А того ли мы боимся?

ИгроманияHi-Tech

Вердикт

Восстание машин

А того ли мы боимся?

Светлана Нелипа

Через тысячу лет Земля больше не будет принадлежать людям. Миром станут править машины, оснащенные мощным оружием, крепкой броней и искусственным интеллектом, пусть и весьма односторонним. А людям придется в неравных боях завоевывать право на хоть какую-то жизнь.

Именно такой мир мы видим в Horizon Zero Dawn. Но насколько реальна эта картина будущего и с чего вдруг люди боятся роботов, которых сами же и создали?

За ответом мы отправляемся на сотню лет назад.

Первые роботы были киборгами

Слово «робот» придумал Карел Чапек, и впервые оно прозвучало в 1921 году, в фантастической пьесе «Р.У.Р.». Правда, изображенные в ней создания были не роботами в привычном понимании, а скорее андроидами: сотворенные из искусственно выращенных тканей и органов, они выглядели как люди, да и действовали примерно так же.

Старая постановка пьесы «Р.У.Р.». Победившие роботы требуют у последнего человека на Земле найти способ создавать новых роботов

По причине их неестественного происхождения чапековских роботов нещадно эксплуатировали. Отсюда и название, ведь в чешском языке «robota» означает тяжкий труд, каторгу, рабство – что угодно, но не нормальную работу, для которой существует слово «prace». Немудрено, что утомленные «роботой» роботы взбунтовались, перебили всех людей и уткнулись в проблему: сами себя они создавать не умели.

Таким образом, роботы как понятие сразу появились на свет в виде угрозы для человечества. Впрочем, корни этого вымысла уходят в куда более далекое будущее. В нем слились воедино древний страх перед непонятным и суровые реалии капитализма.

Черт на мельнице

Больше всего люди боятся того, чего не понимают. Это хорошо уловил создатель понятия «саспенса» Хичкок: самые напряженные сцены его фильмов связаны не с появлением опасности, а с ожиданием ее появления. Видимое зло не пугает, страшит невидимое, неясное, неизвестное зло.

В старину верили, что мельники водят дружбу с нечистой силой. Другого объяснения тому, как связаны вода и вращение мельничного жернова, люди не находили. Черти определенно помогали кузнецам (как еще из камней получаются мечи?), морякам (с чего их громадины не тонут, да еще и против ветра плывут?), а уж изобретателей и вовсе неплохо было бы камнями побить, а то знаем мы, кто им изобретения нашептывает.

Под такими колесами, как верили крестьяне, живет водяной, а где-то рядом и русалки

Креститься при виде мельника – безобидная причуда. Но гораздо менее невинный оборот принял страх перед машинами в начале эпохи капитализма, когда бесправные работяги стали превращаться в придатки к станкам. Почему так произошло, объяснит Карл Маркс, но это будет позже. А в начале массовой индустриализации пролетарии винили в своем тягостном положении машины.

Первым вину за безработицу и голод открыто возложил на машины рабочий по фамилии Лудд, разбивший свой станок. В начале XIX века война со станками распространилась так широко, что пришлось использовать войска. После 1812 года ввели смертную казнь за порчу машин, и о луддитах больше никто не слышал.

Машины победили.

Существовал ли на самом деле Нед Лудд, историки до сих пор точно не знают. Но отсутствие подтвержденных данных –  это меньшее, что мешало луддитам

Снегурочка Франкенштейна

Примерно тогда же, но параллельно в народном сознании жили «нечеловеческие человеки». Древние греки рассказывали о Кадме, вырастившем воинов из зубов побежденного чудовища, и о Пигмалионе, который обзавелся идеальной женой в виде оживленной статуи. Еврейские народные легенды повествовали о големе, глиняном человеке, оживленном с помощью тетраграмматона. А в русских народных сказках были свои големы – например, Снегурочка.

Все эти создания никоим образом не угрожали людям. Самые смелые из проросших зубов стали фиванскими царями, Снегурочка была милой жертвой, а у Пигмалиона и Галатеи наладилась нормальная семейная жизнь с детьми. Голем и вовсе был призван спасать и защищать, совершая действия, которые богобоязненным евреям запрещала религия. Нечеловеческие порождения человека верно служили ему и даже не думали восставать.

Но все изменилось благодаря Мэри Шелли.

В романе «Франкенштейн, или Современный Прометей» писательница предвосхитила эффект «Зловещей долины». Чем больше искусственно созданное существо похоже на человека, тем больше симпатии оно вызывает. Но лишь до определенного этапа, после которого следует резкий скачок неприятия, отвращения и отторжения. По теории, происходит это оттого, что очень похожий на человека робот воспринимается не как «почти человек», а как человек, в котором что-то не то.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Страх полетов: иногда это не то, чем кажется Страх полетов: иногда это не то, чем кажется

То, что мы называем аэрофобией, может быть проявлением разных состояний

Psychologies
Ярлык на ве­ли­кое княжение Ярлык на ве­ли­кое княжение

Звезда Парижской оперы Ильдар Абдразаков - о мировой славе и любви всей своей жизни.

Vogue
Гуру Фигуры Гуру Фигуры

Заслуженный мастер спорта по бодифитнесу Юлия Ушакова

Maxim
Художник — Ирина Корина Художник — Ирина Корина

Амбициозный художник Ирина Корина о своих сомнениях и достижениях.

Numéro
К школе готов?! К школе готов?!

Готовим ребенка к школе.

Лиза
Сегодня бу­дут танцы Сегодня бу­дут танцы

Восходящая звезда европейской хореографии Андрей Кайдановский - о номинации на «Золотую маску», знаменитом отце и тенденциях в танце.

Vogue
Настоящее не то, чем кажется Настоящее не то, чем кажется

Многие считают, что мы живём в эпоху сбывшегося киберпанка, какой её представляли фантасты 1980-х. Но много ли предсказаний на самом деле сбылось? Так ли мы близки к иллюзорной реальности и киборгам?

Мир Фантастики
Со знаком “плюс Со знаком “плюс

Неприятности случаются с каждым, но оптимист умеет видеть хорошее в плохом

Cosmopolitan
Баловень судьбы Баловень судьбы

Юрий Анненков. Рисуя звезд

GALA Биография
Быт или не быт? Быт или не быт?

Действительно ли рутина и повседневность разрушают отношения?

Cosmopolitan
Как вернуть счастье в брак? Как вернуть счастье в брак?

Как вернуть счастье в брак?

Домашний Очаг
Не за­бы­ва­ем ощущения Не за­бы­ва­ем ощущения

Как найти место сексу в повседневных заботах

Glamour
Солнце в банке Солнце в банке

Кукуруза — чуть ли не единственная культура, которая при консервировании сохраняет все полезные свойства. Согласитесь, ценное качество! Но как выбрать ту, которую по праву можно назвать “царицей полей”?

Добрые советы
Всегда есть выход Всегда есть выход

Игорь Свинаренко о том, как не превратить свидание на одну ночь в отношения.

GQ
Hyundai Solaris Hyundai Solaris

Симпатичный дизайн, приемлемая цена и достойные характеристики.

АвтоМир
Расчеты верны Расчеты верны

День с Павлом Деревянко.

GQ
Bajaj Qute Bajaj Qute

Этот красный малыш из Индии – такая же редкость на наших дорогах, как алые Ferrari.

АвтоМир
Только за деньги Только за деньги

Досье на десять женщин-финансистов - красивых, умных и к тому же ворочающих миллиардами.

Tatler
По чу­жим следам По чу­жим следам

Дом в Вирджинии работы архитектора Уильяма Лоренса Боттомли, который отреставрировал архитектор Мэдисон Спенсер.

AD
Андрей Миронов. Парадоксы жизни и кино Андрей Миронов. Парадоксы жизни и кино

Жизнь Миронова и его героев полна парадоксов. Вспоминаем некоторые эпизоды.

Лиза
Актри­са Весна Актри­са Весна

Голливудская актриса Зои Дойч - о съемках с Данилой Козловским и будущих премьерах.

Vogue
Актриса в Стране чудес Актриса в Стране чудес

Эмма Стоун «Мои мечты сбылись!»

GALA Биография
Лондон зовет Лондон зовет

Японцы уверены, что автомобильное будущее скрыто в лаконичной формуле: электротяга плюс автономное вождение.

Quattroruote
Родные люди Родные люди

Где найти справедливость и как жить без нее.

Русский репортер
Хватит на всех Хватит на всех

Всегда ли помощь связана с финансами? Определенно нет.

Добрые советы
Театр незрячего зрителя Театр незрячего зрителя

В «Современнике» поставили невидимый спектакль

Огонёк
«Группы смерти»: как культура может блокировать суицидальную тематику «Группы смерти»: как культура может блокировать суицидальную тематику

Для этого появления носителей идеалов нужно открытое социальное пространство

Forbes
Рыночные отношения: как устроены приложения для знакомств и как мы в них себя ведем Рыночные отношения: как устроены приложения для знакомств и как мы в них себя ведем

Что нужно знать про мобильные dating-приложения, чтобы получать от них пользу

Forbes
Театр — Вера Мартынов Театр — Вера Мартынов

Беседа с Верой Мартынов — художником проекта и куратором Нового Пространства Театра Наций.

Numéro
Женское дело Женское дело

Накануне Международного женского дня мы решили поговорить с известными в нашей стране девушками-гонщицами.

АвтоМир
Открыть в приложении