От Нобунаги до Наполеона
История серии Total War
До конца прошлого века небольшая британская компания Creative Assembly создавала для гиганта Electronic Arts симуляторы регби, крикета и такого малоизвестного в России вида спорта, как австралийский футбол. Ситуация изменилась в начале 1999 года, когда Creative Assembly решила завязать со спортивными играми и переключиться на стратегии, а затем перешла под крыло SEGA. Так родилась Total War – самая зрелищная стратегическая серия всех времен.
Недавно Creative Assembly и японское издательство объявили о своем сотрудничестве с компанией Wargaming. Все вместе они займутся развитием Total War, а недавно образованная Wargaming Alliance выпустит условно-бесплатную стратегию Total War: Arena.
Будущее знаменитой стратегической серии немного прояснилось. Поэтому мы решили вспомнить ее прошлое.
Эра спрайтовых самураев
В июне 2000 года вышла первая часть франшизы – Shogun: Total War. В качестве сеттинга разработчики выбрали феодальную Японию периода гражданских войн Сэнгоку Дзидай («Эпоха воюющих провинций»). В то время Япония была поделена на провинции, во главе которых стояли местные феодалы (даймё). Они вероломно захватывали соседние территории, устраивали перевороты и заговоры.
События Shogun: Total War начинаются в самый разгар войны, в 1530 году. Игроку предлагали на выбор семь самурайских кланов, обладающих своими уникальными юнитами и особенностями. Подобно Оде Нобунаге, игрок должен за сто лет (1530–1630) прекратить междоусобные войны, объединить страну и стать полноправным военным лидером – сёгуном.
Каким образом? Нужно лишь захватить соседние земли, удержать дружественные провинции и нанять побольше убийц и шпионов. При идеальном раскладе можно избежать изматывающих сражений, подослав к неприятелю ниндзя или обворожительную гейшу, которая при достаточной доле успеха устранит вражеского генерала и даже даймё!
После этого захват провинции станет легкой задачей: войска противника окажутся деморализованы из-за отсутствия опытного и прославленного командира.
Битвы битвами, но большую часть времени игроку предстоит разбираться с глобальной картой. Поселения сами не построятся, рисовые поля без ваших понуканий никто не засеет, а лояльность крестьян не станет высокой только благодаря самоотверженным подвигам на поле боя. Плохие урожаи и высокие налоги быстро понизят лояльность населения, вызвав бунты, которые нужно остановить, забыв про все остальное.
Другой неотъемлемой частью серии Total War стали привязанные к определенным датам исторические события. Например, в 1545 году к игроку в гости пожалуют хитрые и предприимчивые португальцы. Подружившись с ними, вы получите огнестрельное оружие и прочие преимущества вроде развитой торговли на протяжении многих лет. Но не все так гладко, ведь на португальских кораблях есть священники, которые непременно начнут насаждать в стране христианство, тем самым вызвав гнев буддистов. Массовые волнения на почве религии тоже могут привести к бунтам, так что игроку предстояло внимательно следить за ситуацией и пресекать беспорядки на религиозной почве в зародыше.
Любители масштабных битв всегда могли найти развлечение по душе: в игре был богатый раздел исторических сражений. Кроме того, показать миру свои полководческие навыки можно было и в многопользовательских баталиях.
Shogun: Total War стала великолепной и значимой стратегией, тем более для команды, что над стратегиями раньше не работала. Игра получила похвальные отзывы от игроков и высокие оценки от критиков, а дополнение не заставило себя долго ждать. The Mongol Invasion вышло спустя год и задало игрокам интересный вопрос: «А что, если бы?» Что, если бы монголы все-таки добрались до Японии и завоевали ее в 1274 году?
Дело в том, что хан Хубилай несколько раз намеревался наведаться в Японию, но его попытки заканчивались грандиозным фиаско. Отослав часть войск в 1274 году, Хубилай был уверен, что захватит Японию. Но войскам хана помешал сильнейший шторм, уничтоживший больше половины флотилии, а вместе с ней разрушивший и планы хана по захвату Страны восходящего солнца. В Японии спасительный шторм назвали «камикадзе» (божественный ветер).
Новая кампания оказалась чуть ли не на порядок сложнее основной игры. На выбор игроку дали две стороны – орду хана и клан Ходзё. События в дополнении развиваются в XIII веке, никаких монахов-воинов, отрядов с аркебузами (порох появится в Японии через триста лет) и многих других юнитов здесь попросту нет, поэтому пришлось адаптироваться под новые условия с нуля.
Средневековье
В 2002 году с рисовых полей Японии мы перенеслись в средневековую Европу. Medieval 2: Total War предложила игроку сразу три временных периода Средневековья – раннего (1087 год), среднего (1205 год) и высокого (1321 год). От крестовых походов и гонений язычников до кровопролитной Столетней войны!
Механика почти не изменилась, зато увеличился размер карты и количество доступных наций: Византийская империя, Египет, Священная Римская империя, Англия и, конечно же, Русь! Спустя полгода вышло масштабное дополнение Viking Invasion, добавившее кампанию, которая целиком охватывает период норманнской экспансии (793–1066) в Британию.
К британским фракциям были добавлены пикты, ирландцы и, само собой, викинги. За последних мы совершали набеги на Англию, пока окончательно не захватили острова, подобно Вильгельму Завоевателю. К недостаткам Medieval: Total War можно причислить разве что устаревшую графику. В 2004 году двухмерные спрайты юнитов выглядели уже неубедительно: сказывалось их низкое разрешение, из-за которого ожесточенные сражения иногда превращались в непонятную кашу.
К счастью, вскоре Creative Assembly взялась за разработку нового движка и следующей части Total War.