Слово о полку Игореве
Его имя стало символом неутомимой энергии и преданности танцевальному искусству. Легендарный хореограф и основатель первого в мире профессионального ансамбля народного танца, Игорь Моисеев поставил более двух сотен танцевальных номеров. Настоящий «хозяин танца».
Отец будущего хореографа, Александр Михайлович Моисеев, – внебрачный сын мелкопоместного дворянина из Орловской губернии – окончил юридический факультет Московского университета и имел адвокатскую практику в Киеве. Блестящий юрист и азартный игрок, он часто бывал в Париже, где и встретил модистку Анну Александровну Грэн. Француженка румынского происхождения, Анна Александровна вскоре после знакомства переехала к Моисееву в Киев. Их единственный сын появился на свет 21 января 1906 года.
«Я не имел ни малейшего представления о балете. Но за четыре года учебы он стал частью меня самого. Я понял, что попал в свою стихию».
1908
Вскоре после рождения сына Александр Михайлович попал под следствие. «Отец придерживался принципа, что любая власть есть насилие, – вспоминал Игорь Александрович. – Все считали его анархистом». Мать увезла сына в Париж и оставила в пансионе, а сама вернулась в Россию хлопотать за возлюбленного. Моисееву-старшему все же удалось оправдаться, и семья переехала в Полтаву. На фото Игорю 2 года и 8 месяцев.
Февральскую и Октябрьскую революции Игорь Моисеев встретил гимназистом. К тому времени, помотавшись по южным губерниям и отчаявшись перебраться в Париж, семья решила обосноваться в Москве.
В Москве Игорь поступил в балетную студию Веры Мосоловой. Вскоре Вера Ильинична настояла на том, чтобы Игорь сдал экзамен в школу Большого театра. Его приняли, и по окончании курса в 1924 году Моисеев поступил в труппу. На фото (справа): на сцене Большого в балете «Саламбо».
Начинал Моисеев, как все выпускники школы Большого театра, в кордебалете. Но быстро стал солистом. Однако, не успев проработать в театре и года, был уволен из-за конфликта с руководителем балета Василием Тихомировым. Только заступничество Луначарского вернуло бунтующего солиста на сцену. «История с отлучением от сцены изменила мое сознание, – признавался Игорь Александрович. – Раньше мне казалось, что весь мир заключен в танце. Теперь я хотел проявить себя не только как танцовщик». В 24 года Моисеев стал балетмейстером – сначала он дорабатывал хореографию в уже готовых балетах, затем начал создавать танцы «с нуля». В Большом театре он поставил хореографию для четырех балетов и пяти опер, а еще ставил номера для физкультурных парадов на Красной площади.
Поворотным моментом в жизни Игоря Моисеева стал фольклорный фестиваль в Таджикистане, куда молодого артиста направили участвовать в жюри. Он был настолько очарован народными танцами, что попросил организовать ему экспедицию в горные районы, чтобы изучить местное искусство.
Идея создания фольклорного танцевального коллектива возникла у Моисеева после небывалого успеха прошедшего в 1936 году в Москве Всесоюзного фестиваля народного танца. Игорь Моисеев поставил для этого фестиваля несколько номеров и сам выступал на сцене.