Тема номера | Балтика
Бальзам на душу хипстера
Чем отличаются оладьи от панкейков? Что носят в этом сезоне — мокасины или лоферы? Где купить органические продукты? В Риге все «в тренде» — ведь это хипстерская столица Европы
Рижанка Катя Коваленко показывает на приземистые здания красного кирпича, стоящие друг за другом: «Когда-то здесь были склады грузового порта. Этот район на набережной Даугавы с XIV века служил для разгрузки судов, а во второй половине XIX столетия здесь построили вот эти тридцать пять красных амбаров. «Спикери» ведь в переводе на русский и означает «амбары».
Катя в прошлом журналист, а в настоящем — основатель латвийского бренда дизайнерских аксессуаров SOYKA, ориентированного на молодых модных интеллектуалов, тех, кого принято считать хипстерами. Она проводит для нас экскурсию по хипстерской столице Европы — именно таким титулом наградили Ригу эксперты авторитетного портала для путешественников SkyScanner.
Отправная точке путешествия — квартал Спикери. В амбарах, давших ему название, когда-то хранили свой товар экспортеры рижского льна и пеньки. Одним из главных был Кузьма Мухин — про его пеньковые канаты говорили, что ими можно поднять со дна Балтики любое судно. Нынешний дух района больше пришелся бы по нраву внучке купца, знаменитому скульптору Вере Мухиной. Торговую атмосферу сменила творческая, в помещениях бывших складов обосновался центр современного искусства Kim?. У этой аббревиатуры есть два варианта расшифровки: kas ir maksla? («что такое искусство?») и kas ir muzejs? («что такое музей?»). В Kim? выставляются актуальные европейские художники, рядом с ним концертная площадка с джазом и камерной музыкой и известный своими авангардными постановками независимый театр Dirty Deal. Все для тех, кто хочет «быть в тренде».
Собственно, и само понятие «хипстер» изначально возникло — в Америке 1940-х из жаргонного выражения to be hip («быть в теме») — как раз для обозначения тех, кто следует трендам. Тогда это преимущественно означало слушать джаз и щегольски одеваться.
Современным хипстерам удается сочетать ценности среднего класса с интересами богемы. Они слушают инди-рок и смотрят артхаусное кино, ходят на опенэйры (музыкальные фестивали на свежем воздухе), ценят уличную еду, пьют крафтовое пиво, много путешествуют. И в оба глаза следят за новыми веяниями во всех сферах жизни.