Легенды / Иван Сусанин
Жизнь за царя
Что мы знаем о подвиге Ивана Сусанина? Только то, что написали немец барон Розен в либретто оперы Михаила Глинки и декабрист Кондратий Рылеев – в своей «Думе». То есть почти ничего. Даже дата, когда это происходило, не известна. По официальной версии, погиб Сусанин зимой 1613 года, по воспоминаниям его родственников и односельчан – осенью 1612-го.
В Костроме, в центре города, стоит памятник Сусанину. Не только потому, что он костромич, а потому, что и погиб он от рук ляхов не на далекой границе с Польшей, а здесь же, в костромских лесах. Прежде на этом месте стоял другой памятник – государю Михаилу Федоровичу Романову, перед которым стоял склонивший голову его спаситель, а на постаменте была запечатлена сцена трагической гибели Сусанина под мечами уведенных им в дремучую чащу врагов. Но зачем туда забрели завоеватели-поляки и почему искали русского царя так далеко от русской столицы? И почему именно Сусанина выбрали они проводником к юному царю?..
Между тем рассказы родных и предания земляков легендарного героя сохранились. Их собрал «очень любознательный и правдивый» протоиерей Алексей Домнинский, потомок отца Евсевия, который священствовал в деревне Домнино под Костромой во время спасения там царя Михаила Федоровича: ему много рассказывали об этом отец и два деда-священника. 13 апреля 1605 года внезапно и при странных обстоятельствах скончался Борис Годунов, а чуть больше чем через год последовала смерть первого из самозванцев Лжедмитриев. И юль 1610 года принес свержение очередного избранного боярами царя – Василия Ивановича Шуйского, которого вновь ненадолго сменил следующий самозванец, прозванный Тушинским вором, – этого убили в конце того же года. Поляки засели в Московском Кремле, пока их не выгнало оттуда ополчение Минина и Пожарского.
Для выбора нового царя в Москве был созван Земский собор. Всплыло имя юного Михаила Романова, родственника любимой жены Иоанна Грозного Анастасии. Однако его мать, насильственно заточенная в монастырь инокиня Марфа, решила спасти сына от этой высокой, но опасной почести. Увы, тоже насильственно постриженный в монахи отец отрока Феодор Романов, будущий патриарх Филарет, помочь ничем не мог – он был в польском плену. И Марфа поспешно уехала с любимым дитятей в город Кострому, где были ее родовые вотчины. Бегство не помогло – именно юному Михаилу окончательно решили бояре передать российскую корону. И весть об этом просочилась во вражескую армию. На военном совете поляки решили послать в Кострому самых отважных своих охотников, дабы погубить еще не начавшего царствовать государя.
О злодейском замысле узнали в Москве и поспешили известить инокиню Марфу о грозящей опасности. Известие дошло до Марфы, когда поляки уже были в предместье Костромы и через своих сторонников искали возможности и средства свершить задуманное убийство. В это время и прибыл к перепуганной Марфе с отчетом крестьянин Иван Осипович Сусанин, который уже лет тридцать состоял управляющим ее родовой вотчиной в Костромской округе. От домашних своей госпожи он узнал о происходящем и явился к инокине с просьбой доверить ему жизнь отрока.