Какое именно искусство будет повышать престиж естественных наук среди молодежи

СНОБКультура

Гибрид смартфона и пиявки. Как РОСНАНО популяризирует науку через искусство

Юлия Гусарова

a60707ad97d3d0e352d9b23bbf29d9a0efd130c57a3c6c57c051eeda4927410f.jpg
На переднем плане скульптура «Город» Яны Буланцевой. Фото: Пресс-служба Frida Project Foundation

Фонд инфраструктурных и образовательных программ Группы РОСНАНО и галерея Frida Project Foundation выступили инициаторами арт-проекта «2020 → 2070», популяризирующего науку и технологии. Проект включает современное искусство, созданное известными художниками в тандеме с учеными, и дискуссии о технологическом будущем, которые пройдут в Москве и Санкт-Петербурге. Редакция «Сноба» оказалась в числе первых зрителей проекта. Рассказываем, какое именно искусство будет повышать престиж естественных наук среди молодежи.

Казалось бы, если организаторам краснодарского форума о малом бизнесе удалось с помощью билборда и ироничного клипа привлечь Илона Маска выступить у них, то градус любви к высоким технологиям в среднем по стране должен вызывать у социологов оптимизм. Увы, не все так хорошо. По данным НИУ ВШЭ, в российском обществе позиции науки слабоваты по сравнению с другими интересами. 38% населения не считают науку значимой для обыденной жизни, всего 7% регулярно читают научпоп, и 4% обсуждают вопросы науки с друзьями.

На встрече ученых и художников, которые впервые показали свои работы для арт-проекта «2020 → 2070», главный ученый РОСНАНО Сергей Калюжный сказал: «Инновации — это будущее, которое создается учеными и инженерами совместно с обществом. Мы замечаем, что приток молодых людей в научно-техническую сферу ослабевает. И наша глобальная цель — привлечение школьников, студентов и молодых преподавателей в нашу сферу художественными методами». 

Что ж, художественные методы избраны не случайно. Современное искусство сегодня невозможно вообразить без экологической проблематики, множества взглядов на взаимоотношения человека и машины и тяги художников к экспедициям и сложной инженерии. Они исследуют мировой запас семян растений, создают искусственные водопады, поднимают раскаленное «солнце» под потолок музея, разводят микроорганизмы, которые со временем рисуют пейзаж, и управляют средой для их колоний с помощью искусственного интеллекта. Интерес публики к произведениям, в основе которых лежит исследование художника, также становится выше, чем к полету фантазии. 

Руководитель дирекции ФИОП РОСНАНО Сергей Филиппов объясняет: чтобы сделать конкурентоспособный технологический продукт, надо привлечь конкурентоспособных инженеров — но хороших специалистов надо мотивировать со студенческих и даже школьных лет, потому что подросткам важен престиж профессии. 

b73d6dbc6b1a8d8c62be3a5c5c9104ffe4643176aae2411461fe44b7c5ebbb54.jpg
Фото: Пресс-служба Frida Project Foundation

30 художников разных поколений привлекла к инициативе ФИОП команда галереи Frida Foundation Project. Отозвались как звезды мирового арт-сообщества — Эрик Булатов, Александр Виноградов, Ольга Киселева, Женя Шеф, архитектор Сергей Чобан, — так и самые успешные среди молодых художников российской сцены: Миша Most, Ольга Кройтор и другие. Некоторые художники на этапе знакомства с куратором «2020 → 2070» Михаилом Слободинским сказали ему, что проблему науки и будущего для них актуализировали их дети-подростки, которые, совсем как Грета Тунберг, озабочены будущим планеты и экологии.

«Сначала мы предложили художникам поразмышлять о роли ученого, однако они быстро взяли инициативу в свои руки и составили образ того будущего, которое сегодняшнему молодому поколению только предстоит приблизить», — добавил Слободинский.

Потом художникам помогли познакомиться с учеными из различных институтов, и, основываясь на опыте, полученном в ходе этого общения, художники создали свои арт-объекты. Произведения уже готовы к нескольким экспозициям в 2020 году, но диалог ученых и художников не заканчивается. 

Символом этого диалога стал… лыжник. На известной картине Эрика Булатова 1970 года бегущий лыжник «отгорожен» от зрителей агрессивной красной решеткой — метафора всех проблем коммуникации, с которыми общество сталкивалось в те годы. Для проекта «2020 → 2070» Булатов превратил свою работу в триптих: лыжнику 2020 года помогают бежать современные технологии, которые его двойнику из семидесятых даже не снились, а сейчас стали обыденностью для профессионального спорта. На третьей части работы лыжник 2070 года ставит вопрос перед нынешним поколением: какие открытия ближайших 50 лет помогут ему продолжать бег?

Разброс жанров, медиумов и практик получился большим: от полновесного science-art до традиционной скульптуры и картин, футуристических и ироничных. Многие работы можно назвать готовыми мемами (оговоримся, что определений у мема много, и здесь мы пользуемся определением, предложенным российскими лингвистами: паремиологическая единица, передающая культурную информацию и отражающая типичные жизненные ситуации. — Прим. авт.). Самые яркие из них — серия живописи Александра Савко «Билибин. Новые технологии», сюжет которых похож на фильм «Иван Васильевич меняет профессию», снятых в стилистике ретрофутуристических комиксов и вместе с тем помещенных в билибинский лес. Такова «Обложка Time» Сергея Шеховцова. Героем выдуманной обложки стал инопланетянин, в глазах которого отражается борт российского космического корабля с триколором. Такова и графическая серия Жени Шефа «Бессмертие» — изображения животных в окружении текста, раскрывающего их генетические секреты.

25618b783acd57bc0c9c3a54ce804fa4781ed5a6123814f11119f045120be4fe.jpg
Женя Шеф на фоне своей серии «Бессмертие». Фото: Пресс-служба Frida Project Foundation

На одной из работ Шефа — голый землекоп, африканский грызун, который смог фактически «отключить» собственное старение. На это обратил внимание ведущий научный сотрудник МГУ им. Ломоносова и гендиректор портфельной компании РОСНАНО «Митотех» Максим Скулачев, ведь голый землекоп — тотемное животное компании. Он, как и его отец, академик РАН Владимир Скулачев, посвятил свою жизнь изучению процесса старения и разработкам, которые могли бы его замедлить. «Мы сейчас только встали на тот эволюционный путь, который голые землекопы прошли до нас десятки тысяч лет назад, — уверен Скулачев. — Возможно, наше старение отключится таким же естественным образом, но, чтобы это произошло в темпе эволюции, придется ждать миллион лет. Мы с коллегами пытаемся проверить, нельзя ли ускорить достижение этой цели. И пока наша гипотеза о том, что это возможно, скорее подтверждается».

Самый высокий «мемный» потенциал, пожалуй, у «Фальшивого зайца» Александра Федорова: с щедрого ломтя черного хлеба смотрит на зрителя существо, покрытое чешуей. Сходство с зайцем ему придают плавники, растущие вместо ушей.  

Достаточно пробежать глазами полтора десятка научных публикаций в «Киберленинке» по тегу «интернет-мем» за последние пару лет, чтобы понять: педагоги, лингвисты, политологи и социологи в России активно изучают мемы как инструмент обучения и формирования идеологических проектов. Многие художники отдали права на использование своих изображений в рамках «Открытого кода» — это позволит любому учебному заведению страны использовать изображения получившихся арт-объектов для популяризации своих научных специальностей. Вероятно, во многих школах и институтах можно будет увидеть открытки с «Фальшивым зайцем» и его компанией. 

6701a0d6caa04050066f8c4f1675fd6a3a2a56d68a7531edff4fe7f9a41fec8f.jpg
Фото: Пресс-служба Frida Project Foundation

Работая над проектом, некоторые художники открыли для себя совершенно новые выразительные средства, а ученые — расширили область научных интересов. Хороший пример — «Нейрокод» Марины Звягинцевой. Основной художественной практикой Звягинцевой был паблик-арт. Но после знакомства с ученой Ольгой Мартыновой она решила ни много ни мало «залезть» в головы зрителей и изучить воздействие искусства на их мозг. 

Ольга Мартынова, заведующая лабораторией высшей нервной деятельности человека, отметила, что нейроэстетикой — дисциплиной, находящейся на стыке гуманитарных наук и нейропсихологии, — в России пока никто серьезно не занимался. Она сама решила зайти в эту область только после знакомства с художницей. В ходе опытов стало ясно, что искусство совершенно по-разному воздействует на подготовленного (то есть на нацеленного посмотреть произведения) и неподготовленного зрителя (то есть случайного прохожего). Мартынова отметила, что эти эксперименты в дальнейшем могут послужить хорошим материалом при разработке различных терапевтических программ. Более того, по результатам этой работы она решила написать научную статью. 

7c5bcf97ca3afdb432033420c83a741d016720a9faaa7d2267d41e44a9a14cce.jpg
Фото: Пресс-служба Frida Project Foundation

Эксперимент Марины Звягинцевой и Ольги Мартыновой продолжается, и они готовятся к тестированию новой группы участников. Но арт-объект — восьмиметровый стенд «Нейрокод», посвященный первым результатам исследований, — совсем скоро будет представлен широкой публике.

Произведение искусства, созданное директором Института науки и искусства Сорбонны, художницей Ольгой Киселевой, демонстрирует, без преувеличения, феноменальные достижения археоботаники, в область интересов которой входит восстановление утраченных человечеством растений. Инсталляция художницы состоит из теней пальмовых деревьев вида, исчезнувшего в регионе Негев (ныне — пустыня) и восстановленного после того, как в крепости Масада нашли древнюю пальмовую косточку. В инсталляцию будут включены скульптурные макеты семян фимиама, который также восстанавливают спустя тысячи лет с его исчезновения. Несколько лет назад Ольга Киселева как художник восстановила во Франции породу вяза, которая погибала от болезни, обусловленной изменениями климата в регионе, — французский вяз был скрещен с сибирским. Сейчас художница совместно с Сорбонной и Министерством экологии участвует в разработке программы по спасению французских вязов.

674bdde233a911deb2ee81518334dc31c12ce58bb337d990dab01d79bb8f245d.jpg
Скульптура «Город». Яна Буланцева Фото: Пресс-служба Frida Project Foundation

Художница Яна Буланцева решила воздействовать на будущих инженеров магнетическими формами и фактурами прозрачного стекла. Ее скульптура двухметровой длины, представляющая собой причудливый город будущего на фоне светодиодного экрана, создана в диалоге с кандидатом химических наук РХТУ им. Д. И. Менделеева Георгием Шахгильдяном. Химик отметил: «В комментарии к работе “Город” Яна говорит, что новые материалы помогают городам развиваться устойчивее, а горожанам — дышать легче. И это не просто слова: с помощью инновационных способов обработки, меняющих структуру стекла изнутри, оно приобретает невиданные прежде формы и свойства, действительно открывающие новые возможности для строительства. Например, пеностекло — новый материал, который был использован при строительстве парка “Зарядье”». 

5512e43d6357fa46c9131c4abd6ab2d3424b1baead35cad770f5de1b60fc2920.jpg
Яна Буланцева Фото: Пресс-служба Frida Project Foundation

Красивые фантазии на тему будущего, как у Яны Буланцевой или преподавателя Школы Родченко Аристарха Чернышева, впечатляют многих зрителей не меньше, чем наукоемкие проекты. Чернышев разработал PiO — вымышленный носимый гаджет, похожий на гибрид генетически модифицированной пиявки и смарт-часов. Если бы этот гаджет существовал на самом деле, то действовал бы как датчик биохимических показателей человека. Куратор Михаил Слободинский сказал, что при монтаже работы Чернышева к нему подошли несколько человек и спросили, где можно приобрести гаджет: они подумали, что это настоящая рекламная кампания нового продукта. Да и на первом показе художественных работ стенд с PiO постоянно был окружен зрителями, а некоторые тайком трогали «тело» пиявки пальцем, пытаясь понять, из чего оно сделано. 

82f76b0caabc2eaf01b543902d42360fd2c82f251b233f95da852e807b1212d6.jpg
Фото: Пресс-служба Frida Project Foundation

Скоро произведения искусства, созданные для проекта «2020 → 2070» покажут в серии выставок #NANOart в Москве и Санкт-Петербурге, причем не только в музейных и галерейных пространствах, но и в высших учебных заведениях. Вместе с выставками пройдут и дискуссии о технологическом будущем и о том, как искусство и технологии влияют на его конструирование сейчас.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Что это было? Почему ученый отказалась от карьеры ради воспитания приемных детей Что это было? Почему ученый отказалась от карьеры ради воспитания приемных детей

Почему люди отказываются от карьеры ради воспитания приемных детей

СНОБ
5 самых странных алкогольных напитков: от золотого шнапса до пива из помоев 5 самых странных алкогольных напитков: от золотого шнапса до пива из помоев

Культура изготовления алкоголя идет бок о бок с человеческой цивилизацией

Популярная механика
Маленький пассажир большого корабля. Зачем в космос отправят первый в мире арт-объект в виде осьминога Маленький пассажир большого корабля. Зачем в космос отправят первый в мире арт-объект в виде осьминога

В чем смысл запуска предметов человеческого творчества за пределы Земли?

СНОБ
В чем опасность очеловечивания домашних питомцев В чем опасность очеловечивания домашних питомцев

Нам часто кажется, что домашние питомцы — это маленькие (или не очень) человечки

Psychologies
Стеклоочистители, Wi-Fi и посудомоечные машины: 10 изобретений, которые придумали женщины Стеклоочистители, Wi-Fi и посудомоечные машины: 10 изобретений, которые придумали женщины

«Большинство изобретений — заслуга мужчин», — распространенное заблуждение

ТехИнсайдер
Что такое шейпинг: виды, упражнения, программа тренировок Что такое шейпинг: виды, упражнения, программа тренировок

Шейпинг поможет достичь женственной фигуры без чрезмерной мышечной массы

Cosmopolitan
Кино без попкорна: 8 лучших фильмов про экологию Кино без попкорна: 8 лучших фильмов про экологию

Что будет с планетой спустя час с момента исчезновения человечества

РБК
Плавучий институт: как устроено российское судно «Академик Мстислав Келдыш» Плавучий институт: как устроено российское судно «Академик Мстислав Келдыш»

Судно «Академик Мстислав Келдыш» не остается подолгу в порту своей приписки

Популярная механика
На Цветном бульваре На Цветном бульваре

Интерьер, который создавался под стать месту и виду

SALON-Interior
Татьяна Навка: Татьяна Навка:

Она постоянно идет вперед — к новым победам. Видимо, это чемпионский характер

Добрые советы
Весомые тренды: выбираем вечернее платье большого размера Весомые тренды: выбираем вечернее платье большого размера

Ассортимент магазинов больших размеров приводит в уныние?

Cosmopolitan
От Исигуро до Янагихары: лучшие зарубежные романы ХХI века От Исигуро до Янагихары: лучшие зарубежные романы ХХI века

Эти книги можно с уверенностью назвать лучшими переводными романами этого века

Forbes
Симеон Богоприимец Симеон Богоприимец

Симеон Богоприимец — фигура загадочная и мистическая

Дилетант
Я свободен Я свободен

Во время длинных каникул родители напряженно думают о том, чем бы занять детей

Добрые советы
Рак шейки матки Рак шейки матки

Можно ли себя как-то обезопасить от рака шейки матки

Здоровье
Михаил Боярский: «Внук понял, в какую сумасшедшую семью попал» Михаил Боярский: «Внук понял, в какую сумасшедшую семью попал»

Актер откровенно об ошибках и главных женщинах в своей жизни

StarHit
В сказочном лесу В сказочном лесу

Интерьер с элементами экостиля в московской квартире

SALON-Interior
Вечно беременные: зачем некоторые женщины хотят быть многодетными? Вечно беременные: зачем некоторые женщины хотят быть многодетными?

Сегодня все чаще встречаются те, кто хочет большую семью

Psychologies
Любовь как наваждение: почему мы маскируем этим чувством свои проблемы Любовь как наваждение: почему мы маскируем этим чувством свои проблемы

Как мы используем партнера, чтобы ослабить страхи или переживания

Psychologies
Кто они — люди будущего? От поколения альфа до альфа центавра Кто они — люди будущего? От поколения альфа до альфа центавра

Чтобы понять, каким будет завтра, нужно изучать современных детей и подростков

РБК
Богини и горшки Богини и горшки

Новоиспеченные художницы рассказали, что же они нашли в грубой глине

Vogue
Россияне разлюбили кредиты: Банк России в два раза замедлил рост розничного кредитования Россияне разлюбили кредиты: Банк России в два раза замедлил рост розничного кредитования

Рынок потребкредитования начал охлаждаться, как и хотел регулятор

Forbes
Как бывший поп-певец Лев Деньгов стал дипломатом и другом Кадырова Как бывший поп-певец Лев Деньгов стал дипломатом и другом Кадырова

Каддафи, Кадыров, Кети Топурия, большие деньги и дипломатический пост

GQ
Я люблю тебя, Дима Я люблю тебя, Дима

Близкие Димы Билана поделились, как он помог им

StarHit
Отпусти и забудь Отпусти и забудь

Не пора ли провести новогоднюю «генеральную уборку» – и избавиться от лишнего?

Лиза
«Копить научились, инвестировать — нет» «Копить научились, инвестировать — нет»

Стоит ли серьезно волноваться за отечественную экономику в новом году?

Огонёк
Порнозвезда-наркоманка и художница, рисующая вагиной: лучшие роли Джулианны Мур Порнозвезда-наркоманка и художница, рисующая вагиной: лучшие роли Джулианны Мур

Джулианна Мур выбирает роли по своему личному предпочтению

Cosmopolitan
Вечно двигаться Вечно двигаться

Риналь Мухаметов считает, что суть актёрства — играть и перевоплощаться

Robb Report
Не смешно: скрытая боль «улыбчивой» депрессии Не смешно: скрытая боль «улыбчивой» депрессии

За маской веселости могут скрываться печаль, боль, страх и тревога

Psychologies
Сильная женщина, растившая королев. Какой запомнится Галина Волчек Сильная женщина, растившая королев. Какой запомнится Галина Волчек

26 декабря в Боткинской больнице умерла режиссер Галина Волчек

Forbes
Открыть в приложении