Гаспар Ноэ: «Полностью потерять контроль – значит спуститься в ад»
«Экстаз» – самый ажиотажный фильм Каннского фестиваля, снятый режиссером «Необратимости» и «Входа в пустоту» Гаспаром Ноэ, – медленно, но верно движется к российскому прокату (на экраны «Экстаз» выйдет 11 октября). Незадолго до показа фильма на фестивале в Торонто GQ созвонился с Гаспаром Ноэ, чтобы обсудить, почему его новый фильм о переживших коллективный bad trip танцорах абсолютно всем нравится
В Каннах казалось, что вас немного даже напряг успех фильма. Почти никто не убегал из зала, все рецензии были восторженные, в программе «Двухнедельник режиссеров» вы получили главный приз. Вас это настораживает?
Да, конечно. Даже мои продюсеры не поняли, что произошло, потому что у нас было наверное 90 процентов положительной прессы. Совсем не похоже на реакцию, которую вызвал мой предыдущий фильм, «Любовь». Думаю, дело в том, что в отличие от «Любви» или «Входа в пустоту» герои «Экстаза» в меньшей степени лузеры. В тех фильмах это было намеренно, конечно, но все-таки: главные герои там не были победителями, они были неудачниками. А танцоры в «Экстазе» очевидно любят жизнь, готовы идти вперед. Поэтому они, возможно, для зрителя симпатичнее. Еще одна штука: почему я хотел собственно снять фильм с танцорами. Это гипнотическое зрелище. Когда они танцуют, от них невозможно оторвать глаз, как от акробатов под куполом цирка.
«Экстаз» кажется самым четким, сфокусированным что ли из ваших фильмов. При этом, я так понимаю, что вы снимали его по страничке текста, а не по полноценному расписанному сценарию. Как это вообще возможно?
Да, иногда ограничения наоборот помогают фокусироваться. Когда слишком долго сценарий переписываешь, он совсем необязательно становится лучше. Ты слишком погружаешься в себя, у себя в голове пытаешься все выстроить и проконтролировать, но на самом деле отдаляешься от реальности. «Экстаз» мы сняли очень быстро, в хронологическом порядке. Таким образом мы всегда могли что-то изменить в истории, в тех событиях, которые еще с героями не случились. Каждый день я обсуждал с танцорами предстоящие сцены, ничего им не навязывал. Мне повезло, что во время съемок не было ни одного конфликта, и никаких несчастных случаев, никто коленку себе не сломал. Поэтому мы смогли все быстро и без проблем все снять. Да, мы были ограничены во времени, но на площадке была такая мощная коллективная энергия, всем было весело, все были вдохновлены. Первая половина фильма – радостная, вторая – более зловещая, и танцорам хотелось скорее нырнуть в эту вторую, мрачную половину.
Хотела вас просить про кассеты VHS, которые в начале фильма на полках стоят. Там самые разные фильмы – от «Суспирии» до Фрица Ланга. Вы их где взяли? Они ваши?
Это фильмы, которые я смотрел 35 лет назад. От каких-то VHS я избавился, когда появились DVD, но что-то не смог выкинуть из сентиментальности. Я такой глупый коллекционер, который хранит объекты из привязанности.