В фильме «Ледокол», который выходит в прокат в октябре, советское судно оказывается на 133 дня заперто льдами в Антарктике. Какими бедами грозит ледовая ловушка, полярники знают с тех пор, как в 1845 году пропала экспедиция Джона Франклина. Она стала самой страшной трагедией в истории Арктики — из 129 человек обратно не вернулся никто.

GEOСтиль жизни

История

Худшее из путешествий

В фильме «Ледокол», который выходит в прокат в октябре, советское судно оказывается на 133 дня заперто льдами в Антарктике. Какими бедами грозит ледовая ловушка, полярники знают с тех пор, как в 1845 году пропала экспедиция Джона Франклина. Она стала самой страшной трагедией в истории Арктики — из 129 человек обратно не вернулся никто

Скелет в униформе стюарда лежит в снегу ничком. При нем документы на имя старшины Гарри Пеглара и смерзшиеся записки. Они столь невразумительны, что англичанам, обнаружившим находку, кажутся написанными по-немецки. Язык, однако, английский, но слова идут задом наперед и заканчиваются прописными буквами. На одном из листов — отрывок из поминальной службы «О, Смерть, где твое жало….». Текст составлен неразборчиво, с ошибками, знаков препинания нет вовсе. На обороте слова идут по кругу. Посередине — фраза «лагерь «Террора» пуст».

Северо-Западный проход — одна из тайн, манящих полярные экспедиции XIX века

Дело происходит летом 1859 года на канадском заполярном острове Кинг-Уильям. «Террор» из записок старшины — один из двух британских кораблей, пропавших 14 лет назад. Вместе с «Эребусом» он вышел в 1845 году из устья Темзы искать Северо-Западный проход — водный путь вдоль берегов Северной Америки, соединяющий Атлантику с Тихим океаном. Этот проход искали не одно столетие, и к середине XIX века уже ясно, что путь пролегает в высоких широтах, где море большую часть года сковано льдом, и поэтому он вряд ли может представлять практическую ценность. Однако Северо-Западный проход по-прежнему остается одной из манящих тайн эпохи, наравне с поисками истоков Нила и Северного магнитного полюса.

Командир экспедиции, сэр Джон Франклин, совсем не похож на морского волка: невысок, с молодых лет тучен и лысоват, а после контузии еще и глух на одно ухо. Да и по характеру он скорее созерцатель и ученый, чем воин. И, по-видимому, мягкий человек. Рассказывают, что Франклин во время походов по тундре не убивал докучавших ему комаров, а просто сдувал их с себя, говоря, что места в мире хватит всем. Но биография у него более чем героическая. Как и многие современники, Франклин начинает морскую карьеру еще в отрочестве: в 1800 году 14-летний Джон поступает на службу в Королевский флот, став юнгой линейного корабля «Полифем». Через год, участвуя в морском сражении под Копенгагеном, Франклин в числе первых перепрыгивает на борт неприятельского корабля.

А в 1802 году он под началом дяди и наставника Мэтью Флиндерса участвует в знаменитом плавании вокруг Австралии на корабле «Инвестигейтор». Именно тогда выяснится, что это отдельный континент, и Австралия получит свое нынешнее имя. Экспедиция заканчивается крушением, и команде приходится выживать на крохотной песчаной отмели, пока капитан на лодке отправляется за 700 миль за подмогой.

В 1805-м Франклин сражается в знаменитой Трафальгарской битве. В 32 года уже командует экспедиционным кораблем «Трент», а в 1819 году и сам возглавляет экспедицию, которая должна описать арктическое побережье Северной Америки. Это путешествие оборачивается сущим адом — из-за нехватки припасов живыми домой возвращаются лишь девять из 20 участников экспедиции.

Книга, в которой Франклин описал эти злоключения, мгновенно делает его знаменитым. За ним навсегда закрепляется сомнительная слава «человека, съевшего собственные ботинки». Следующая экспедиция, напротив, на редкость успешна. В 1825–1827 годах Франклину удается нанести на карту большую часть арктического побережья Америки. Путь, пройденный экспедицией, составляет более половины экватора — 14 000 миль.

Впрочем, несмотря на героическое прошлое, Франклин, подобно многим военным морякам, зачастую коротает время на берегу на половинном жалованье, ожидая очередного назначения. В 1837 году он без особой радости принимает пост губернатора Тасмании — острова на краю Земли, куда в то время ссылали каторжников. Но отношения с местной элитой не складываются, и Франклина отзывают в Англию. Ему приходится использовать все свои связи, чтобы в 1845 году снова добиться назначения в полярную экспедицию. В ней он видит способ достойно завершить карьеру: к моменту выхода в море Франклину исполняется 59 лет.

Утром 19 мая 1845 года корабли Ее Величества «Эребус» и «Террор» выходят из Гринхита, порта в устье Темзы. У побережья Гренландии они делают последнюю остановку на пути к цели. Команда перегружает с вспомогательного судна запасы провианта и отправляет последние письма домой. 26 июля китобои видят «Эребус» и «Террор» у входа в пролив Ланкастер, откуда начинается Северо-Западный проход.

В успехе предприятия почти никто не сомневается. Потом, когда будет уже поздно, все вспомнят мрачное пророчество Ричарда Кинга, одного из полярных ветеранов. Со свойственной ему резкостью Кинг заявил, что Франклин отправляется в Арктику, «чтобы стать там зародышем айсберга».

Корабли Франклина словно растворились в лабиринте проливов канадской Арктики

Запасов у Франклина по меньшей мере на три года, и мало кто рассчитывает, что он пройдет свой путь без двух зимовок. Поэтому первые тревожные голоса раздаются лишь в начале 1847 года, однако в Адмиралтействе спасательную экспедицию пока решают не снаряжать. Но когда и к осени не приходит никаких известий о Франклине, становится ясно: что-то пошло не так. Летом 1848 года Адмиралтейство отправляет на поиски Франклина сразу две экспедиции, каждую на двух кораблях: со стороны Атлантики и от Берингова пролива. В 1850 году в поисках участвуют уже шесть кораблей. В Арктике постепенно разворачивалается невиданная по масштабу спасательная операция. В море выходят все новые суда, санные отряды отправляются в неизведанные края. Порой применяются и вовсе экзотические способы — моряки ловят песцов и надевают на них ошейники с посланиями для Франклина. Но все усилия тщетны: корабли Франклина и 129 участников его экспедиции словно растворились в лабиринте островов и проливов канадской Арктики.

«Корабли «Эребус» и «Террор» в арктических водах» — гравюра французского живописца Пьера Эжена Грандсира (1825–1905), опубликованная на страницах парижского еженедельника о путешествиях «Лё Тур дю Монд» в 1860 году

Первые сведения об их судьбе добывает экипаж небольшого судна «Леди Франклин». В августе 1850 года моряки находят на крохотном острове Бичи три могилы с надгробиями, на которых вырезаны имена и даты смерти умерших: это люди Франклина, погибшие в первую зимовку. Но никаких сообщений о ходе экспедиции или о своих дальнейших планах Франклин возле могил не оставил. Судьба остальных 126 участников экспедиции по-прежнему неизвестна.

В 1852 году Адмиралтейство отправляет последнюю поисковую экспедицию — эскадру из пяти кораблей под началом капитана Эдварда Белчера. Но у Белчера нет полярного опыта, он всю жизнь плавал в южных морях. И когда ему начинает казаться, что четырем из его кораблей больше не удастся вырваться из ледового плена, он приказывает бросить их, опасаясь повторить судьбу Франклина. Но, словно в насмешку над Белчером, один из брошенных кораблей, «Резолют», сам высвободится изо льдов и через год, продрейфовав 1200 миль, будет найден американскими китобоями. Правительство США выкупит у них «Резолют» и вернет Британии в качестве жеста доброй воли. Корабль проведет в строю еще более 20 лет, а когда его спишут, из деревянных частей «Резолюта» изготовят письменный стол, который станет ответным подарком королевы Америке. Сейчас за этим столом сидит президент Обама.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Подлинная история д’Артаньяна Подлинная история д’Артаньяна

Жизнь д’Артаньяна точно нельзя назвать скучной

Дилетант
Mazda MX5 Mazda MX5

Скажем сразу: в таком виде японский родстер до российского рынка точно не доберется – с мягким верхом и... левым рулем. Но от приглашения еще раз встретиться с ним отказаться просто невозможно.

Quattroruote
В чепце и фартуке: журналистка под прикрытием в домах английских аристократов В чепце и фартуке: журналистка под прикрытием в домах английских аристократов

Элизабет Бэнкс показала, как среди аристократов живут низшие слои общества

Cosmopolitan
“Рак груди изменил мое отношение к жизни и счастью” “Рак груди изменил мое отношение к жизни и счастью”

Три женщины, которые справились с раком груди

Cosmopolitan
Виртуальный секс Виртуальный секс

«Популярная механика» протестировала первую в мире виртуальную любовницу

Популярная механика
Прекрасное далеко: как не сравнивать мужа с другими Прекрасное далеко: как не сравнивать мужа с другими

Признаемся, так бывает у всех: чьи-то отношения кажутся нам более привлекательными, чем наши собственные, а на фоне чьего-то чужого мужа наш, родной, явно проигрывает. Что за странное явление и как с ним справиться, как научиться не сравнивать любимого с другими – и нужно ли?

Домашний Очаг
Вечные французы Вечные французы

Любовь рус­ских к фран­цуз­ско­му ди­зай­ну об­ще­из­вест­на — даже Грибоедов над ней под­шу­чи­вал. Хозяин этой мос­ков­ской квар­ти­ры от­дал­ся фран­ко­фи­лии це­ли­ком — и не прогадал.

AD
Citroen C4: Вторым темпом Citroen C4: Вторым темпом

Три года присутствия на российском рынке не были успешными для французского седана. Изменит ли ситуацию рестайлинг, новые силовые установки и дополненные комплектации? Попробуем со всем этим разобраться

АвтоМир
Зимний Вальс Зимний Вальс

Совмести­те ка­та­ние на лы­жах, ку­па­ние под сне­гом и зна­ком­ство с вы­да­ю­щей­ся и необыч­ной ар­хи­тек­ту­рой в Вальсе — по­та­ен­ном угол­ке Швейцар­ских Альп.

Vogue
Торг уместен Торг уместен

Кризис скорректировал цены на арт-рынке. Но не во всех сегментах.

Forbes
Карты обещают прибыль Карты обещают прибыль

Тебе звонят из банка и уговаривают оформить кредитную карту, да не простую, а особенную – по ней ты и скидки получишь, и бонусы. Интересно, это выгодно или нет?

Лиза
Ракетка даль­не­го действия Ракетка даль­не­го действия

Анастасии Павлючен­ко­вой про­чи­ли боль­шое бу­ду­щее с че­тыр­на­дца­ти лет

Glamour
Цена вкуса Цена вкуса

Самые дорогие картины в коллекциях десяти российских бизнесменов.

Forbes
Когда вызывать скорую во время беременности Когда вызывать скорую во время беременности

Беременность – период волнений и тревог. В большинстве своем будущие мамы очень бдительно следят за своим здоровьем, и панику у них может вызвать любое, даже самое незначительное, отклонение. Конечно, так сильно переживать не стоит, но и не быть внимательными к себе нельзя. В каких случаях переживания оправданы и нужно обратиться за срочной медицинской помощью?

9 месяцев
Люди Х: харизма и мы Люди Х: харизма и мы

Однажды осенью

Cosmopolitan
Ferrari GTC4 Ferrari GTC4

К имени, будто взятому из прошлого, прибавлено словечко Lusso – «роскошь» по-итальянском. Зачем это уточнение автомобилю за почти 21 млн руб.?

Quattroruote
Важная малость Важная малость

Как выходцы из Сбербанка создали бизнес на идеях, не пригодившихся работодателю.

Forbes
Мой мучитель Мой мучитель

Как понять, что ты связалась с не самым здоровым человеком

Cosmopolitan
Дизайнер — Рэи Кавакубо Дизайнер — Рэи Кавакубо

Хотя королевой панка называют Вивьен Вествуд, японке Рэи Кавакубо тоже есть что сказать на эту тему. Только герои последней ее коллекции Comme des Garçons не из бунтующего Лондона 70-х, а из революционной Франции XVIII века.

Numéro
Mitsubishi Pajero Sport Mitsubishi Pajero Sport

Внедорожник Mitsubishi Pajero Sport примерил статус флагманской модели. Что скрывается под его новой, более «глянцевитой» внешностью?

Quattroruote
За что нас ценят мужчины За что нас ценят мужчины

Чтобы в семье все было хорошо, надо подстраиваться под мужа или лучше оставаться собой? Сколько людей – столько мнений. Узнаем, что думают эксперты и наши читатели.

Лиза
15 мыслей Игоря Ларионова 15 мыслей Игоря Ларионова

Хоккеист, начинавший карьеру с Вячеславом Фетисовым в ЦСКА, а завершивший ее в НХЛ, трижды выиграв кубок Стэнли, — сегодня успешный хоккейный агент и винодел.

GQ
Всё, чего ты не знаешь о своей сексуальности Всё, чего ты не знаешь о своей сексуальности

Какие ласки и движения доставляют тебе удовольствие? Наверняка ты заблуждаешься

Cosmopolitan
Audi Q2 Audi Q2

Нам выпала возможность протестировать кроссовер в версии 2.0 TDI. Его сильные стороны – комфорт и маневренность. И низкий расход даже с полным приводом.

Quattroruote
Audi TT RS: Кинолента Audi TT RS: Кинолента

Линейка RS – вершина модельного ряда марки. Автомобили с этими литерами стоят особняком и отличаются спортивным характером. Новое поколение Audi TT RS, к счастью, не стало исключением из правил

АвтоМир
Уйти нельзя, остаться Уйти нельзя, остаться

Как изменить отношение к опостылевшей должности

Cosmopolitan
Капитан «Кораблика» Как построить бизнес, не мечтая о лидерстве, инвесторах и экспериментах Капитан «Кораблика» Как построить бизнес, не мечтая о лидерстве, инвесторах и экспериментах

Сеть магазинов «Кораблик» пережила два финансовых кризиса, многих конкурентов и массовый отток менеджеров к главному из них, «Детскому миру». Как владелец сети Алексей Зуев построил и сохранил вторую по величине сеть магазинов детских товаров в стране? «Тихо и спокойно», — формулирует он главные принципы развития сети.

РБК
Toyota Avensis Toyota Avensis

Можно ли считать Avensis III преемником неубиваемой Carina E, станет ясно через каких-нибудь пять лет. Впрочем, уже сегодня «японец» демонстрирует отличные результаты в плане надежности

АвтоМир
Очень вредная привычка Очень вредная привычка

Чувство, которое не несет ничего, кроме испорченных отношений

Cosmopolitan
31 способ ускорить метаболизм 31 способ ускорить метаболизм

Благодаря метаболизму все съеденное быстро превращается в энергию, а не в жир

Cosmopolitan
Открыть в приложении