Мнения
Преодолеть стену
Берлин быстро восстановился после былого разделения на две части. Транспортную карту «починили», вновь соединив восток и запад, панельные дома модернизировали — в архитектурном облике Берлина проследить границу все труднее. Бетонной стены уже давно нет. Но в умах следы разделения еще не стерлись
Не срослось
Ориентироваться в Берлине просто: есть на улице трамвай — это бывшая ГДР. Нет трамвая — Западный Берлин. До войны трамвайные пути были по всему городу, вплоть до маршрута мимо рейхстага и Бранденбургских ворот. В «Даре» у Набокова (вот уж кто из русских пожил в Берлине) трамвай едет по Гогенцоллерндамм, а в «Подвиге» — по Курфюрстендамм, «обгоняя велосипедистов». Сегодня велосипедисты все так же гоняют по Берлину, а вот трамвая на западе давно нет. Разделение Германии на восток и запад очевидно — если знать, куда смотреть.
Оно сохраняется в немецком языке: в восточной версии немецкого цыпленок — это Broiler, заимствование из советского русского (туда слово пришло в 1930-х из американского английского), а в западной — Hähnchen, прямая калька тоже с американского, но уже послевоенного. Так по-разному и пишут до сих пор на киосках с «курой гриль» в разных районах города. Дальше — больше. В западном Берлине дешевая вкусная еда — в турецких забегаловках, в восточном — во вьетнамских. Вот вам два мира, два источника дешевой рабочей силы, два потока мигрантов. Но главные различия, конечно, в головах. Вот карта избирательных округов на последних региональных выборах. Небогатый запад Берлина голосует за социал-демократов, богатый — за христианских демократов. Небогатый восток Берлина голосует за левых, радикальный — за почти неонацистскую «Альтернативу для Германии».
Разделение идет и дальше, на всю страну. В бывшей восточной Германии куда более ровные и широкие автобаны — триллион евро, вложенный в развитие бывшей ГДР за последнюю четверть века, дает о себе знать. Но уровень зарплат ниже, чем на западе, и производительность труда до сих пор не выше 80 процентов от западной. А главное, из десяти магазинов марки одежды Thor Steinar, популярной у неонацистов настолько, что в ней нельзя заходить в бундестаг и на немецкие стадионы, восемь — на территории бывшей ГДР.