Полтора века назад продажа Аляски Соединенным Штатам была обдуманным и необходимым шагом.

GEOСтиль жизни

История

За пригоршню долларов

Ровно 150 лет назад Россия продала Соединенным Штатам свои американские владения, включая полуостров Аляска. С тех пор эта «сделка века» обросла мифами и домыслами. Что же произошло на самом деле?

Текст: Сергей Панков

Севастополь, 4 июля 1857 года. В павильоне на набережной развешены американские флаги, играет духовой оркестр. Полковник Джон Гоуэн и его команда празднуют День Независимости. С апреля контрактники из США ведут подводные работы в городской бухте. Квалифицированных рабочих, водолазов и все оборудование, включая лебедки, плавучий док с гальваническими батареями и винтовой пароход, привезли из Америки. Крымская война два года назад выявила технологическое отставание России от ведущих западных стран. Парус оказался бессилен против пара. Американские услуги по подъему 20 из 75 затопленных кораблей Черноморского флота будут стоить четверть миллиона рублей серебром — по 10–15 тысяч за корабль.

15 июля 1741 года, Тихий океан, остров Якоби. Потеряв в тумане корабль Беринга, второй руководитель Камчатской экспедиции Алексей Чириков на пакетботе «Св. Павел» подходит к неизвестной «большой земле». Спущенная с борта шлюпка с 11 вооруженными разведчиками направляется к лесистому берегу, изрезанному заливами. И бесследно исчезает. Спустя какое-то время на берегу виден огонь. Больше ничего. Еще четыре человека, отправленные на поиски через шесть дней ожидания, тоже не возвращаются.

«Витус Беринг и Алексей Чириков в Петропавловской гавани в 1741 году». Картина Игоря Пшеничного (1989 год) из собрания Центрального военно-морского музея в Санкт-Петербурге. Город, основанный Берингом и Чириковым, назван в честь кораблей «Св. Петр» и «Св. Павел», на которых руководители Второй Камчатской экспедиции затем достигнут Америки

Два полуострова — две истории. Между ними — больше ста лет и восьми тысяч километров. Одна связана с началом, а другая — с началом конца Русской Америки.

«Большая земля» или «китовое место» — так переводится с алеутского Аляска. Но для русских открытый в несколько заходов Новый Свет — с конца 1740-х прежде всего источник пушнины. Русское освоение Америки больше похоже на стихийное покорение Дикого Запада, чем на завоевания конкистадоров.

Самые отчаянные смельчаки доходят пешком до Чукотки и Камчатки, где, погрузившись на шитики (одномачтовые ладьи и одно- и двухмачтовые палубные боты и галиоты), устремляются к Алеутским островам. Снаряжение экспедиции стоит дорого. А риск потерять все вложения очень велик. Купцы объединяются в компании на паях. Опасности и лишения хорошо окупаются. На пушном рынке в Кяхте на границе с Китаем шкуры калана (морской выдры) перепродаются не менее чем с десятикратной наценкой и обмениваются на востребованные в России шелк и чай. За один сезон судовая команда из 50 человек может обеспечить себя на всю жизнь. С 1747-го по 1791 год в районе Аляски добыто пушнины на сумму более шести миллионов рублей. Купеческие артели срастаются в корпорации, объединяющие добытчиков и перекупщиков. Крупные компании поглощают и вытесняют мелких конкурентов. Образуют конгломераты, срастаются. В итоге к концу XVIII века остаются три купеческих объединения.

«Сбор пушнины в колониях Российско-Американской компании». Картина кисти Игоря Пшеничного (1989 год) из собрания Центрального военно-морского музея в Санкт-Петербурге. Одна судовая партия по добыче калана насчитывает до 400 байдарок с «туземными» охотниками под руководством русского «партовщика» и небольшого отряда его помощников

В 1799 году на основе самого большого из них под покровительством императора Павла I создается Российско-Американская компания (РАК). Но это не совместное предприятие. Американцы — алеуты и эскимосы — в ней не более чем работники. Ни один не входит в число владельцев. В отличие от представителей российских властей. Региональные акционерные компании типа Персидской и Среднеазиатской в России существовали и прежде. Формально РАК — открытое акционерное общество, вступить в него путем покупки акций могут все подданные. Но главную контору переносят из Иркутска в Санкт-Петербург. Поездки на собрания акционеров — из Сибири в столицу — по карману лишь считаным пайщикам. Купцов заменяют «особы, приближенные к императору». Надзор за коммерческой деятельностью поручен министру финансов.

Из-за дефицита европейских товаров администрация российских колоний налаживает собственное производство предметов первой необходимости. Рабы «каюры» занимаются обработкой шкур для обтяжки байдарок и пошивом одежды для обмена на пушнину, добытую «вольными алеутами». Для Российско-Американской компании труд каюров ничего не стоит. Иллюстрация из книги Джулио Феррарио «Старинные и современные костюмы всех народов мира», 1837 год

Задумана была РАК купцами ради торговли, но превратилась в «министерство» по управлению колониями — русский аналог Ост-Индской компании. РАК должна за свой счет освоить, заселить и отстроить Русскую Америку. А монополия на торговлю добытыми там ценностями и право вершить власть от имени государства — лишь инструмент для выполнения этой задачи.

РАК первой в России
обзаводится «корпоративным»
флагом. Он дарован ей
в 1806 году императором
Александром I.

На первых порах РАК справляется хорошо. Ее агенты быстро продвигаются вдоль побережья в сторону Калифорнии. Главное управление перенесено с острова Кадьяк на остров Ситка. Вскоре там вырастет резиденция губернатора — Ново-Архангельск. Общая площадь освоенной островной территории — уже 30 тысяч квадратных километров, больше Крыма. На всем пространстве наберется от силы 600 русских на несколько десятков тысяч представителей коренных народов. Враждебность «туземцев», нехватка людей и ресурсов тормозит экспансию на материк.

Каноэ тлинкитов — коренного индей­ского народа Аляски — целыми флотилиями бороздят узкие проливы архипелага Александра, один из которых украшает базальтовая скала Эддистоун

Границ на северо-востоке Америки еще нет. Новые земли закрепляются за теми, кто их открыл. Колонии можно расширять, насколько хватит сил. Или пока на пути не встанет другая сила. Поначалу их три: Испании, Франция и Англия. После французской революции и краха испанских притязаний на залив Нутка остается одна — Великобритания, с обширными владениями в Канаде и Орегоне.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Не вернул валюту — срок условно Не вернул валюту — срок условно

Уголовное наказание за нерепатриацию валютной выручки все еще в ходу

Эксперт
FEDOR Первый FEDOR Первый

Робот FEDOR должен стать основателем целой династии антропоморфных роботов

Популярная механика
Белый снег, синий лед Белый снег, синий лед

Скалы, водопады и пляжи Исландии стоят того, чтобы приезжать сюда вновь и вновь

GEO
Правила жизни Правила жизни

Доктор Лиза.

Лиза
Без пилота Без пилота

О том, как автомобиль будет обходиться без водителя

Популярная механика
Двигатель прогресса Двигатель прогресса

Рубен Варданян — сооснователь «Сколково», бизнесмен и филантроп.

GQ
Эмодзи зашкаливают Эмодзи зашкаливают

Десятилетняя Тоня Худякова учит жизни в новом миллениуме.

Tatler
Форбсреалист Форбсреалист

Советский реализм — уже не тайная страсть миллиардера Алексея Ананьева.

Tatler
Кирилл Рихтер Кирилл Рихтер

Карьера Кирилла Рихтера как композитора и исполнителя началась в 2016-м

Esquire
Сергей Кущенко Сергей Кущенко

Президент Единой лиги ВТБ Сергей Кущенко знает, как заработать на спорте.

GQ
Простуда у грудничка: заботимся, ухаживаем, лечим Простуда у грудничка: заботимся, ухаживаем, лечим

При появлениях признаков простуды у грудничка очень важно как можно раньше начать правильное лечение. При этом родителям следует помнить, что назначать ребенку любые лекарственные препараты может только врач. Однако не меньшее значение, чем прием лекарств, имеет правильный уход за больным малышом.

9 месяцев
Раздвигая границы Раздвигая границы

Кристен Стюарт о фильме «Персональный покупатель».

GQ
Давно пора за­вя­зывать Давно пора за­вя­зывать

Актриса Дакота Джонсон о плюсах и минусах работы в противоречивом кинопроекте

Glamour
Атака Павлова Атака Павлова

Почему основатель сети магазинов Zenden шьет обувь в Крыму и Сирии.

РБК
Любви тут не место Любви тут не место

Почему зрителям надоели романтические киноистории

Правила жизни
Почему нам трудно с ними справиться? Почему нам трудно с ними справиться?

Как завоевать авторитет в глазах детей

Psychologies
Сердце, разбитое страстью Сердце, разбитое страстью

Роми Шнайдер и Ален Делон.

Лиза
Маркус Рива: Побольше позитивных мыслей, и все будет хорошо! Маркус Рива: Побольше позитивных мыслей, и все будет хорошо!

Маркус Рива – латышский певец, диджей, ставший известным в России пару лет назад. А совсем скоро мы узнаем, удастся ли нам увидеть Маркуса на «Евровидении».

Лиза
Идеальная тарелка Идеальная тарелка

Геннадий Иозефавичус — о раздражающей привычке фотографировать еду.

GQ
Перспективы ядерной энергетики Перспективы ядерной энергетики

Что предлагает ядерная энергетика сейчас и в ближайшем будущем.

Мир Фантастики
Как уходят герои Как уходят герои

Супергерои редко умирают навсегда и ещё реже уходят на покой.

Мир Фантастики
8 жен­щин, ко­то­рые из­ме­ни­ли мою жизнь 8 жен­щин, ко­то­рые из­ме­ни­ли мою жизнь

Полина Гагарина о своих ролевых моделях

Glamour
Татьяна Друбич Татьяна Друбич

Татьяна Друбич об актерской профессии и работе в фонде «Вера»

Glamour
Аглая Шиловская: Люблю смотреть кино, и жанр не имеет значения Аглая Шиловская: Люблю смотреть кино, и жанр не имеет значения

Выучить английский в совершенстве и просыпаться от пения птиц – актриса мечтает о том же, о чем и многие из нас.

Лиза
Честные выборы Честные выборы

Что на самом деле стоит за нашим выбором мужчины?

Cosmopolitan
Михаил Зыгарь Михаил Зыгарь

Михаил Зыгарь и бестселлер «Вся кремлевская рать» об истории России при Путине

Esquire
Гид по защите личных данных Гид по защите личных данных

Как обезопасить свою персональную информацию от злоумышленников.

CHIP
Инсайдер Инсайдер

Татьяна Стрекаловская.

L’Officiel
Героиня собственной жизни Героиня собственной жизни

Каждую смерть 2016 года оплакивали по-своему. Леонарда Коэна — скорбно и торжественно, под стать его глубокомысленным балладам. Вместе с Дэвидом Боуи — на волне ностальгии по 1980-м — провожали целую эпоху. А вот известие, что Кэрри Фишер попала в реанимацию, встретили едва ли не паникой.

Мир Фантастики
Спроси себя, как часто у тебя болит голова? Спроси себя, как часто у тебя болит голова?

Из-за чего может болеть голова?

Cosmopolitan
Открыть в приложении