Сейчас телеиндустрия выглядит настоящим царством победившего феминизма

ForbesОбщество

Главная героиня. Как современные сериалы полностью изменили наше представление о роли женщины

На фоне новостей последних лет, когда ни одна кинопремия, будь то Каннский фестиваль, «Золотой глобус», BAFTA или «Оскар», не обходится без скандалов на тему «почему опять только белые мужчины во всех режиссерских номинациях», телеиндустрия выглядит настоящим царством победившего феминизма. Разбираемся, почему так вышло

Иван Филиппов, Юлия Варшавская

unnamed-6.jpg__1583835646__67253__vid666281e.jpg

Около 20 лет назад начался новый «золотой век» современного телевидения — эпоха превращения сериала в главную форму развлечения и досуга для большей части планеты. Мировые гиганты тратят на производство сериалов миллиарды долларов.

Аудитория одной только платформы Netflix — 167 млн человек, больше населения России. Но не это самое поразительное. Поразительно то, что, в отличие от традиционно мужского мира большого кино, сериалы стали миром сильных, смелых, харизматичных женщин, которые не вписываются ни в какие гендерные стереотипы. И произошло это отнюдь не благодаря какой-то специальной общественной кампании. Просто неожиданно — для консервативных телевизионных начальников — оказалось, что в изменившемся мире XXI века не только женщины, но и мужчины с интересом и удовольствием следят за сериалами с сильными героинями.

Forbes Woman исследует, как современные сериалы изменили наше представление о роли женщины в сюжете собственной жизни.

It’s a man’s man’s world

Начинался этот «золотой век» с трех выдающихся сериалов: «Клана Сопрано», «Безумцев» и «Во все тяжкие» — трех историй о «сложных мужчинах» и их непростой жизни. Тони Сопрано бился за место под солнцем, пытаясь одновременно разобраться в собственных сложных чувствах, Дон Дрейпер красиво переживал тяжелейший внутренний кризис, изысканно запивая его дорогим алкоголем, а скромный учитель химии Уолтер Уайт исследовал темную сторону собственной личности, одновременно борясь с раком и производя наркотики. И мы, зрители, с большим удовольствием наблюдали за сердитыми мужчинами и их борьбой. Да, справедливости ради нужно заметить, что в некоторых из этих сериалов были блистательные женские роли — сложные, преодолевающие серьезные вызовы мужского мира героини. Но они все-таки были героинями второго плана.

Шло время, выходили все новые блокбастеры сериальной индустрии, и вроде бы незаметно, медленно, но баланс стал меняться. Все чаще на малых экранах в главных ролях стали появляться, что называется, «крутые» женщины. И сегодня, спустя почти 20 лет, мы живем в мире, в котором в буквальном смысле нельзя нажать кнопку «play», чтобы не попасть на сильную независимую киногероиню. Как так вышло?

Самое, пожалуй, смешное, что вышло так само собой. На фоне новостей последних лет, когда ни одна кинопремия, будь то Каннский фестиваль, «Золотой глобус», BAFTA или «Оскар», не обходится без скандалов на тему «почему опять только белые мужчины во всех режиссерских номинациях», телеиндустрия выглядит настоящим царством победившего феминизма. И произошло это отнюдь не благодаря какой-то специальной общественной кампании. Просто неожиданно — для консервативных телевизионных начальников — оказалось, что в изменившемся мире XXI века не только женщины, но и мужчины с интересом и удовольствием следят за сериалами с сильными героинями.

«Есть такое выражение «if she can see it — she can be it». Если девочка видит себя на экране (и не только) определенным образом, то и в будущем у нее есть возможность повторить подобный путь в жизни, — объясняет кинокритик, основатель портала Kimkibabaduk Татьяна Шорохова. — Кинематограф разворачивается к женщинам с большим трудом, и сериалы оказались гораздо эффективнее. Каналы и стриминги зависят от рейтингов, но у них борьба за зрителя идет иначе, в отличие от киноиндустрии. В 2018–2019 годах женщины в американских сериалах были героинями 45% комедийных, драматических и реалити-сериалов в Америке. Насколько больше их будет, зависит от количества женщин за кадром, а их пока 31% от всех шоураннеров, сценаристов, режиссеров, продюсеров, монтажеров и операторов. Это на 3% больше, чем в сезоне 2016–2017. Чем больше женщин будет делать телевидение, тем больше женщин будет в кадре».

Золушка без принца

Первые сериалы, возникшие как «женский» жанр, были дневным мелодраматическим «мылом» (кто не смотрел «Санта-Барбару» и «Богатые тоже плачут», тот не жил в 1990-е), которое домохозяйки могли смотреть, не отвлекаясь от глажки, готовки и прочих домашних занятий. Традиционно женщинам в них отводили роли роковых красавиц, боевых подруг или Золушек в поисках принца. Это были истории, которые среднестатистический зритель мужского пола смотреть не будет ни при каких обстоятельствах.

А потом, в 1998 году, появился «Секс в большом городе», который пусть формально и был про четырех очень разных Золушек в поисках любви, при этом нарушал все мыслимые и немыслимые телевизионные табу. Во-первых, героини были старше тридцати, что само по себе событие революционное. Они активно занимались сексом, были состоявшимися в своих профессиях (кроме Шарлотт), и мужчина в их системе координат был скорее приятным бонусом, нежели целью. Женщины от сериала были в восторге, но, к удивлению создателей, неменьшим успехом «Секс в большом городе» пользовался у мужчин, которые с удовольствием открыли для себя дивный новый мир.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Темная сторона сексуальности: как актриса Шэрон Стоун противостояла обесцениванию Темная сторона сексуальности: как актриса Шэрон Стоун противостояла обесцениванию

История Шэрон Стоун: как общество относится к женской сексуальности

Forbes
Как не вестись на провокации Как не вестись на провокации

Как дать отпор провоцирующему ссору собеседнику?

Maxim
Закон и порядок против харассмента: как разные страны запрещают домогательства Закон и порядок против харассмента: как разные страны запрещают домогательства

Как борются с харрасментом в разных странах мира

Forbes
Подключение проходного выключателя: как это делать правильно? Подключение проходного выключателя: как это делать правильно?

Объясняем подробно со схемами и примерами, как подключить проходной выключатель

CHIP
Искусство слушать: как понять своего собеседника Искусство слушать: как понять своего собеседника

Глава из книги «Меньше слов» — о том, как вынести пользу из общения

Inc.
«Я пообещал себе жить честно» «Я пообещал себе жить честно»

Марк Богатырёв о новой жизни и о том, почему не хочет быть хорошим для всех

OK!
Конец астрономии: как интернет стал проблемой для ученых Конец астрономии: как интернет стал проблемой для ученых

Как известно, лишь две вещи наполняют душу бесконечным удивлением

Популярная механика
История одной песни: Африк Симон, «Хафанана», 1975 История одной песни: Африк Симон, «Хафанана», 1975

Загадочный мегахит из Мозамбика, который был непонятен абсолютно всем

Maxim
Освободитель слова Освободитель слова

Борьба и идеалы человека, проложившего стране путь к свободе слова

Огонёк
«Если потребитель любит российскую соцсеть, зачем ему зарубежная?» Замглавы ФАС — о предустановке российского софта на смартфоны «Если потребитель любит российскую соцсеть, зачем ему зарубежная?» Замглавы ФАС — о предустановке российского софта на смартфоны

Интервью с заместителем руководителя Федеральной антимонопольной службы

Forbes
11 фактов об альбоме Metallica «Master of Puppets» 11 фактов об альбоме Metallica «Master of Puppets»

Невозможно поверить, что главной металлической пластинке уже более тридцати лет!

Maxim
Маршрут построен Маршрут построен

Эксклюзивная экскурсия по Белграду от актера Милоша Биковича

OK!
Как правильно пользоваться стиральной машиной — лайфаки, которые упростят жизнь Как правильно пользоваться стиральной машиной — лайфаки, которые упростят жизнь

Правильное использование стиральной машинки — залог чистых и неиспорченных вещей

Cosmopolitan
«Хьюстон, у нас проблема» «Хьюстон, у нас проблема»

Какие ужасы пришлось преодолеть экипажу «Аполлона-13», чтобы остаться в живых

Вокруг света
Вау-эффект Вау-эффект

Респектабельный, эксцентричный и одновременно гармоничный интерьер

SALON-Interior
Формула страсти: постельные хитрости, которые заставят ее кричать от удовольствия Формула страсти: постельные хитрости, которые заставят ее кричать от удовольствия

Пять приемов, которые сведут ее с ума

Playboy
Истина в жене Истина в жене

Зачем прятать от мужа свои деньги и почему карьеру надо делать днем?

Cosmopolitan
Роберто Бениньи («Пиноккио»): «Моя семья была настолько бедна, что мы с родителями спали в одной кровати. Но нам словно принадлежал весь мир» Роберто Бениньи («Пиноккио»): «Моя семья была настолько бедна, что мы с родителями спали в одной кровати. Но нам словно принадлежал весь мир»

Роберто Бениньи о том, каково это — во второй раз входить в одну и ту же воду

Esquire
Нарядные платья: как их носить каждый день, чтобы выглядеть уместно и стильно Нарядные платья: как их носить каждый день, чтобы выглядеть уместно и стильно

Выбираем нарядные платья для особых и повседневных случаев

Cosmopolitan
Цена доверия: что должны сделать правительства, чтобы остановить обвал фондового рынка Цена доверия: что должны сделать правительства, чтобы остановить обвал фондового рынка

Падение фондового рынка может поставить новый антирекорд

Forbes
Четыре истории об отцах: как взрослели дети знаменитых людей Четыре истории об отцах: как взрослели дети знаменитых людей

Отрывок из книги Джошуа Дэвида Стайна «Для меня он был просто папой»

РБК
Слезы капали Слезы капали

Дизайнер Полина Осипова не догадывалась, что будет продавать свои слезы

Seasons of life
«Да, смерть!». Памяти Эдуарда Лимонова «Да, смерть!». Памяти Эдуарда Лимонова

Вспоминаем человека-легенду, писателя, политика, поэта-бунтаря — Эдичку

РБК
Как стартапу привлечь инвестиции на начальном этапе развития: советы главного инкубатора Кремниевой долины Как стартапу привлечь инвестиции на начальном этапе развития: советы главного инкубатора Кремниевой долины

Пошаговое руководство по привлечению инвестиций

Forbes
Как не сойти с ума из-за паники во время эпидемии: рассказывает психолог Как не сойти с ума из-за паники во время эпидемии: рассказывает психолог

Кого слушать? Кому верить? Как сохранить спокойствие?

Cosmopolitan
Дэниел Крейг: “У кого-то другого трава всегда зеленее. Это разрушает” Дэниел Крейг: “У кого-то другого трава всегда зеленее. Это разрушает”

Что значит мужественность для Дэниела Крейга

Psychologies
Идлибский капкан Идлибский капкан

Как «заклятые» друзья Россия и Турция оказались на грани военного конфликта

Эксперт
Кто умнее: кошки или собаки Кто умнее: кошки или собаки

Кто же лучше - собаки, поддающиеся дрессуре, или кошки, хитрые манипуляторы?

Популярная механика
«Хозяин отвечает за все». Ресторатор Катя Бокучава о том, как правильно вкладывать деньги в гастрономический бизнес «Хозяин отвечает за все». Ресторатор Катя Бокучава о том, как правильно вкладывать деньги в гастрономический бизнес

что помогает ресторанам пережить инфляцию и сколько стоит открыть заведение?

Forbes
Как Вайнштейн раскрепостил Фемиду Как Вайнштейн раскрепостил Фемиду

Лезвие меча Фемиды острое с двух сторон

СНОБ
Открыть в приложении