Ее называли «чудо-ребенком ХХ века»

GALA БиографияИстория

Ариадна Эфрон / Искусство

Выход из лабиринта

Ее называли «чудо-ребенком ХХ века». Ариадна Сергеевна Эфрон – художница, переводчик, прозаик, поэт, журналист. Внучка профессора Московского университета, основателя Музея изящных искусств Ивана Владимировича Цветаева. Дочь поэтессы Марины Цветаевой. Ариадну ждало блестящее будущее, но у судьбы были иные планы. Как и миллионы других людей, семья Цветаевой-Эфрона, оказавшись на сломе эпох, попала в жернова Октябрьской революции, которые превратили прекрасное завтра в трагедию.

Текст: Елена Головина

В детстве Ариадне часто снился один и тот же сон: из-за печки выходил медведь и начинал ее катать лапами, как кухарка тесто. Ариадна кричала, прибегала мать, но ни ей, ни себе самой она не могла толком объяснить, что случилось. А когда страх начинал отступать, ей казалось, что она никак не может из скрученного валика снова превратиться в девочку. Спустя два десятилетия этот сон станет явью. Жизнь, как огромный медведь, будет ее «валять» и «катать». Но дважды пройдя ужас сталинских лагерей, потеряв мать, отца, брата, любимого человека, она нашла в себе силы продолжать жить, чтобы вернуть России Марину Цветаеву.

«У меня плохая память, лишенная стройного порядка, присущего цветаевскому роду, – писала в своих воспоминаниях Ариадна Сергеевна. – Случаи, события, лица, хранящиеся в ней, не стоят на якоре дат и лишь приблизительно скреплены связующей нитью дней и лет. Вместе с тем помню я так много, что могла бы, если бы умела, написать страницами. Если бы умела. Но есть случаи, когда и неумелый обязан взяться за перо, а любовь и чувство долга обязаны заменить отсутствующий талант».

Ариадна Эфрон родилась 5 (18) сентября 1912 года в Москве в семье Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. Год ее рождения ознаменовался открытием Музея изящных искусств имени императора Александра III (сейчас ГМИИ имени А.С. Пушкина. – Прим. ред.) – детища ее деда Ивана Владимировича Цветаева. Марина Ивановна любила приходить в еще не открывшийся музей. Больше всего ее завораживала мраморная античная статуя спящей Ариадны. В древнегреческой мифологии юная Ариадна спасла Тесея от своего страшного брата Минотавра, дав любимому клубок ниток, с помощью которого он вышел из лабиринта.

«Я назвала ее Ариадной, – писала Цветаева, – вопреки Сереже, который любит русские имена, папе, который любит имена простые («Ну, Катя, ну, Маша, – это я понимаю! А зачем Ариадна?»); друзьям, которые находят, что это «салонно »... Назвала от романтизма и высокомерия, которые руководят всей моей жизнью. – Ариадна. – Ведь это ответственно. – Именно потому». Через десятилетия, как древнегреческая Ариадна, дочь Марины Цветаевой проложит путь стихам и прозе матери к читателю.

Ариадна с мамой. «Маринино влияние на меня, маленькую, было огромно, никем и ничем не перебиваемое и – всегда в зените». Москва. 1916 год.

Детство Али (так звали девочку родные) прошло в доме № 6 по Борисоглебскому переулку в Москве, недалеко от Арбата, в полутораэтажной квартире, в которую семья переехала из Замоскворечья.

«Тут будет Алино детство, – писала Марина сестре Анастасии об этом доме. – Дверь открывается – вы в комнате с потолочным окном – сразу волшебно! Справа – камин… Я так вдруг обрадовалась… Я уже в этой комнате почувствовала, что это – мой дом. Понимаешь? Совсем ни на что не похож. Кто здесь мог жить? Только я!.. Ощупью доходишь до двери – двери двойные высокие – и вдруг ты в зале! Зала, понимаешь? Справа окна – во двор. Три окна. Это будет Алина детская. Чудно! Они с Андрюшей могут бегать, как мы в зале бегали… И шары воздушные, красные и зеленые будут летать, как у нас – высоко…»

Самой большой комнатой была детская, на каждом из трех подоконников стояла клетка с живыми белками, но самой любимой у Али была комната Марины (Ариадна называла родителей по именам – Марина и Сережа). Приглашение «погостить» дочь получала от матери за хорошее поведение. В Маринином «царстве» все казалось волшебным – письменный стол, книги, музыкальная шкатулка, волчья шкура, которая пугала и притягивала одновременно, портрет Сары Бернар, скрепка для бумаг в виде двух ладоней, карандашница с портретом генерала 1812 года Тучковачетвертого. Особенно Аля ждала вечеров, когда мама, папа и она собирались вместе, читали вслух сказки, баллады Лермонтова, Жуковского, слушали пластинки Вари Паниной и Анастасии Вяльцевой. Это был сказочный дом, в который приходили друзья, писатели и поэты. В этих стенах присутствовало ощущение праздника.

Марина Цветаева и Сергей Эфрон с Алей в Коктебеле. «Они встретились – семнадцатилетний и восемнадцатилетняя – 5 мая 1911 года на пустынном, усеянном мелкой галькой коктебельском, волошинском берегу», – вспоминала Ариадна. 1916 год.

В апреле 1917 года у Али появилась младшая сестра Ирина, а вскоре в стране случилась революция и началась Гражданская война. Сергей Эфрон стал участником Белого движения. Марина осталась одна с двумя маленькими детьми в голодной опасной Москве. Старшая дочь стала для матери подругой и наперсницей. Как напишет через много лет Ариадна Сергеевна в своих воспоминаниях: «С революцией я оказалась вовлечена в мир взрослых». Мать всегда относилась к Але как к равной и воспитывала ее как ребенка-гения. В четыре года девочка читала, в пять научилась писать, а в шесть начала вести дневник.

Идея дневника принадлежала Марине Цветаевой, которая подарила Ариадне небольшую тетрадку с условием записывать свои впечатления: каждый день по две страницы. «Такой книги еще нет в мире», – писала Марина Ивановна о записях дочери. Шести-восьмилетняя Аля писала письма матери, из которых впоследствии сложилась «Книга детства: Дневники Ариадны Эфрон». Одна из первых зарисовок о Марине: «Моя Мать очень странная. Моя Мать совсем не похожа на мать... Она грустна, быстра, любит Стихи и Музыку. Она пишет Стихи. Она терпелива, терпит всегда до крайности. Она сердится и любит. Она совсем не хочет так жить, как живет...» Или об отце: «В его довольно громком голосе всегда слышалась тишина». О музыке: «Музыку не сочинили, не придумали. Она сама пришла с неба к людям. Я знаю это потому, что в ней всегда слышится что-то Божественное».

Ариадна Эфрон с младшей сестрой Ириной (слева). Москва. 1919 год.

До шести лет Аля плохо ходила, косолапила, но Марина не придавала этому большого значения. Главным для матери была врожденная грамотность девочки. Она восхищались ее дневниками. В своем желании напитать и одарить своего ребенка всем, что знала и умела сама, Цветаева повторяла свою мать Марию Александровну Мейн, о которой в рассказе «Мать и музыка» писала: «Мать точно заживо похоронила себя внутри нас – на вечную жизнь... Мать поила нас из вскрытой жилы Лирики, как и мы потом, беспощадно вскрыв свою, пытались поить своих детей кровью собственной тоски. Их счастье – что не удалось, наше – что удалось! После такой матери мне оставалось только одно: стать поэтом... Знала ли мать (обо мне – поэте)? Нет, она шла va banque, ставила на неизвестное, на себя – тайную, на себя – дальше...»

«Каждая комната в нашей квартире – отдельная страна», – говорила Аля. А сам дом жильцы называли «дом-корабль». В годы Гражданской войны, по словам девочки, он превратился в трущобу. Комната Сережи стала для матери с дочерьми и для гостей «чердачным дворцом». Днем Марина с Алей ходили в храмы, гуляли по Москве, по вечерам гостили у писателей и поэтов, принимали их у себя, ходили в кино и театры. Они были неразлучны. И рина была еще слишком мала и часто оставалась дома с няней. В дневниках Али ее детство – это праздник, несмотря на отсутствие нормальной еды и тепла в доме. Девочка пыталась отыскать радость в мелочах. Гуляя летним днем около храма Покрова в Ф илях, Аля захотела во что бы то ни стало отыскать среди клевера четырехлистник Марине на счастье. Из дневника маленькой Ариадны: «Я искала так долго, что у меня зашумело в ушах. Когда мне захотелось уйти, вдруг я его нашла и так обрадовалась, что испугалась».

Ариадна Эфрон (в центре) с двоюродными братом Андреем Трухачевым (сыном Анастасии Цветаевой) и его сестрой Ириной (слева). Москва. 1921–1922 годы.

Особый праздник устроила Марина на семилетие Ариадны. Табуретка была превращена в стол, на котором лежали яблоки, пирожные, лепешки и самое дорогое и волшебное – книги. Двухтомник Сельмы Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции» стал любимой книжкой маленькой Али. Как Нильс из сказки, она всю жизнь будет стремиться домой – в Москву, сначала из эмиграции, а потом из лагеря и ссылки. Второй книжкой был сборник стихов «Матушка-Москва».

Зимой в доме было холодно. Девочки ходили по квартире в валенках, укрывались шубами. Из еды – только картошка, морковь и капуста. О мясе можно было только мечтать. Хлеба катастрофически не хватало. По совету знакомых, пытаясь спасти детей от голода, Цветаева отправила девочек в приют в Кунцево, где их обещали кормить. На деле оказалось все по-другому. Кормили мало и скудно. Ирина была еще слишком мала, и старшей сестре приходилось помогать младшей. С собой Аля взяла любимую книжку про Нильса, сборники со стихами матери и, конечно, свои дневники, которые не переставала писать. Днем она читала, а по ночам долго стояла у окна, плакала, тосковала и мечтала вернуться домой. От постоянных холода и недоедания Ариадна заболела. Мать забрала ее домой, выхаживала целый месяц. В то время как все силы Цветаевой были брошены на спасение старшей дочери, младшая оставалась в приюте. В феврале 1920 года Ирина умерла от истощения. Марина с Алей остались вдвоем. Два много переживших человека, большой и маленький. Как-то на поэтическом вечере Блока, который был самым почитаемым у Марины, божеством от поэзии, Цветаева думала передать конверт со стихами, посвященными ему, но не решилась. Стихи передала Ариадна. Блоку показалось, что к нему подошла не девочка, а хрупкий ангел с огромными, не по-детски мудрыми глазами.

Постоянное безденежье заставило Цветаеву саму продавать свои книги. Н едалеко от их дома находилась «Лавка писателей» – книготорговое предприятие на паях. Там торговали не только печатными книгами, но и самодельными, сшитыми нитками, рукописными. И менно такие книги и приносили в лавку Марина с Алей. Девочку в лавке хорошо знали и знали, чем ее занять, пока мать выбирала новые книги. Больше всего Ариадне нравились царства, нарисованные на картоне, которые нужно было вырезать и склеить. Чаще всего поход в писательскую лавку, по воспоминаниям дочери, заканчивался тем, что на новые книги мать тратила больше денег, чем получала за свои.

Мать воспитывала дочь как гения, а дочь принимала мать-гения. Алю называли лучшим ребенком литературной Москвы. Мир матери был для нее миром чуда. Девочка называла себя ее рыцарем. Любовь к матери была безоглядной и безусловной. Для доказательства любви Аля была готова совершить подвиг. Однажды, чтобы слова нашли свое подтверждение на деле, Цветаева попросила Алю взять в руки склизкого червяка. В какую-то секунду ребенок был готов отказаться от затеи и сказать: «Я Вас ненавижу», но любовь оказалась выше детского страха. Аля была той девочкой, которую Марина вымечтала.

«Горы? холмы? музыка? – писала Цветаева. – Едем в Чехию!» Ариадна в чешской деревне Мокропсы Дольние. 1920-е годы.

Подходил к концу 1921 год, а от Сергея Эфрона не было никаких известий. Марина с Алей находились в неведении, жив ли он. Из воспоминаний Ариадны Сергеевны: «В годы Гражданской войны связь между моими родителями порвалась почти полностью; доходили лишь недостоверные слухи с недостоверными «оказиями», писем почти не было – вопросы в них никогда не совпадали с ответами. Если бы не это – кто знает! – судьба двух людей сложилась бы иначе. Пока, по ту сторону неведения, Марина воспевала Белое движение, ее муж, по ту сторону, развенчивал его, за пядью пядь, шаг за шагом и день за днем».

Когда через Илью Эренбурга стало известно, что Сергей Яковлевич находится в Чехии, Цветаева приняла решение ехать к мужу, потому что участнику Белого движения возвращение в Россию было невозможным. Весной 1922 года Марина с дочерью уехали из Москвы, из России, Аля на долгих пятнадцать лет, Марина – на семнадцать.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Владимир Качан. Про друга Владимир Качан. Про друга

Морально я был готов к Мишиной смерти, но известие о ней все равно прибило

Караван историй
Денис Тагинцев: «Когда танцуешь, ты переживаешь состояние абсолютного счастья» Денис Тагинцев: «Когда танцуешь, ты переживаешь состояние абсолютного счастья»

Хореограф-постановщик Денис Тагинцев — о том, что такое танец

Монокль
Куда пойти с девушкой на свидание? 33 суперских идеи на все случаи жизни Куда пойти с девушкой на свидание? 33 суперских идеи на все случаи жизни

Куда пойти с девушкой на свидание? 33 суперских идеи на все случаи жизни

Playboy
Где русская женщина, там всегда притяжение Где русская женщина, там всегда притяжение

Юлия Пересильд известна своей искренностью — это делает ее неуязвимой

OK!
«Без обещаний мы связали нашу жизнь…» «Без обещаний мы связали нашу жизнь…»

О романе Мирры Лохвицкой и Константина Бальмонта

GALA Биография
Фэншуй: как улучшить отношения при помощи стихии огня Фэншуй: как улучшить отношения при помощи стихии огня

О первой форме энергии и, пожалуй, самой активной из них — стихии Огня.

VOICE
Ханами по-приморски Ханами по-приморски

Рододендрон – чудо дальневосточной природы и символ Приморья

Отдых в России
Мэр Якутска: как победить пыль и неблагоустроенность Мэр Якутска: как победить пыль и неблагоустроенность

Чем вызваны особенные недостатки столицы Якутии?

ФедералПресс
По клеточкам По клеточкам

Неужели пептиды действительно способны подарить нам вечную молодость?

Лиза
Сочувствие парню Месть Сочувствие парню Месть

«Манкимен»: идеальное кино по версии Дева Патела

Weekend
Октановое число: суть вопроса простыми словами, и на что оно влияет Октановое число: суть вопроса простыми словами, и на что оно влияет

Октановое число в немалой степени определяет эффективность работы двигателя

РБК
Чем занять себя в самолете: вы не заметите, как быстро пролетит время Чем занять себя в самолете: вы не заметите, как быстро пролетит время

Как «убить время» в самолете с пользой?

ТехИнсайдер
«Увидев себя в фильме «Москва слезам не верит», Ирина Муравьева горько заплакала» «Увидев себя в фильме «Москва слезам не верит», Ирина Муравьева горько заплакала»

Вспоминания прошлых лет об актрисе Ирине Муравьевой

Коллекция. Караван историй
«Зло не существует»: живописная экопритча Рюсукэ Хамагути о нравственном шоке идеалистов «Зло не существует»: живописная экопритча Рюсукэ Хамагути о нравственном шоке идеалистов

Почему стоит смотреть новый фильм японского режиссера Рюсукэ Хамагути

Правила жизни
Японцы сделали робоверсию ожившего трехногого стула из аниме Японцы сделали робоверсию ожившего трехногого стула из аниме

Инженеры воспроизвели оживший стул без одной ноги и научили его ходить

N+1
Окно в старый свет. Чего ждать от 60-й Венецианской биеннале Окно в старый свет. Чего ждать от 60-й Венецианской биеннале

Что ждать от старейшего форума современного искусства?

СНОБ
Из центра на периферию: почему молодежь уезжает из мегаполисов Из центра на периферию: почему молодежь уезжает из мегаполисов

Почему молодежь все чаще связывает свое будущее с городами на периферии

ФедералПресс
Пауки и панельки Пауки и панельки

«Паутина страха»: новая хоррор-классика

Weekend
Реальности недостаточно Реальности недостаточно

«Реальная история Уиннер»: докудрама о расследовании русского следа Трампа

Weekend
Цейлон Форт Галле Цейлон Форт Галле

Форт Галле: одна из крупнейших крепостей в Азии, созданная колонизаторами

Знание – сила
Она в городе: существует ли комфортная урбанистическая среда для женщин в России Она в городе: существует ли комфортная урбанистическая среда для женщин в России

Как сделать, чтобы городская среда была удобной как для мужчин, так и для женщин

Forbes
Выдавливание эпителия бронхов назвали ключевым механизмом патогенеза астмы Выдавливание эпителия бронхов назвали ключевым механизмом патогенеза астмы

В основе патологических процессов при астме лежит выдавливание эпителия бронхов

N+1
4 главных правила, которые помогут стать успешным блогером 4 главных правила, которые помогут стать успешным блогером

Как стать успешным инфлюенсером?

Psychologies
Дорожные работы Дорожные работы

Как исчезает одна из двух главных российских бед (если по Гоголю)

СНОБ
Отец русской школы хирургии Отец русской школы хирургии

История Николая Ивановича Пирогова — знаменитого российского хирурга

Зеркало Мира
Где искать чувство собственного достоинства: путеводитель от психолога Где искать чувство собственного достоинства: путеводитель от психолога

Почему развивается склонность к перманентному чувству вины и критиканству

Psychologies
Уснуть в пути и проснуться: 8 принципов безопасной ночевки в машине Уснуть в пути и проснуться: 8 принципов безопасной ночевки в машине

Что нужно знать перед ночевкой в машине, чтобы она была безопасной

ТехИнсайдер
«Бренд делают люди» «Бренд делают люди»

Надежда Хафизова из тех, для кого «это сделать нереально» — призыв к действию

OK!
Психосоматика атопического дерматита: «порочный круг» Психосоматика атопического дерматита: «порочный круг»

Как связаны ментальное здоровье и атопический дерматит?

Psychologies
Дело Оксаны Гончаровой: как журналистку судят за убийство мужа, который бил ее 15 лет Дело Оксаны Гончаровой: как журналистку судят за убийство мужа, который бил ее 15 лет

История дела экс-журналистки РБК и «Ведомостей» Оксаны Гончаровой

Forbes
Открыть в приложении