Один день журнала GEO
Двадцать лет назад, весной 1998-го, в киосках России появился новый журнал с зеленой обложкой — и с тех пор прочно вошел в жизнь тысяч людей по всей стране. В его создании участвуют десятки людей, причем не только в России. Кто они? Взгляд за кулисы производственного процесса
06:30 Москва, метро «Спортивная»
Любовь Смолянкина отпирает киоск с газетами и журналами. Ей нужно как можно быстрее разложить на витрине стопки свежих номеров, которые ночью оставил шофер, и развесить ценники — несмотря на ранний час, первые покупатели уже выстраиваются в очередь.
В мае 2018-го исполнится 15 лет с тех пор, как Любовь Дмитриевна перебралась из Пензы в Москву на заработки. До этого она 20 лет проработала прядильщицей на фабрике.
Сама Любовь Дмитриевна — постоянная читательница журнала GEO, в котором ей больше всего нравятся статьи о путешествиях. «Ездить никуда не успеваю, а прочитаешь про какое-то место — и как будто сама там побывала», — говорит она. По ее словам, каждый свежий номер она обсуждает с постоянными покупателями.
Киоск закроется в восемь вечера. До этого за газетами и журналами придут до полутора сотен человек.
09:15 Москва, Столярный переулок
Выпускающий редактор Татьяна Аныгина заходит в стеклянные двери офиса. Она в GEO вот уже 15 лет — дольше всех. В 2003 году, после восьми лет работы переводчиком в дипломатическом корпусе и трех лет во французском фотоагентстве, Татьяна пришла устраиваться на работу фоторедактором «GEOлёнка», но в ходе собеседования настолько впечатлила тогдашних менеджеров издательства, что ее пригласили на должность, тогда называвшуюся «ответственный секретарь журнала GEO». Ее она с тех пор бессменно занимает.
«В первый же день я поняла, что это мое, — вспоминает Татьяна. — Прошло столько лет, а мне все не надоедает. Хотя по сути я делаю одно и то же из года в год. Но каждый день узнаю что-то новое и все больше убеждаюсь, что Земля — и вправду еще не познанный нами мир».
10:00 Гамбург, район Ротербаум
Петер-Маттиас Геде выходит на балкон своей квартиры в престижном квартале к северу от центра города и закуривает. После двух десятков лет у руля самого популярного познавательного журнала в Германии он на заслуженном отдыхе. «И, как и любой мужчина, вышедший на пенсию, все еще не могу расслабиться и смириться с наступившей бессмысленностью», — смеется Геде. На перечисление его нынешних задач и заданий уходит несколько минут: пишет колонки в газеты, журнальные репортажи, выступает с речами на выставках, берет интервью у фотографов, участвует в работе правление немецкого подразделения ЮНИСЕФ… Но о своем главном детище — журнале GEO — говорит с особой нежностью. Он — абсолютный рекордсмен по сроку пребывания на должности главного редактора.
В своих мемуарах «30 лет GEO: хроника» Геде сравнивает появление в 1976 году этого журнала в Германии с маленькой революцией на немецком рынке. С одной стороны, новое глянцевое издание было откровенно дорогим продуктом, ориентированным не на массовый рынок. А с другой — издательство не делало ставку на рекламу как на основной источник дохода. Напротив, GEO с самого начала ориентировался не на рекламодателей, а на читающую аудиторию — с высоким уровнем образования и стабильными доходами. Тот самый образованный городской «средний класс», готовый платить за качественную журналистику.
Фирменным знаком GEO с первого же номера стали большие, если не сказать огромные репортажи — не только по количеству страниц, но и по затратам. Редакция давала возможность своим журналистам и фотографам готовить материалы, которые занимали в журнале до 30 страниц. Этот подход сработал: за первый же год существования журнала его продаваемый тираж достиг 205 тысяч экземпляров, причем 85 процентов из них распространялись по подписке.
Как вспоминает Геде, GEO предлагал читателям совершить воображаемое кругосветное путешествие, однако не был при этом традиционным трэвел-журналом. «Журналисты GEO не пишут про отели и пляжи. Они описывают жизнь людей в других странах, их быт и культуру. Задача журналиста — не сидеть в отеле, а познать чужую культуру и объяснить ее своим читателям. Наше кредо — расширение горизонтов».
За второй год существования журнала его тираж удвоился.
В 1979 году открылся GEO во Франции. Парижская редакция, в отличие от гамбургской, сделала акцент на этнографию, географию и туризм. Тираж французского GEO временами достигал 600 тысяч экземпляров, обгоняя своего немецкого собрата.
В начале 1980-х немецкий GEO расширил палитру тем. В журнале наряду с репортажами о дальних странах и других культурах начали появляться темы, волнующие немецкое общество. Прежде всего — экология, демография, разумное использование природных ресурсов. GEO начал медленно, но верно превращаться из журнала с портретами других городов и стран в журнал о проблемах современности, вспоминает Геде.
В 1984 году тираж достигает полумиллиона экземпляров, 80 процентов распространяется по подписке. Рекорд числа подписчиков будет установлен в 1987-м — 450 тысяч. А юбилейный номер, посвященный 20-летию журнала, будет продан тиражом в 615 тысяч экземпляров.
В 1996 году GEO запускает детский журнал GEOlino, ориентированный на юных читателей в возрасте от восьми до двенадцати лет. На его страницах — практически те же темы, которые освещаются во «взрослом» журнале: жизнь детей во всем мире, истории о природе и животных, наука и техника, социальные проблемы и политика, серии статей об открытиях, жизни ученых и даже о философии. Предисловие к первому номеру журнала пишет собственноручно… президент Германии. Спустя четыре номера тираж GEOlino преодолевает отметку в 100 тысяч экземпляров.