть всегда и у каждого. Стоит просто поработать над интересным душевным проектом, может быть, даже на волонтерской основе. И сразу станет ясно, готовы вы к созданию инди-студии или просто притворяетесь.

Ярослав Кравцов: На мой взгляд, у любого разработчика, сидящего на долгосрочном проекте, должны быть короткие пет-проекты, которые помогут ему не закиснуть. Очень легко потерять ориентиры, когда все время видишь только что-то одно. Есть риск начать переоценивать важность своей работы, потому что перестаешь видеть, что твой основной проект – песчинка в море игр.

К тому же это очень славно, когда можно позволить себе делать игры для души. Ведь все мы пришли в геймдев ради таких игр и часто втайне недовольны тем, что занимаемся играми как бизнесом.

Некоторые боятся, что пет-проекты могут мешать основной работе. А я вот скажу из своего опыта, что они, наоборот, помогают. Можно какие-то решения опробовать в маленьких прототипах для себя, а затем перенести их в большой проект. А можно, научившись делать маленькие душевные игры, перенести этот опыт в большую разработку и делать коммерческий продукт, которым можно гордиться.

Андрей Арутюнян: Инди-студия – такой же бизнес, как и любой другой, с большим риском, но и с большей свободой действий. Любые творческие порывы ограничат бюджет, тем не менее инди-студии зачастую берутся за идеи, которые не могут себе позволить большие студии в силу риска не угадать.

Фил Фиш (Fez) – яркий пример того, что порой необходимо отвлекаться от разработки «главной игры своей жизни»

О неизбежности взросления

Вы наверняка думаете, что для создания игры важна только душа. Деньги вам не нужны совсем, а в квартире родителей на мамином борще вы вполне в состоянии создать инди-шедевр. К сожалению, реальная жизнь жестока и сурова.

Вариант №1. Если рациональное мышление у вас было раньше.

Алексей Давыдов: Выживаете как можете – это отлично подходит к большинству случаев. Первый проект финансировался на заработанные и отложенные 3000 долларов. Дальше проекты финансировались уже за счет предыдущих. Главное, когда ты инди, – не складывать все яйца в одну корзину.

Вариант №2. Найти инвестора и отложить покупку яхты.

Ярослав Кравцов: По опыту скажу, что копить бесполезно. Потому что нельзя просто взять и сделать игру на отведенный заранее бюджет, особенно если раньше вы таким не занимались и бюджет собран впритык. И это довольно неприятно, когда деньги кончились, а проект в разобранном состоянии. Искать профильного инвестора – это правильно. Задача первого проекта – не заработать на яхту, а набраться опыта, встать на ноги и склеить команду. Но я тут пока так себе советчик, в данный момент сам в поисках инвестиций.

Вариант №3. Помните, что, как и в играх-выживариумах, вам важно не умереть с голоду!

Алексей Давыдов: Отличный совет – иметь несколько источников небольшого, но длинного пассивного дохода. Такие «ручейки» позволяют не умереть от жажды в засушливые периоды. Ну, или можно просто не уходить с работы, пока не увидишь первый репорт от Steam с четырьмя-пятью нулями.

Вариант №4. Найти свой путь. Он ведь один, и с него не свернуть.

Мария Кочакова: Инвесторов мы искали, потом поняли, где прокололись, и больше не ищем. Копить заранее тоже глупо. Проще выделить часть месячного бюджета на игру – когда-то больше потратиться, когда-то меньше. И все всегда фиксировать! Каждую трату.

На практике это выглядит так: художница нарисовала пачку промо и говорит, что это стоит 2 рубля. Плачу два рубля, все довольны. «Звукач» написал трек для трейлера, говорит, что это ничего не стоит, но ему бы микрофон поменять, а он стоит 5 рублей. Скидываю «звукачу» на микрофон. Программист говорит – мне пока деньги не нужны, но я не хочу за спасибо работать. Говорю, ладно, давай в месяц положим тебе 3 рубля, будем их считать, а после релиза я тебе всю сумму выплачу разом. Вот как-то так.

Niffelheim должна стать, как говорят сами братья-создатели, Андрей и Эдуард Арутюняны, «серьезной ролевой игрой для мальчишек»

Немного о скучном

Программные продукты стоит выбирать вдумчиво, исходя из целей и задач проекта, из того, с чем вам и всей команде будет удобно и комфортно работать. А принцип выбора движка еще проще: смотрите, где сейчас работает Олег Придюк, – тот движок и берете!

Есть два пути: можно установить преимущественно бесплатные программы и приложения или пользоваться тем, что стоит приличных денег, но отвечает неким внутренним принципам команды.

Алексей Давыдов: Инди вынуждены экономить, это правда. Но есть профессиональные инструменты, и экономить на них – значит, снижать качество продукта. Когда мы занимались веб-проектами, у нас в студии были лицензионные Flash, Photoshop и Flash Builder. Сейчас у нас PRO-версия Unity3D и еще с полдюжины подписок на разные сервисы.

Андрей Арутюнян: Unity, Spine 2D, NGUI. Все, что может помочь ускорить реализацию проекта и улучшить его.

Ярослав Кравцов: Система контроля версий – бесплатный BitBucket для проекта и Dropbox для артовых сорцов. Документация – бесплатный Google Sites. Движок – бесплатный Unity или бесплатный Defold. Таскооборот – бесплатный Trello или Hacknplan. Общение команды – бесплатный Skype или Slack. Для старта ничего хитрого не надо.

Мария Кочакова: Зачем лишние траты? Лучше на контент деньги пустить или на промо. Так что у нас Skype, Google Docs, Trello. Платим мы, получается, только за SVN. Даже движки бесплатные берем. Ибо воистину.

Маркус Перссон (Minecraft) справился с ролью «вождя» на ура

О раздвоении личности, предпринимательстве, музах и самом главном

Каждый специалист знает, что бизнес – это большие возможности, но и немаленькие опасности. О том, что будет завтра, не знает никто. Предсказать, как поведет себя тот или иной продукт на рынке, очень сложно. Поэтому так важно на берегу понять, стоит ли игра свеч и готовы ли вы идти на жертвы.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Mutant Year Zero: Road to Eden Mutant Year Zero: Road to Eden

В декабре выходит Mutant Year Zero – адаптация настольной игры 1980-х годов

Игромания
Сочувствие парню Месть Сочувствие парню Месть

«Манкимен»: идеальное кино по версии Дева Патела

Weekend
«Капитаны Апреля» «Капитаны Апреля»

9 сентября 1973 года группа офицеров тайно собралась в окрестностях города Эвора

Дилетант
Японцы сделали робоверсию ожившего трехногого стула из аниме Японцы сделали робоверсию ожившего трехногого стула из аниме

Инженеры воспроизвели оживший стул без одной ноги и научили его ходить

N+1
Мэр Якутска: как победить пыль и неблагоустроенность Мэр Якутска: как победить пыль и неблагоустроенность

Чем вызваны особенные недостатки столицы Якутии?

ФедералПресс
Ханами по-приморски Ханами по-приморски

Рододендрон – чудо дальневосточной природы и символ Приморья

Отдых в России
«Увидев себя в фильме «Москва слезам не верит», Ирина Муравьева горько заплакала» «Увидев себя в фильме «Москва слезам не верит», Ирина Муравьева горько заплакала»

Вспоминания прошлых лет об актрисе Ирине Муравьевой

Коллекция. Караван историй
Где русская женщина, там всегда притяжение Где русская женщина, там всегда притяжение

Юлия Пересильд известна своей искренностью — это делает ее неуязвимой

OK!
«Зло не существует»: живописная экопритча Рюсукэ Хамагути о нравственном шоке идеалистов «Зло не существует»: живописная экопритча Рюсукэ Хамагути о нравственном шоке идеалистов

Почему стоит смотреть новый фильм японского режиссера Рюсукэ Хамагути

Правила жизни
Денис Тагинцев: «Когда танцуешь, ты переживаешь состояние абсолютного счастья» Денис Тагинцев: «Когда танцуешь, ты переживаешь состояние абсолютного счастья»

Хореограф-постановщик Денис Тагинцев — о том, что такое танец

Монокль
Фэншуй: как улучшить отношения при помощи стихии огня Фэншуй: как улучшить отношения при помощи стихии огня

О первой форме энергии и, пожалуй, самой активной из них — стихии Огня.

VOICE
Монетизация воды Монетизация воды

Какие финансовые инструменты появились в борьбе за климат

Деньги
Окно в старый свет. Чего ждать от 60-й Венецианской биеннале Окно в старый свет. Чего ждать от 60-й Венецианской биеннале

Что ждать от старейшего форума современного искусства?

СНОБ
Капроновый чулок на голове: как попытка переодеть партнершу может быть формой абьюза Капроновый чулок на голове: как попытка переодеть партнершу может быть формой абьюза

Как влияние на стиль одежды партнера может быть формой абьюза

Forbes
Октановое число: суть вопроса простыми словами, и на что оно влияет Октановое число: суть вопроса простыми словами, и на что оно влияет

Октановое число в немалой степени определяет эффективность работы двигателя

РБК
Как подключить телевизор по HDMI Как подключить телевизор по HDMI

Как подключить ноутбук или компьютер к телевизору по HDMI

CHIP
Чем занять себя в самолете: вы не заметите, как быстро пролетит время Чем занять себя в самолете: вы не заметите, как быстро пролетит время

Как «убить время» в самолете с пользой?

ТехИнсайдер
«Я — результат неудачной попытки сохранить брак»: почему важно принять свою травму, а не бежать от нее «Я — результат неудачной попытки сохранить брак»: почему важно принять свою травму, а не бежать от нее

Глава из книги «В плену у травмы» — о том, как относиться к своей травме

Psychologies
Почему плавают обороты двигателя на холостом ходу Почему плавают обороты двигателя на холостом ходу

Плавание оборотов при отпущенной педали газа часто является признаком неполадок

РБК
Почему мы любим поговорить о бывших (особенно с нынешним) Почему мы любим поговорить о бывших (особенно с нынешним)

Почему нам нравится вспоминать прошлые отношения?

VOICE
Как защитить свои аккаунты в социальных сетях: проверьте, все ли методы вы используете Как защитить свои аккаунты в социальных сетях: проверьте, все ли методы вы используете

Наличие пароля еще не говорит о том, что ваш аккаунт полностью защищен

ТехИнсайдер
Па-де-де Па-де-де

Разговор об искусстве с основательницей и художественным руководителем ЦБШ

Grazia
«Зачем ты это ляпнул?!»: мужчины объясняют, почему они хейтят женщин «Зачем ты это ляпнул?!»: мужчины объясняют, почему они хейтят женщин

Почему некоторые мужчины начинают знакомство с грубости?

VOICE
Разводиться или нет? 5 вопросов, чтобы принять решение Разводиться или нет? 5 вопросов, чтобы принять решение

Стоит ли решаться на развод? Чтобы все взвесить, ответьте себе на эти вопросы

Psychologies
Все альбомы группы «Король и Шут» — от лучшего к худшему Все альбомы группы «Король и Шут» — от лучшего к худшему

Разбираем творчество легендарных музыкантов КиШ — от дебюта до заката

Maxim
5 причин, почему зумеры и миллениалы считают себя «почти нищими», хотя это не так 5 причин, почему зумеры и миллениалы считают себя «почти нищими», хотя это не так

Почти половина представителей поколений Z и Y тревожатся по поводу своих доходов

Psychologies
«Нам в пять утра срочно нужен кокошник, у кого есть?»: как сейчас работают художники по костюмам в кино «Нам в пять утра срочно нужен кокошник, у кого есть?»: как сейчас работают художники по костюмам в кино

Как устроена профессия художника по костюмам, чем она хороша и плоха?

Правила жизни
ИИ и технологии ИИ в мире науки, техники и предпринимательства ИИ и технологии ИИ в мире науки, техники и предпринимательства

Какой правовой статус у искусственного интеллекта?

Наука и Техника
Зумеры мечтают работать, не работая: что такое ресентеизм Зумеры мечтают работать, не работая: что такое ресентеизм

Действительно ли избегание работы у зумеров кроется в нежелании трудиться?

Psychologies
Спасение Колумба от смерти и подтверждение теории Эйнштейна: 5 солнечных затмений, которые повлияли на ход истории Спасение Колумба от смерти и подтверждение теории Эйнштейна: 5 солнечных затмений, которые повлияли на ход истории

В разные периоды солнечные затмения по-разному влияли на историю

ТехИнсайдер
Открыть в приложении