Гибель богов: как коммунистическая Албания уничтожила религию, но всё равно вернулась к ней годы спустя
За почти 50 лет существования единственного в Европе атеистического государства, державшегося на репрессиях, победить религию не удалось.

Борьба с религией, репрессии против священников, закрытие храмов и мечетей – важный аспект существования любой коммунистической страны. В середине 20 века албанские власти пошли дальше и полностью запретили религию в стране, объявив её вне закона. Правитель Албании Энвер Ходжа объявил свою страну единственным в мире атеистическим государством.
Местные коммунисты уничтожали религию не только пропагандой, но и насилием. Сотни священников и мирян были поражены в правах, на десятилетия отправлены в тюрьмы и концлагеря, казнены. В начале 1990-х вместе со всем соцблоком развалилась и албанская богоборческая политика. Сейчас религия в этой маленькой южной стране переживает второе рождение.
Религия албанцев – это албанство: начало борьбы с «опиумом для народа»
В конце 1944 года лидер коммунистической Албанской партии труда (АПТ), убеждённый марксист и сталинист Энвер Ходжа возглавил Албанию. В первые годы правления его религиозная политика не отличалась от того, что происходило в других коммунистических странах. Он продолжал политику Ахмеда Зогу, короля Албании в 1928-1939 годах, ограничивавшего влияние религии на общество. Одним из первых законов Ходжи стала аграрная реформа 1945 года, национализировавшая собственность церквей и мечетей.
Борьбу с религией политик начал с католиков. В 1946-1947 годах в Албании запретили ордена иезуитов и францисканцев, так как их штаб-квартиры находились за рубежом. В период с 1945 по 1953 годы из 253 католических приходов в стране осталось 100. Многих священников-католиков ложно обвинили в работе на итальянских оккупантов в годы Второй мировой войны (в действительности лишь несколько из них перешли на сторону фашистов).
В феврале 1946 года в Шкодере судили участников группы «Албанский союз», управляемой священниками-католиками. Их обвинили в подготовке мятежа при поддержке Великобритании и США, а семерых из них расстреляли. Процесс стал поводом изгнать из Албании иностранных католических священников и монахов.

В 1940-е по приказу Ходжи арестовали трёх архиереев Албанской Православной Церкви и тюрьму архиепископа Христофора (Киси). Албанские власти обрубили контакты албанских православных с близким им Константинопольским патриархатом, обосновывая это «холодной войной». Взамен началось сближение Албанской ПЦ с РПЦ.
Одновременно с репрессиями в стране началась идеологическая кампания по насаждению научно-материалистического взгляда на мир. АПТ вела пропаганду, используя книги, лекции, радиовещание, снимая фильмы. Антирелигиозную пропаганду начинали ещё со школы.
В 1949 году в Албании приняли «Закон о религиозных общинах», подчинивший жизнь верующих властям. Теперь все религиозные документы, вплоть до приходского объявления, сперва утверждали у партийного начальства. Религиозным общинам запретили вести воспитание и образование молодёжи, лишили прав на какую-либо собственность, закрыли их больницы и благотворительные организации.
На словах Ходжа обосновывал борьбу с религией приверженностью марксизму-ленинизму, но к этому добавлялся его национализм и стремление защитить страну от иностранного влияния. Глава Албании считал, что исламская община страны наполнена агентами влияния Турции, православные связаны с прогреческими сепаратистами на юге страны, а католическая церковь управляется шпионами из Ватикана. Под влиянием Ходжи в Албании стал популярен лозунг «Религия албанцев – это албанство» (строка из произведения 1879 года писателя Шкодрани Васо Паша).
«Это была борьба с Богом»: начало уничтожения религии и священников
К концу 1950-х у Ходжи появились идеи запретить религию. К тому времени он порвал отношения с главным союзником – СССР – из-за развенчания культа личности Сталина, кумира албанского лидера. В поиске новых друзей Ходжа обратил внимание на маоистский Китай. Скорее всего, именно Культурная революция 1960-х вдохновила главу Албании на усиление борьбы с религией. Неслучайно в качестве ударной силы антирелигиозной кампании он избрал рабочую молодёжь и студентов – по аналогии с хунвейбинами (молодыми китайцами-участниками Культурной революции).
В феврале 1967 года власти объявили Албанию первой в мире атеистической страной. До этого даже коммунистические государства вроде СССР официально числились светскими. Все общественные и частные религиозные практики стали вне закона.
Религия – это опиум для народа. Мы должны сделать всё возможное, чтобы все это поняли, даже те, кто был отравлен, а их немало. Мы должны их вылечить. Это нелёгкая работа, но и не невозможная.