Тема номера | Балтика
Зеленое наваждение
Попадая в центр финской столицы, невольно перепроверяешь навигатор: вокруг елки и запруды. Финну без леса никак — и в этом ключ к пониманию особого устройства Хельсинки
В центре Хельсинки, рукой подать до филиала парламента, сверкает под лучами солнца необычная скульптура — стальная земляника. Это один из самых важных памятников в столице Финляндии. Символ народной мудрости.
«Финская пословица гласит: «Чужая земля — черника, своя страна — земляника», — поясняет финка Айна Виртанен, которая работает в кафе неподалеку.— Скульптор Юкка Лехтинен «вырастил» эту пятиметровую землянику, чтобы напомнить всем, что наша национальная поэтика — в натуральном и обыденном».
Финские социологи часто пишут о феномене «экосоциологии» — направления науки, изучающего подход человека к городской среде и соотношение построенного и освоенного в ландшафте. Хельсинки в свое время строили бережно: между районами сохранили длинные ленты зеленых массивов, пустынные дамбы, заросшие мхом холмы размером с пятиэтажный дом. Невозможно пройти от работы до спального района, от центра к вокзалу, не миновав хоть какой-то лес.
Для жителей Хельсинки дикий мир посреди города — не роскошь, а социальная необходимость, как горячая вода и электричество. Важность этого для финнов становится особенно очевидной, если сравнить их отношение к природе с тем, как к ней относятся иммигранты. Ханна Виртанен из Научно-исследовательского института экономики в Хельсинки еще в 2007 году обнаружила, что если для финнов покормить утку в пруду или провести полдня в роще означает отдых и восстановление, то для иммигрантов это страх, опасность и изоляция. Интересен оказался вывод Виртанен и ее коллег: чем разнообразнее флора мегаполиса, тем уютнее в ней самым разным горожанам. К естественной среде приходится адаптироваться в стране всем приезжим, и лучше им ее отчаянно любить — иначе финны не поймут.
Отношение к природе — важный компонент любых политических программ и реформ. О «травяной составляющей» страны геополитики пишут, как о противостоянии классов и партий. «В истории Финляндии было три периода: союзничество с природой (1920–1963), отчуждение (1964–1979) и воссоединение (1980–2000)», — говорит географ Вирпи Хирвенсало из Университета Турку. В эпоху союзничества власти старались встроить каждый жилой квартал в имеющийся ландшафт. В эру отчуждения погоня за быстрыми деньгами заставила урезать флору застраивающихся городов до газона у подъездов. Наконец, с 1980-х право каждого