Grand Theft Auto от А до V

ИгроманияИстория

20 лет серии

Grand Theft Auto от А до V

Алексей Пилипчук

Неважно, какого вы возраста, цвета кожи, вероисповедания, профессии или пола, неважно даже, любите вы игры или нет: о GTA, пожалуй, слышали все. Для одних эти три буквы – символ беззаботного детства, дурацких модов и паролей на бумажках. Для других – та самая «дьявольская игра», что превращала детей в «кровожадных убийц». А для третьих – настоящее произведение искусства и источник вдохновения.

Недавно этому феномену исполнилось двадцать лет, и в ознаменование этой даты мы решили вспомнить, что же значит для нас эта серия.

Истоки

На старте ничто не предвещало игре великое будущее. Первые две части, вышедшие в 1997 и 1999 годах, были простенькими аркадами, где «пиксельные» человечки делали криминальную карьеру. Вид сверху и примитивный геймплей: знай себе катайся на машинках, дави или расстреливай всех подряд да выполняй задания.

Трудно поверить, что великая GTA некогда выглядела так

Но уже тогда прослеживались главные черты серии: циничный юмор, вседозволенность и, конечно же, ощущение, будто в игре есть нечто большее. Будто там, за поворотом, обязательно найдётся какой-нибудь сюрприз. А ещё там были совершенно безумные и сумасшедшие по постановке миссии. Уничтожить ресторан просто за то, что в нём перестали готовить любимое блюдо босса? Гм... а что вас смущает-то?

Максим Козырь:

В одной из миссий первой части я проехал на мотоцикле по крышам зданий. Это было настолько круто для игр того времени, что по сей день выжимает ностальгическую слезу.

А вот в GTA 2 в одном из заданий русской мафии требовалось угнать набитый автобус, отвезти на завод и пустить всех пассажиров на популярные хот-доги. Пожалуй, одна из лучших и безумно циничных миссий во всей серии GTA.

Евгений Пекло:

Вторая часть зацепила меня ещё в момент выхода, одно ужасно раздражало – озвучка на английском. Резало мои нежные детские уши непонятное «Вишингар» при подборе очередной пушки. Однако вскоре выяснилось, что звуковые исходники игры лежат в открытом доступе – хватай и работай. Я выпросил у родителей микрофон и достал прогу для обработки звука, но в итоге стало только хуже. Представьте себе: бравый бандит подбирает пушку под душе- и ушераздирающий вопль двенадцатилетнего школьника: «Пистолет-пули-и-имёт у-у-узи-и-и-и-и!» А теперь представьте, что несколько мгновений назад вы зачистили целую улицу и быстро подбираете один автомат за другим... Занавес!

Юрий Блинов:

Ни одна игра не могла затянуть так, как GTA 2. Мы с другом даже пытались организовать «мультиплеер», одновременно играя каждый у себя дома и подробно описывая друг другу происходящее по телефону. Были ж времена!

Революция

Нельзя сказать, что продажи или оценки первых двух частей и аддонов (про Лондон) кого-то удивили, но их хватило, чтобы через несколько лет мир увидел по-настоящему великую игру. Истинный успех пришёл в 2001 году с релизом GTA 3: полное 3D, вид из-за спины, красивый город с огромным количеством возможностей – тут и войны с полицией, и попытки заработать, сдавая угнанные машины на металлолом. И, конечно, много хорошей музыки на радио, шуток диджеев и забавных постановочных роликов.

Отдельное удовольствие – наблюдать, как из игры в игру кочуют одни и те же автомобили. И как эти модели меняются со временем

Кто-то устраивал настоящий апокалипсис: расстреливал прохожих, уходил от погонь, уничтожал приехавшую на вызов технику из самого разного оружия и особенно с помощью танка. Кто-то собирал разбросанные по всему миру «пакеты»: за них разработчики щедро награждали, оставляя на точках сохранения оружие. Некоторым нравилось просто изучать город, напоминающий Нью-Йорк, и слушать сатирические зарисовки по радио. А ещё здесь был сюжет. Да, совсем простой, но с интересными персонажами и самыми разными задачами, от угонов до покушений.

Вспоминая старые части, нельзя не рассказать и про заметные «аркадные корни»: машины, что загорались уже после нескольких столкновений, мигом тонущего героя, миссии, на которые приходилось долго ехать после каждого провала. Даже оружие и деньги там «летали» в разноцветных ореолах (зато какое удовольствие доставлял даже звук «подбирания»!). Ну и, конечно, возрождение около больниц или полицейских участков.

Единственное, чего Grand Theft Auto 3 не хватало, – своего запоминающегося стиля, но вскоре серия обзавелась и им...

Максим Козырь:

В третьей части мне больше всего запомнился стартовый ролик: всё было сделано на невероятно крутом уровне, а со взрывом моста в конце сцены приходило осознание, что сейчас ты получишь нечто революционное. Так оно и оказалось.

Станислав Платицын:

Тот факт, что ты выходишь из дома, видишь перед собой огромный город и можешь идти куда угодно, вызывал неописуемый восторг...

...и заставлял заниматься всякой ерундой. Особенно увлекательными были забавы вроде «засунь как можно больше машин в гараж», «собери как можно больше копов перед домом и взорви их базукой», «возьми спорткар, набери пять звёзд и убегай от полиции сколько сможешь» и «перестреляй как можно больше людей на улицах».

Юрий Блинов:

Поначалу мы с братом не могли поверить, что это настоящая GTA в 3D, но после аккуратного толчка мышки герой повернулся! Дальше было бесчисленное количество часов изучения города, поиска спрятанных пакетов (по легендам, собрав 100, можно было попасть в секретный 4-й город, который был виден через прицел снайперки у одной из скал), попытка улететь на бескрылом «Додо» с поднимающегося моста... А потом в один прекрасный день откуда-то взялся помятый листочек, начинающийся с «GUNSGUNSGUNS», и всё понеслось по новой!

Лицо со шрамом

GTA: Vice City, на первый взгляд, не делала ничего сверхъестественного. Сухие строчки пресс-релизов и тексты на коробках упоминали новый город, лодки, вертолёты и много заданий. Но было в игре нечто куда большее: совершенно незабываемый стиль.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Плей Боуи Плей Боуи

Что помогло парню с саксофоном превратиться в инопланетянина

Esquire
За что держаться, когда думаешь, что мир рушится: концепция антихрупкости За что держаться, когда думаешь, что мир рушится: концепция антихрупкости

Что такое концепция антихрупкости, которая помогает выстоять?

VOICE
Jurassic World Evolution Jurassic World Evolution

Собственный парк с Голдблюмом и бронтозаврами

Игромания
Старикам везде у нас почет Старикам везде у нас почет

Самые уважаемые автомобильные марки в современной России

Автопилот
Два аспида не поделили червягу Два аспида не поделили червягу

Исследователи стали свидетелями битвы за добычу между двумя коралловыми аспидами

N+1
Главная роль Кэтрин Зета-Джонс Главная роль Кэтрин Зета-Джонс

Свою главную и самую сложную роль она играет не на сцене или в кино, а в жизни

Караван историй
Неофициальные шестидесятые: от СМОГа до «ахматовских сирот» Неофициальные шестидесятые: от СМОГа до «ахматовских сирот»

Неофициальная поэзия 1960-х: поэтические содружества и авторы-одиночки

Полка
Что делать, если посудомоечная машина не сливает воду Что делать, если посудомоечная машина не сливает воду

Случаи, почему течет посудомойка, а также способы, как это исправить

CHIP
Андрей Михайлов: «Эволюция людей похожа на одомашнивание самих себя» Андрей Михайлов: «Эволюция людей похожа на одомашнивание самих себя»

Футуролог Андрей Михайлов — о влиянии технологий на человеческие привычки

РБК
Парус, лыжи, кошки, спиннинг… Парус, лыжи, кошки, спиннинг…

В кратер вулкана на лыжах и неделя «вне зоны действия сети»

Вокруг света
Берегли вещь для особого случая? Используйте ее прямо сейчас! Берегли вещь для особого случая? Используйте ее прямо сейчас!

Выясняем, почему мы не используем то, что приобрели, и как с этим справиться

Psychologies
Дух свободы Дух свободы

Подчеркнуто мужское пространство со своей неповторимой атмосферой и харизмой

SALON-Interior
Хороший тон Хороший тон

Как добиться эффекта идеально гладкой сияющей кожи с помощью тональных средств

Лиза
Всего два дня отсутствия здорового сна могут заставить человека чувствовать себя на годы старше Всего два дня отсутствия здорового сна могут заставить человека чувствовать себя на годы старше

Недосып прибавляет к ощущаемому возрасту человека почти 4,5 года

ТехИнсайдер
Александр Коршунов: «Вдохновение должно приходить в назначенное время» Александр Коршунов: «Вдохновение должно приходить в назначенное время»

Режиссер Александр Коршунов — о новом спектакле и театре «Сфера»

Монокль
6 фильмов о дружбе, одержимости и соперничестве между женщинами 6 фильмов о дружбе, одержимости и соперничестве между женщинами

Фильмы, где связанные узами женщины переживают кризис идентичности

СНОБ
Кокни пацана Кокни пацана

«Джентльмены»: образцовый Гай Ричи в восьми сериях

Weekend
Чем полезна пекинская капуста для организма: 8 свойств Чем полезна пекинская капуста для организма: 8 свойств

Пекинская капуста (ее еще называют бок-чой): диетическая, полезная и вкусная

РБК
«Серьезный вызов даже для передовых технологий» «Серьезный вызов даже для передовых технологий»

Что говорят эксперты о перспективах применения биопринтинга в медицине

РБК
Кто еще в квартире живёт? Кто еще в квартире живёт?

Насекомые и пауки, которые живут в наших квартирах

Наука и жизнь
Быть на вершине Быть на вершине

Удовольствие, свобода и безумие во французских Альпах

Автопилот
Вместо таблетки Вместо таблетки

10 продуктов, которые лечат не хуже лекарств

Лиза
Социальное выгорание: почему мы устаем от общения с людьми Социальное выгорание: почему мы устаем от общения с людьми

Устаете от постоянного общения с коллегами, друзьями или родственниками?

ТехИнсайдер
Михаил Шемякин: «Евтушенко сказал: «Вся Москва только и говорит о твоей великолепной карете, на которой ты разъезжаешь по Парижу!» Михаил Шемякин: «Евтушенко сказал: «Вся Москва только и говорит о твоей великолепной карете, на которой ты разъезжаешь по Парижу!»

Мне было запрещено взять с собой даже маленький чемодан

Коллекция. Караван историй
ТОП-5 самых известных корейских автобрендов и их первые модели ТОП-5 самых известных корейских автобрендов и их первые модели

На мировом уровне корейский автопром заявил о себе лишь пару десятилетий назад

РБК
Эрос, что тебе снится? Эрос, что тебе снится?

Почему в сексе нам часто не хватает реальности и мы пускаемся в фантазирование?

Psychologies
Future Continuous: какие технологии меняют будущее рекламы Future Continuous: какие технологии меняют будущее рекламы

Как развитие технологий изменит сферу рекламы через 10-15 лет

Forbes
Фантазировать и\или желать Фантазировать и\или желать

Как способность создавать в воображении миры может помешать жить в реальности

Psychologies
«Заставить женщин рожать больше невозможно»: Екатерина Шульман о демографии «Заставить женщин рожать больше невозможно»: Екатерина Шульман о демографии

Почему нельзя изменить ситуацию, запрещая аборты и принуждая женщин рожать

Forbes
Отцы атомной бомбы: 5 ученых, стоящих за созданием самого разрушительного оружия Отцы атомной бомбы: 5 ученых, стоящих за созданием самого разрушительного оружия

Кто создавал ядерное оружие?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении