Чужая вселенная

Как мир ксеноморфов развивался в фильмах и играх

ИгроманияСтиль жизни

Центр внимания

Чужая вселенная

Как мир ксеноморфов развивался в фильмах и играх

Юлий Ким младший, Денис Павлушкин, Дмитрий Шепелёв

Фантастические вселенные рождаются по-разному. Большая часть появляется из книг, где автор может подробно и зачастую не стесняя себя в объемах и деталях описывать все хитросплетения ее устройства. Другое дело, когда вселенная рождается в кино. Подходы могут быть разными. «Звездный путь» был сериалом, так что раскрывать подробности мира авторы могли постепенно, от серии к серии. Джордж Лукас в «Звездных войнах» сумел создать гигантскую вселенную со своей собственной мифологией за один фильм.

А вот вселенная Чужих обрисовывалась крайне неспешно. А если считать только фильмы, то вообще находится в процессе активного сотворения до сих пор. Каждая картина, каждая игра добавляет совсем немного деталей, сосредотачивая внимание в большей степени на главном участнике праздника – уникальном монстре. Здесь мы попробуем рассмотреть основные вехи ее развития. Уточним, что во внимание нами будут приняты только фильмы из оригинальной квадрологии и «Прометей», а также те немногие игры, что были признаны каноническими. Расширенная вселенная у Чужих настолько масштабна, что достойна отдельной статьи, возможно, даже не одной.

Создатель ксеноморфа – великий и ужасный Ганс Рудольф Гигер

Чужой

Началось все с британца, который на всю жизнь останется скорее художником, нежели режиссером, несмотря на все свои заслуги. И в случае с фильмом «Чужой» чутье и вкус Ридли Скотта, по сути, и зародили вселенную. Без уникального визуального ряда фильм остался бы тем, чем изначально и задумывался, – относительно камерным фантастическим триллером. Но не тут-то было.

Изначально Ридли Скотт намеревался войти в историю фантастики как постановщик «Дюны» по роману Фрэнка Герберта. Но на середине разработки проект закрыли, а режиссеру был предложен сценарий про космического монстра. В первую очередь Скотт стал готовить визуальную часть. По работе над «Дюной» он был знаком с Мёбиусом и Криссом Фоссом. Первый занялся персонажами-людьми, второй совместно с Робом Кобом – дизайном космического корабля. Чтобы подчеркнуть разницу в стилях между земной цивилизацией и инопланетной, Скотт решил найти другого художника для создания Чужого. Тогда-то сценарист Дэн О’Бэннон показал режиссеру альбом «Некрономикон» Ганса Рудольфа Гигера. Жуткие образы, биомеханика и множество вызывающих и откровенных символов покорили визионера, и выбор был сделан. Так родился ксеноморф – самый страшный и почитаемый инопланетянин в мировой поп-культуре.

Дизайн Королевы Кэмерон разработал сам, без участия Гигера
Тайну Космического жокея Ридли Скотт раскроет спустя тридцать с лишним лет после выхода оригинального фильма
Острые когти – один из признаков уже нечеловеческой природы Рипли

В плане сюжета «Чужой» не особо сложен. Команда космического корабля «Ностромо» принимает с неизвестной планеты сигнал бедствия, летит на помощь, находит заброшенный звездолет инопланетян, а в нем высохший труп неизвестного существа (ныне известный как «Космический жокей») и кладку неких яиц. По доброй традиции большинства ужастиков неосмотрительность одного из членов экипажа приводит к катастрофическим последствиям. В общем-то, стандартная схема «земных» хорроров, но вот в космосе такого еще не было.

Один из главных вкладов «Чужого» в мировую кинофантастику – это образ инопланетянина как дикого безжалостного зверя, с которым нельзя никак договориться. После нашумевшего в 1977 году фильма «Близкие контакты третьей степени» Стивена Спилберга и общей привычки изображать пришельцев как зеленых человечков с Марса подобный подход был абсолютно революционным. До какой-то степени можно считать, что Ридли Скотт породил ксенофобию и уж точно определил развитие целого жанра.

Снабжать подобную историю большим количеством деталей создатели фильма не стали. Команда «Ностромо» работает на пока еще безымянную Компанию, некий безликий образ всемогущих корпораций (название «Вейланд-Ютани» можно прочитать на одном из дисплеев, но вслух его произнесут только в третьем фильме). История происхождения ксеноморфа тоже осталась тайной. Появление в кадре инопланетянина с дыркой в груди, да и сам корабль, на котором нашли яйца, служат только для создания атмосферы, поддержания иллюзии того, будто за тем, что видят зрители, стоит нечто большее. Почему размножение ксеноморфа изначально настолько заточено под гуманоидного временного носителя? Чего хочет Компания? Что в это время происходит на Земле? На некоторые из этих вопросов нет ответа и по сей день.

В конце концов дело дошло даже до кровосмешения. В фильме «Чужие против Хищника: Реквием» появился гибрид двух враждующих рас
В свои перепалки Чужие и Хищники втянули уже кучу персонажей, включая Терминатора, Бэтмена, Робокопа и Судью Дредда

Чужие

Оставаться бы «Чужому» в рамках космического хоррора с парой любопытных деталей о мире, если бы создание сиквела не предложили Джеймсу Кэмерону, режиссеру, который сегодня знаменит своей любовью к постановкам невиданных масштабов. Собственно, хоть как-то называть «Чужих» вселенной стало возможно именно после фильма Aliens 1986 года, где действия приняли подобающий размах.

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Devil’s Hunt Devil’s Hunt

Devil’s Hunt – пока что DMC для бедных

Игромания, ноябрь'18
Калейдоскоп Калейдоскоп

Праздники и события на этой неделе

Лиза, май'19
Пора взросления Пора взросления

Джон Бернтал научит вас, как стать настоящим мужчиной

Men’s Health, май'19
Истребитель мира Истребитель мира

«Самолет для пенсионеров» МиГ-31

Популярная механика, июнь'17
На даче без незадачи На даче без незадачи

Ухаживать за грядками, стричь газон, освежать новой краской забор – тяжелый труд

Лиза, май'17
Город планетарного масштаба Город планетарного масштаба

Весь мир превращается в единый гигантский мегаполис

Русский репортер, май'17
«Бюджет» страны «Бюджет» страны

Кого же из них выбрать, если нужен автомобиль с механической коробкой передач?

АвтоМир, май'17
Главная роль Главная роль

Елизавета Боярская в роли Анны Карениной

Домашний Очаг, июнь'17
Ветрополис Ветрополис

Что происходит в единственном в России городе айтишников

РБК, июнь'17
Пото­му что я банда Пото­му что я банда

Анто­нио Банде­рас раз­вел­ся, уехал в Лондон, влюбился и поступил в школу моды

Tatler, июнь'17
Колонизация планет Колонизация планет

Насколько трудно переселить людей с Земли?

Игромания, июнь'17
Партия хипстеров и капков Партия хипстеров и капков

Сергей Капков – о геополитике, парках и картошке

Esquire, март'17
С Верой в лучшее С Верой в лучшее

Королева свадебной моды Вера Ванг привезла все свои платья с Манхэттена в Москву

Vogue, июнь'17
«Государство их просто обмануло!» «Государство их просто обмануло!»

Валютчики шли на преступление, зная, что в худшем случае отсидят по десять лет

Дилетант, июнь'17
Потому что Урюпинск Потому что Урюпинск

Зачем ведущий российский специалист по брендингу городов перебрался в провинцию

Русский репортер, май'17
Mercedes-Benz E-Class Mercedes-Benz E-Class

Купив подержанный Mercedes W212, вы получите высокий уровень комфорта

АвтоМир, май'17
Все дело в шляпе Все дело в шляпе

Евгений Миронов руководит Театром Наций, играет в спектаклях, снимается в кино

Esquire, апрель'17
Рак: лечение не до победного конца Рак: лечение не до победного конца

Онкологи все еще пытаются добиться полной и безоговорочной победы над раком

GEO, июнь'17
В темной комнате В темной комнате

Эволюция эскейп-румов – «квестов в реальности» – происходит стремительно

Популярная механика, июнь'17
Космос | Памятник в пустоте Космос | Памятник в пустоте

Земные артефакты, покинувшие Солнечную систему

Мир Фантастики, май'17
Соломенная шляпка Соломенная шляпка

Тридцатилетняя Сигрид Буази в жизни хохотушка и модница

Vogue, июнь'17
Иван Сидорок Иван Сидорок

Венчурный инвестор Иван Сидорок о том, где видеть прибыль

GQ, июнь'17
Рейтинг городов - 2017 Рейтинг городов - 2017

Почему Тюмень и Краснодар лидируют по качеству жизни

Русский репортер, май'17
В интернете кто-то не прав В интернете кто-то не прав

Геннадий Иозефавичус выносит приговор интернет-спорщикам

GQ, июнь'17
Легкие штрихи Легкие штрихи

Техника Anti-age макияжа

Добрые советы, июнь'17
Человек планетарного значения Человек планетарного значения

Интервью с Алексеем Леоновым

GALA Биография, июнь'17
Земля деловых романтиков Земля деловых романтиков

Гости Каталонии чувствуют себя здесь как дома

GEO, июнь'17
Сон в руку Сон в руку

«Аскона» зарабатывает 55% выручки, продавая тумбочки, текстиль и гаджеты

Forbes, июнь'17
8 самых женственных героинь 8 самых женственных героинь

От принцессы Пич до Йеннифэр

Игромания, май'17
Дело Хоттабыча Дело Хоттабыча

Какова плата за попытку ворошить прошлое

Русский репортер, май'17