20 лет серии
Grand Theft Auto от А до V
Неважно, какого вы возраста, цвета кожи, вероисповедания, профессии или пола, неважно даже, любите вы игры или нет: о GTA, пожалуй, слышали все. Для одних эти три буквы – символ беззаботного детства, дурацких модов и паролей на бумажках. Для других – та самая «дьявольская игра», что превращала детей в «кровожадных убийц». А для третьих – настоящее произведение искусства и источник вдохновения.
Недавно этому феномену исполнилось двадцать лет, и в ознаменование этой даты мы решили вспомнить, что же значит для нас эта серия.
Истоки
На старте ничто не предвещало игре великое будущее. Первые две части, вышедшие в 1997 и 1999 годах, были простенькими аркадами, где «пиксельные» человечки делали криминальную карьеру. Вид сверху и примитивный геймплей: знай себе катайся на машинках, дави или расстреливай всех подряд да выполняй задания.
Но уже тогда прослеживались главные черты серии: циничный юмор, вседозволенность и, конечно же, ощущение, будто в игре есть нечто большее. Будто там, за поворотом, обязательно найдётся какой-нибудь сюрприз. А ещё там были совершенно безумные и сумасшедшие по постановке миссии. Уничтожить ресторан просто за то, что в нём перестали готовить любимое блюдо босса? Гм... а что вас смущает-то?
Максим Козырь:
В одной из миссий первой части я проехал на мотоцикле по крышам зданий. Это было настолько круто для игр того времени, что по сей день выжимает ностальгическую слезу.
А вот в GTA 2 в одном из заданий русской мафии требовалось угнать набитый автобус, отвезти на завод и пустить всех пассажиров на популярные хот-доги. Пожалуй, одна из лучших и безумно циничных миссий во всей серии GTA.
Евгений Пекло:
Вторая часть зацепила меня ещё в момент выхода, одно ужасно раздражало – озвучка на английском. Резало мои нежные детские уши непонятное «Вишингар» при подборе очередной пушки. Однако вскоре выяснилось, что звуковые исходники игры лежат в открытом доступе – хватай и работай. Я выпросил у родителей микрофон и достал прогу для обработки звука, но в итоге стало только хуже. Представьте себе: бравый бандит подбирает пушку под душе- и ушераздирающий вопль двенадцатилетнего школьника: «Пистолет-пули-и-имёт у-у-узи-и-и-и-и!» А теперь представьте, что несколько мгновений назад вы зачистили целую улицу и быстро подбираете один автомат за другим... Занавес!
Юрий Блинов:
Ни одна игра не могла затянуть так, как GTA 2. Мы с другом даже пытались организовать «мультиплеер», одновременно играя каждый у себя дома и подробно описывая друг другу происходящее по телефону. Были ж времена!
Революция
Нельзя сказать, что продажи или оценки первых двух частей и аддонов (про Лондон) кого-то удивили, но их хватило, чтобы через несколько лет мир увидел по-настоящему великую игру. Истинный успех пришёл в 2001 году с релизом GTA 3: полное 3D, вид из-за спины, красивый город с огромным количеством возможностей – тут и войны с полицией, и попытки заработать, сдавая угнанные машины на металлолом. И, конечно, много хорошей музыки на радио, шуток диджеев и забавных постановочных роликов.
Кто-то устраивал настоящий апокалипсис: расстреливал прохожих, уходил от погонь, уничтожал приехавшую на вызов технику из самого разного оружия и особенно с помощью танка. Кто-то собирал разбросанные по всему миру «пакеты»: за них разработчики щедро награждали, оставляя на точках сохранения оружие. Некоторым нравилось просто изучать город, напоминающий Нью-Йорк, и слушать сатирические зарисовки по радио. А ещё здесь был сюжет. Да, совсем простой, но с интересными персонажами и самыми разными задачами, от угонов до покушений.
Вспоминая старые части, нельзя не рассказать и про заметные «аркадные корни»: машины, что загорались уже после нескольких столкновений, мигом тонущего героя, миссии, на которые приходилось долго ехать после каждого провала. Даже оружие и деньги там «летали» в разноцветных ореолах (зато какое удовольствие доставлял даже звук «подбирания»!). Ну и, конечно, возрождение около больниц или полицейских участков.
Единственное, чего Grand Theft Auto 3 не хватало, – своего запоминающегося стиля, но вскоре серия обзавелась и им...
Максим Козырь:
В третьей части мне больше всего запомнился стартовый ролик: всё было сделано на невероятно крутом уровне, а со взрывом моста в конце сцены приходило осознание, что сейчас ты получишь нечто революционное. Так оно и оказалось.
Станислав Платицын:
Тот факт, что ты выходишь из дома, видишь перед собой огромный город и можешь идти куда угодно, вызывал неописуемый восторг...
...и заставлял заниматься всякой ерундой. Особенно увлекательными были забавы вроде «засунь как можно больше машин в гараж», «собери как можно больше копов перед домом и взорви их базукой», «возьми спорткар, набери пять звёзд и убегай от полиции сколько сможешь» и «перестреляй как можно больше людей на улицах».
Юрий Блинов:
Поначалу мы с братом не могли поверить, что это настоящая GTA в 3D, но после аккуратного толчка мышки герой повернулся! Дальше было бесчисленное количество часов изучения города, поиска спрятанных пакетов (по легендам, собрав 100, можно было попасть в секретный 4-й город, который был виден через прицел снайперки у одной из скал), попытка улететь на бескрылом «Додо» с поднимающегося моста... А потом в один прекрасный день откуда-то взялся помятый листочек, начинающийся с «GUNSGUNSGUNS», и всё понеслось по новой!
Лицо со шрамом
GTA: Vice City, на первый взгляд, не делала ничего сверхъестественного. Сухие строчки пресс-релизов и тексты на коробках упоминали новый город, лодки, вертолёты и много заданий. Но было в игре нечто куда большее: совершенно незабываемый стиль.