Вердикт
ABZÛ
Сеанс шумерской аквамедитации
- Жанр: Интерактивная инсталляция
- Издатель: 505 Games
- Разработчик: Giant Squid
- Мультиплеер: Нет
- Платформа: PC, PS4
- Сайт игры: www.abzugame.com
- Необходимо: Dual-Core 3 ГГц, 4 ГБ, 2 ГБ видео
«Лучший способ наблюдать за рыбой – это стать рыбой», – сказал однажды Жак-Ив Кусто. Именно этими словами можно описать суть ABZÛ – не столько игры, сколько интерактивного путешествия в морские глубины.
Мэтт Нава, опытный дайвер и бывший арт-директор thatgamecompany, не хотел создавать правдоподобный симулятор ныряльщика, с декомпрессионной болезнью и возней с оборудованием. Нет, руководитель калифорнийской Giant Squid стремился передать эмоциональное состояние, спектр чувств человека, оказавшегося в мире, где царят не люди, а природа... и безмолвие.
Не нужно слов
Отправившаяся в глубоководную одиссею безымянная ныряльщица, подобно рыбе, не проронит ни слова. Да слова здесь и не нужны. В сюжете нет ни конфликта, ни персонажей, ни постановочных сцен. ABZÛ – своего рода симулятор аквамедитации, поэтому события зачастую заменяются эмоциями в соответствии с концепцией Мэтта Нава. Его игра ловко жонглирует чувствами игрока, рассказывая историю с помощью музыки и невербалики.
Такой подход использовала Blizzard в недавней короткометражке «Последний Бастион». Там «бессловесный» сюжет гармонично чередовал комедию с драмой, а драму с триллером. ABZÛ устроена аналогично. Всего за пару часов она низвергает игрока в пучину отчаяния, возносит на вершину эстетического восторга и вновь окунает в бездну тоски от осознания своей ничтожности в безграничной водной пучине. Словно поплавок в руках Джереми Уэйда, игрок направляется в нужное течение благодаря Остину Уинтори – автору музыки The Banner Saga, Journey и Assassin’s Creed: Syndicate. Его стараниями ABZÛ воспринимается как аудиовизуальная инсталляция в морском музее Барселоны, а не «подводная Journey».
В тени отца
Впрочем, сравнение с одной из лучших медитативных игр небезосновательно. В ABZÛ мы исследуем окрестности под аккомпанемент музыки Уинтори, изучаем фреску за фреской для осознания происходящего и освобождаем из ловушек всевозможных существ. Геймплейные механики Journey просто адаптированы для путешествия по подводным просторам и полетов на морских тварях вместо воздушных. Однако ABZÛ не во всем копирует первопроходца в жанре «игра-эмоция». Морской черт кроется в деталях.