Установить контакт: в поисках «затерянных» племен Анголы
В глуши на юго-западе Анголы все еще кочуют племена, отсеченные от мира гражданской войной, которая длилась 27 лет. На землях, к которым с юга примыкает пустыня Намиб, нет никаких дорог, а пастухи-кочевники перегоняют свой скот от одного источника воды к другому, как делали это на протяжении веков.
Богатая нефтью Ангола стремительно идет к модернизации.
И с каждым шагом на этом пути растет угроза изолированному существованию «затерянных» племен. Тарик Заиди, фотограф, и Хоан Риера, испанский антрополог, исследователь анимистических обществ Африки, основатель туристического агентства Middle Africa, объединили свои усилия, чтобы отыскать последние уцелевшие остатки племенной культуры в Африке.
Итогом этих поисков стал фотопроект о замечательных людях из «затерянных» племен, с которыми Заиди и Риере посчастливилось познакомиться, и о том, как они живут
Территория Анголы втрое больше Калифорнии, а ее атлантическое побережье протянулось на 1609 километров. В 1482 году эти земли на юго-западе Африки открыл португальский мореплаватель Диогу Кан. С тех пор Ангола стала важным перевалочным пунктом на торговых морских путях в Индию и Юго-Восточную Азию.
Независимость от Португалии Ангола обрела в 1975 году — и сразу погрузилась в пучину гражданской войны, которая формально завершилась лишь в 2002-м. За 27 лет военных действий в Анголе погибло 1,5 миллиона человек, еще четырем миллионам пришлось покинуть свои дома. Страна до сих пор пытается залечить социальные, политические и материальные раны, нанесенные гражданской войной. Даже несмотря на то, что после окончания войны Ангола демонстрирует впечатляющие темпы развития, лишь малая часть населения пожинает плоды экономического подъема. Ожидаемая продолжительность жизни ангольца при рождении — всего 52 года, 30 процентов жителей страны неграмотны.
Племя мукурока. Соба Ананаш представляет интересы племени мукурока в муниципалитете Виреи (провинция Намибе). Он ветеран войны и профессиональный следопыт: возит на сафари богатых любителей охоты из Луанды. Ананаш считает, что забытую культуру мукурока поможет возродить туризм
Мукурока — одна из первых этнических групп банту, переселившихся в пустынные земли на юго-западе Анголы в XVIII веке. Здесь они смешались с койсанским племенем мукуси, поэтому одни мукурока похожи на типичных банту, а другие — на койсанов
Современные границы Анголы были определены в 1885 году на конференции в Берлине правительствами Португалии, Бельгии, Германии, Франции и Великобритании. Прежде на этих землях жили народы с самым разным политическим устройством — от разрозненных кочевых племен до автократических королевств.
Считается, что коренными жителями Анголы были племена, говорившие на койсанских языках, — искусные охотники-бушмены со светло-коричневой кожей, по телосложению похожие на пигмеев. Но в начале VI века началась одна из самых масштабных миграций народов в истории: туда, где сейчас находится Ангола, с севера (предположительно с нынешней территории Камеруна) хлынули более развитые чернокожие племена банту, владевшие гончарным ремеслом, умевшие обрабатывать металлы и возделывать землю. Они и стали доминировать в этом регионе.
Племя мвила. Племя мвила объединяет несколько полукочевых этнических групп, живущих в провинции Уила на юге Анголы. Самое большое поселение мвила находится близ города Лубанго. В отличие от многих других этнических групп, бежавших от гражданской войны и засухи в соседние страны, мвила никогда не покидали пределов Анголы. Они истово хранят свою самобытную культуру и обычаи. Массивные красные ошейники из соломы, обмазанной глиной, — непременный атрибут всех девушек мвила, достигших половой зрелости. Они носят их вплоть до замужества. После свадьбы шею женщины украшают уже многочисленные ожерелья и бусы, которые она не имеет права снимать до конца жизни. Чтобы ненароком не повредить эти украшения, женщины мвила во время сна используют специальные деревянные подголовники, которые часто передают по наследству. Волосы женщины покрывают пастой, которая называется онкула. Делают ее из растертой в порошок охры, сливочного масла и коровьего навоза. Прическу затем украшают бусами, ракушками и даже кусочками сушеных фруктов
Вождь одной из этнических групп племени мвила в компании своих многочисленных жен. Мвила — одна из первых народностей банту, переселившихся во время великой миграции на территорию нынешней Анголы. Они занимаются отгонным скотоводством, сеют пшеницу и держат пасеки. Мед мвила едят каждый день
Своим названием Ангола обязана Нголе, основателю королевства Ндонго. Это государство народа мбунду из группы банту создано в начале XVI века. Становление народов банту заняло не одно столетие — в результате в Африке сформировалось множество групп банту с разными этническими характеристиками, более четырехсот из них сохранились по сей день. Многие ангольцы — билингвы, владеют португальским и одним или несколькими африканскими языками. Всего в Анголе живут носители примерно сорока языков.
Королевства Конго, Ндонго и Овимбунду еще в XVI веке вступили в контакт с португальцами, которые создавали колонии на побережье Атлантики. На протяжении трех столетий судьба здешних народов зависела от португальских и африканских работорговцев. Миллионы рабов были отправлены в Северную и Южную Америку на голландских и португальских судах.
Как и следовало ожидать, в стране, которая была португальской колонией более 500 лет, большинство жителей — католики. Традиционных верований придерживаются около пяти процентов ангольцев. А многие причудливо соединяют в единое целое христианство и местные культы — например, поклонение предкам.
Племя химба. Кочевое племя химба ведет свое происхождение от народа гереро из этнической группы банту, который появился на территории современных Намибии и Анголы в начале XVI века. Острая нехватка влаги в засушливой провинции Кунене, где кочуют химба, породила жесткое правило: использовать воду для омовения позволено только мужчинам.
У женщин же главное средство личной гигиены — паста из сливочного масла, охры и ароматической смолы кустарника коммифора, которая наносится на все тело и придает ему красноватый оттенок, а также на заплетенные в дреды волосы. Паста защищает и от солнца, и от насекомых. Кроме того, каждый день дамы принимают «дымовые» ванны: положив в миску с раскаленными углями листья и ветки той же коммифоры, они, накрывшись одеялом, склоняются над ароматным дымом и устраивают себе «парную». Пропотев, женщины очищают раскрывшиеся поры деревянным скребком, а затем снова покрывают тело охряной пастой. Большая белая ракушка, которую в качестве украшения женщины химба носят на груди, называется охумба и передается по наследству
Из этнических групп наиболее многочисленны овимбунду (живут на плоскогорье в центральной части страны), мбунду (обитают в провинции Луанда) и баконго (их исконные земли находятся на северо-западе Анголы). Среди других крупных этносов — нгангела, лунда и чокве.
Племя мукавана. Мало кому из чужаков удавалось вступить в контакт с племенем мукавана. Оно живет в провинции Кунене, отрезанное от внешнего мира пустынями и горами, и занимается натуральным сельским хозяйством. Последний раз упоминалось в путеводителях для туристов, изданных в 1930-х. Женщины племени мукавана — большие модницы: они удаляют себе нижние зубы и сооружают на голове затейливые прически с помощью жира и коровьего навоза, добавляя для отдушки ароматические травы
Племя мукубал. Большой головной убор «омпотас», который носят женщины племени мукубал, имеет весьма оригинальную конструкцию: под квадратной шляпой из цветистой ткани скрывается плетеный каркас, между сторонами которого натянуты жгуты из бычьих хвостов. Племя, живущее в провинции Намибе близ границы с Намибией, занимается скотоводством, а также выращивает маис и сорго. Практически все работы выполняют женщины, которые пользуются в племени большим уважением как хранительницы очага и продолжательницы рода
Многие жители страны на вопрос о национальности отвечают, что они — ангольцы. Но на самом деле почти все помнят о своей идентичности и лояльны своему племени. Девяносто с лишним этнических групп, живущих в разных районах Анголы, хранят свои обычаи, язык и историю.
Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.