230 лет назад родился Луи Дагер, лишивший художников монополии на реальность

GEOИстория

История

Через тернии к реальности

Веками все созданное, открытое и пережитое человечеством было известно по рассказам и картинам. Пока 230 лет назад не родился Луи Дагер, благодаря которому мир вступил в эпоху документалистики. Он изобрел фотографию, лишив художников монополии на реальность

Текст: Сергей Панков

«Пожар!» — кричит пассажирка у окна омнибуса, выезжающего около часа дня восьмого марта 1839 года с бульвара дю Тампль на площадь Шато д'О. Седой парижанин лет пятидесяти просит кондуктора остановить. И бросается к павильону с пятью большими полыхающими окнами. Мимо фонтана со львами. Сквозь живую цепь жителей квартала, передающих ведра с водой из ближайшего канала Сен-Мартен. К пожарным в золотистых касках и синих мундирах. Он — владелец здания. Сейчас главное — спасти от огня его студию в соседнем доме. Там настоящее сокровище.

Изобретатель фотографии Луи Дагер на дагеротипе 1844 года

В начале XIX века Европа переживает революционные перемены в политике, транспортной системе, энергетике, промышленности, быту, сфере развлечений. Инновации сыплются как из рога изобилия: паровоз, пароход, электрическая батарея, ватерклозет, пищевые консервы, программируемый ткацкий станок, готовая одежда, обезболивающее. Мистиков и проповедников теснят медики, химики, физики и журналисты. Растет скорость распространения информации. После открытия Антарктиды на карте мира почти не остается белых пятен.

«Стереокино» XIX века. В районе нынешней площади Республики, где в 1822 году открылась Диорама Дагера со зрительным залом на 350 мест, зародилась современная индустрия развлечений. Рядом — бульвар дю Тампль, давший название «бульварному» жанру, театры на парижском «бродвее» соседствуют с магазинами и кафе. Для богатых посетителей Дагер организует в Диораме виртуальные пикники в Альпах

Но на самом видном месте зияет гигантский пробел. С тех пор как более 30 тысяч лет назад человек украсил стены пещеры Шове на юге Франции цветными рисунками львов, носорогов и тарпанов, монополия на отображение реальности принадлежит художникам.

Прежде чем зафиксировать проекцию окружающего мира на подходящем носителе, нужно ее получить. Еще за несколько веков до изобретения фотографии начинается история фотокамеры. И долгое время оператор находится не снаружи, а внутри нее, как на этом изображении камеры-обскуры из «Великого искусства света и тени» немецкого иезуита Афанасия Кирхера (1671 год)

Экзотические цветы и животных из далеких колоний француз пока видит глазами флориста Редуте и анималиста Удри. События недавней революции, походы Наполеона, знаменитостей прошлого и настоящего — глазами Давида, Гро и Энгра. Сам он может увидеть только то, что находится перед ним здесь и сейчас. В остальном за него смотрят и домысливают реальность сонмы именитых и безымянных художников, граверов, копиистов. Их продукция повсюду — в иллюстрированных атласах и журналах, на видовых открытках и афишах, в календарях и модных каталогах.

Французская гравюра 1870 года иллюстрирует одну из множества легенд, окружающих изобретение Дагера, — историю открытия светочувствительности йодистого серебра. В начале 1830-х Дагер забывает в лаборатории ложку на покрытой йодистым серебром пластине и затем с удивлением обнаруживает, что под воздействием света она оставила на поверхности темный силуэт

Художник — не обязательно творческое призвание, но почти всегда востребованная профессия. В разгар революции назвать свою дочь в честь уже арестованной королевы Марии-Антуанетты для бывшего судебного клерка Дагера — иррациональный поступок. А отдать сына в 1800 году вместо школы на курсы рисования — вполне прагматичный. Особенно после переезда из пригорода Парижа в провинциальный Орлеан.

Вместо вступительных экзаменов 13-летний Луи Жак Манде Дагер сдает написанные им портреты матери и отца. Через три года ему уже хватит умения и амбиций для покорения столицы. Вскоре он — ученик знаменитого декоратора парижской Оперы Игнаса Эжена Деготти. И один из героев богемного Монмартра. Поет в кафешантанах, танцует в кордебалете, балансирует на канате как заправский акробат. Эпатирует устроителей вечеринок, входя в дверь на руках. В 1814 году выставляет свои картины на парижском Салоне. Но прославят имя Дагера не они.

Два с половиной франка стоит билет в новый театр на улице Сансон. Но многочисленные посетители расположенного напротив танцевального зала Тиволи-Воксаль не прочь потратить почти половину месячного жалования рабочего, чтобы увидеть сенсацию.

Внутри полутьма, как в нынешнем кинозале. Все сидячие места на полукруглой галерее заняты. Многие стоят в партере. Кто-то вытягивает шею. Чей-то цилиндр заслоняет вид на «сцену». Там в глубокой нише как будто распахнулось широкое окно. За ним — долина Зарнен в Швейцарских Альпах. Заснеженные пики, серпантин ручьев на зеленых склонах, полноводная река в окружении белых домиков. Все течет, движется, переливается на солнце. Вдруг налетают тени облаков. Горы темнеют. Гладь озера на переднем плане покрывается рябью. Водяная пыль от фонтана перед шале веет в лицо. Удар колокола. Окно тускнеет. Все здание будто плавно поворачивается. И зрители уже внутри Кентерберийского собора.

Ручная «съемка» пейзажа с помощью переносной камеры-обскуры шатровой конструкции. Она проецирует на столик изображение с помощью зеркал из установленного сверху объектива. Иллюстрация из книги Д. Ларднера «Музей науки и искусства» (Лондон, 1855)

Диорама, открытая Дагером и его компаньоном Бутоном 11 июля 1822 года, ошеломляет прессу и публику. А ведь парижан не так просто удивить оптическими иллюзиями: они уже видели и стереоскопические полупрозрачные акварели швейцарца Кенига, и «фантасмагории» бельгийца Робертсона, который на своих выступлениях проецировал на клубы дыма из скрытого «волшебного фонаря» движущихся «призраков» умерших знаменитостей. И новаторские декорации самого Дагера в театре Амбигю-Комик, куда газеты советовали ходить хотя бы ради динамических световых эффектов. И масштабные панорамы Прево, на которого Дагер работал художником девять лет. Но по сравнению с диорамой панорама кажется примитивной.

В ней иллюзия создается только благодаря круговому расположению картины и рассредоточенным на переднем плане бутафорским предметам, которые сливаются с нарисованным фоном. 

Диорама — сложное сочетание механики, оптики и искусства. Центральный элемент — полупрозрачный холст, натянутый в глубине арочного проема, как фоновая декорация на театральной сцене. Размером почти с широкоформатный экран IMAX в современном кинотеатре: 22 метра в длину и 14 метров в высоту. С двух сторон на просвет на него нанесено одно и то же изображение, силуэты в точности совпадают. Различия в нюансах: на лицевой стороне струя фонтана чуть выше, на тыльной — чуть ниже. Тут — безоблачное небо, там — густые тучи.

На съемку вида из окна Диорамы летом 1838 года Дагер потратил больше десяти минут. За это время весь транспорт уехал из кадра. Зато осталось первое в истории фотоизображение людей. Кроме чистильщика обуви и его клиента специалисты разглядели на пластине под микроскопом еще две расплывчатые фигуры на скамейке напротив

Секрет «движущейся картины» — в системе световых окон и масляных фонарей, скрытых за экраном. И в зеркалах, способных проецировать задний свет на лицевую сторону. Когда экран освещается спереди, видна лишь одна сцена. Но стоит осветить его сзади, как проступают невидимые детали с обратной стороны. Для усиления эффекта используются цветные фильтры. Достаточно закрыть окно красным стеклом, и все детали красного цвета исчезают, а другие краски темнеют. Так возникает иллюзия движения воды, появления фигур, изменения формы объектов. Зал рассчитан на показ двух картин, по 15 минут каждая. По сигналу первый экран гаснет, и деревянный диск со зрительными рядами поворачивается вокруг оси на рельсе к другому экрану, на котором уже проступает следующая сцена.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Зерно уплывает за рубеж рекордными темпами Зерно уплывает за рубеж рекордными темпами

Засуха в Европе и низкий урожай зерновых в России вызвали ажиотаж на рынке

Эксперт
Шеннон и швы Шеннон и швы

Майкл Шеннон отрастил усы и примерил вещи из новых коллекций

Esquire
Скрытые функции в Android и iOS Скрытые функции в Android и iOS

Как ускорить работу смартфона с помощью инструментов для разработчиков

CHIP
«Раньше был более легким на подъем» «Раньше был более легким на подъем»

Интервью с Сергеем Пускепалисом

Добрые советы
Цирк одного актера Цирк одного актера

Хью Джекман о том, что понял на разных этапах жизни (спойлер: ничего не понял)

Cosmopolitan

Консультация с Владимиром Дашевским

Psychologies
Ирина Антонова Ирина Антонова

Правила жизни искусствоведа Ирины Антоновой

Esquire
Когда работа в радость Когда работа в радость

Кто получает больше удовольствия от работы – секретарь или топ-менеджер?

Cosmopolitan
Пират и его женщины Пират и его женщины

Вспоминаем романы актера Джонни Деппа

Лиза
HTC Vive: система профессионалов HTC Vive: система профессионалов

Шлем виртуальной реальности HTC Vive во всех подробностях

CHIP
Рецидевицы Рецидевицы

Подруги твоей девушки могут представлять реальную угрозу вашим отношениям

Maxim
Криптобанкиры Криптобанкиры

Мир буквально загипнотизирован блокчейном и криптовалютами

Forbes
5 причин открыть семейный счет 5 причин открыть семейный счет

Деньги сами по себе не делают нас счастливыми. Но возможности, которые они дарят, а главное, умение ими грамотно распорядиться позволяют чувствовать себя независимыми и получать удовольствие от жизни. Семейный счет в банке — один из таких полезных инструментов. Управление им — ценный навык, который придает уверенности и помогает наладить отношения с близкими людьми. Как это работает?

Psychologies
Электрошок Электрошок

Неконтролируемое развитие электротранспорта грозит безопасности городской среды

АвтоМир
Skoda Karoq Skoda Karoq

Karoq отлично подошел бы для нашей страны

АвтоМир
Nissan Juke – Renault Kaptur Nissan Juke – Renault Kaptur

Один из бестселлеров Renault и вернувшийся на российский рынок кроссовер Nissan

АвтоМир
Хватит капризничать! Хватит капризничать!

Что делать с проявлением детских негативных эмоций

Лиза
Смешная девчонка Смешная девчонка

Сверхновая голливудская звезда Екатерина Самсонова

Vogue
Осторожно, Нагиев Осторожно, Нагиев

Как Дмитрий Нагиев стал одним из главных шоуменов страны и моделью для мужчин

GQ
Волшебным образом Волшебным образом

Кратчайшая биография Джастина Тимберлейка

Glamour
Значение не меняется Значение не меняется

Группа Serebro — лучший герлз-бенд десятилетия

Glamour
Пилатес: краткий курс Пилатес: краткий курс

Актриса Анна Хилькевич протестировала комплекс упражнений

Cosmopolitan
Сейчас я не чувствую себя свободной, и это прекрасно Сейчас я не чувствую себя свободной, и это прекрасно

Интервью с Еленой Подкаминской

Добрые советы
«Будущее за теми, кто постоянно учится» «Будущее за теми, кто постоянно учится»

Самообразование – не просто модное поветрие, а вызов времени. Успех приходит к тем, кто находится в постоянном поиске знаний. Как освоить искусство life-long learning и чем в этом могут помочь онлайн-курсы? Об этом мы поговорили с экспертом по рекрутингу Аленой Владимирской и директором по развитию бизнеса компании Coursera Никилом Синха.

Psychologies
Ультиматум Борнса Ультиматум Борнса

Американский певец Гарретт Борнс способен заворожить любую публику

Vogue
Как выбрать противовирусное средство? Как выбрать противовирусное средство?

Как не ошибиться в выборе препаратов

Лиза
Уильям Ламберти Уильям Ламберти

Итальянский шеф готовит запеченную баранью лопатку

Esquire
Родом из Голливуда Родом из Голливуда

Кейт Хадсон о том, что дает ей ощущение счастья, и о многом другом

Cosmopolitan
Собрано в России Собрано в России

Неутомимый и нестареющий Федор Бондарчук

Glamour
Измена стереотипам: 6 фактов об облике современницы возраста 45+ Измена стереотипам: 6 фактов об облике современницы возраста 45+

Как выглядит 45-летняя женщина, чего ждет от жизни и чем она вдохновляется

Forbes
Открыть в приложении