Святая Анна / Легенды
Легенда о любви
В светлый праздник Рождества люди редко вспоминают тех, без кого бы он просто не состоялся, – Анну и Иоакима, родителей девы Марии и, соответственно, бабушку с дедушкой Иисуса Христа.
У святых Иоакима и Анны есть свой день памяти – православная церковь отмечает его 22 сентября. Раньше его праздновали как День любви и супружеской верности (сегодня за это отвечают другие святые – легендарные Петр и Феврония). Их изображали на иконах, поминали в молитвах, посвящали им храмы – поименованный в честь Иоакима (или Якима) и Анны придел московской Благовещенской церкви дал название улице Якиманке. Если имя Иоаким (на иврите «Бог восставляет») всегда было не слишком популярно, то Анна (или Ханна, то есть «благодать») до сих пор остается одним из любимейших во всем христианском мире.
Популярность «богоотцов» объяснялась не только тем, что они дали жизнь Марии, а значит, и Спасителю. Была и другая причина: они совершили подлинную революцию в семейной жизни, положив в основу брака любовь, а не выгоду или долг перед обществом. В древнееврейском обществе этот долг требовал от женщины рождения детей; если их не было, муж имел полное право развестись и искать новую жену. При этом виновной в отсутствии потомства всегда объявлялась жена – даже если она была молодой, а муж старым, что для евреев (и не только) тоже считалось нормой. Ее в случае развода возвращали в дом родителей и покрывали позором как «древо неплодное», что лишало ее надежд на новый брак. А если она рожала без мужа, обвиняли уже в распутстве, что грозило еще более тяжким наказанием – побиванием камнями.
Но Иоаким, сын богача Варпафира, не желал разводиться с женой, хотя за все 50 лет брака она так и не родила ему ни сына, ни дочь. За это в родном Назарете от него отвернулись все знакомые, а в Иерусалимском храме священник Рувим однажды отверг принесенную Иоакимом жертву и выгнал его вон. После такого благочестивый иудей просто не мог вернуться в родной город, и Иоаким удалился в пустыню, чтобы молить Всевышнего о прощении – отсутствие детей считалось верным признаком Божьего гнева. О том же молилась Анна в одиночестве у себя дома. Случилось так, что именно к ней явился архангел Гавриил со словами: «Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире». Вне себя от радости Анна послала за супругом, и тот «подошел со своими стадами» – в пустыне он не бездельничал, а пас скот, главное богатство тогдашних евреев.
Они встретились у Золотых ворот Иерусалима, где Анна нежно обняла и поцеловала мужа, сказав ему: «Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи бесплодною, я теперь зачну!» Католическая церковь, принявшая догмат о непорочном зачатии Богоматери, считает, что зачатие произошло именно в результате этого поцелуя. Православная, не признающая догмат, считает, что зачатие совершилось в тот же вечер более естественным путем. В любом случае, обе церкви отмечают праздник Зачатия Богоматери – у католиков его празднуют 8 декабря, а в православии 22-го, отсчитывая девять месяцев от принятой даты рождения Марии – 21 сентября. Год этого события неизвестен: принято считать, что Мария родила Иисуса в 16 лет, но год его рождения мы тоже точно не знаем. Есть версия, что Спаситель родился не в 1 году от Рождества Христова (что было бы вполне логично), а в 4 году до этой даты. Таким образом, его мать появилась на свет между 20 и 16 годами, когда Иудеей правил царь Ирод Великий.
О дальнейшей жизни Иоакима и Анны почти ничего не известно – весь интерес священного предания сосредоточен на их дочери. На 15-й день после рождения ей дали имя Мария (Мариам) – «любимая» или «желанная», что вполне понятно, учитывая, каким подарком она стала для престарелых родителей. Когда девочке исполнилось полгода, Анна захотела проверить, может ли она ходить. Она поставила Марию на землю, та прошла семь шагов и вернулась в руки матери – а по другой версии, не сделала ни шагу, что для ребенка в таком возрасте совсем не редкость. Анна тем не менее решила, что дочь больна и сможет ходить только после посещения Иерусалимского храма, а до тех пор заперла ее в спальне, «куда не допускалось ничто нечистое, и призвала непорочных дочерей иудейских, чтобы они ухаживали за младенцем». Через полгода Иоаким устроил пир, созвал иудейских священников и попросил их благословить дочь, что они охотно сделали.