Актер Иван Колесников переживает новый виток успеха

GALA БиографияЗнаменитости

Движение вперед

Беседовал Андрей Захарьев

«На съемках «Движения вверх» – целый ряд сцен снимали в Лос-Анджелесе, и этот кадр как раз оттуда», – говорит Иван Колесников.

Актер Иван Колесников переживает новый виток успеха: в начале года в прокат вышел фильм «Движение вверх» – о триумфе советских баскетболистов на Олимпиаде-72, – побивший все рекорды сборов отечественного проката. Ивану досталась роль Александра Белова, талантливого спортсмена, благодаря которой актер, до этого игравший и в театре, и в кино, фактически перезапустил собственную карьеру. «Надо было, чтобы жизнь меня сначала окунула, а потом направила вверх», – говорит он.

– В фильме «Движение вверх» тренер, герой Владимира Машкова, говорит, что «полет – это естественное состояние баскетболиста». Как бы вы в этом смысле охарактеризовали естественное состояние актера?

– У меня состояние на съемках – это что-то сродни куражу. Например, я на площадке не могу сидеть. Либо хожу, либо что-то еще делаю. Мне все время надо себя бодрить, иначе я кисну, останавливаюсь, и мне потом сложно набирать обороты, особенно если сцена эмоциональная. Например, в «Движении…» есть сцена, где мы выиграли один из матчей и отмечаем это в баре. И вот мы должны куражиться, напиваться, а снимали это в 4 утра. Как в такую рань быть навеселе? Поэтому ничего не остается, кроме как держать себя в тонусе.

– Пришли вы на съемку – до вашей сцены еще долго. Что делаете?

– Беру с собой книжку, сценарий разбираю, учу текст. Вариантов много – можно просто играть в карты с товарищами по площадке.

– Стоя?

– Стоя. В карты или нарды. На самом деле это проблема: в актерской профессии ты постоянно ждешь – когда начнут снимать твою сцену. А еще раньше – когда предложат играть достойную роль. Но те моменты, когда ты все-таки в кадре, компенсируют все.

– Как вы дождались роли в «Движении вверх»?

– Этих съемок никогда не было бы в моей жизни, если бы не Станислав Сергеевич Говорухин, у которого я снялся в «Конце прекрасной эпохи». Это мой крестный отец в кино, ему я в первую очередь благодарен за случившееся. Случается же как: попадаешь в большое кино или к большому режиссеру, тебя замечают и предлагают что-то еще. Не думал я, что это так работает, пока этого не случилось со мной.

«В «Конце прекрасной эпохи» я играл журналиста Андрея Лентулова: Станислав Говорухин специально хотел, чтобы герой был и внешне, и по поведению не похож на Сергея Довлатова, по мотивам произведений которого и снята картина».

– А вы думали, как работает?

– Приходишь на пробы, и если подходишь по типажу и не совсем обделен талантом, то утверждают. Конечно, гораздо быстрее это случается, если активно живешь светской жизнью. После съемок у Говорухина у меня были первые пробы у режиссера «Движения вверх» Антона Мегердичева.

– А сколько этих проб было-то?

– Сначала у Антона я пробовался на роль Сергея Белова. Прошло несколько месяцев, я про эти пробы забыл, и тут меня вызывают Антон и продюсер фильма Леонид Верещагин. Говорят: слушай, вот есть роль Саши Белова, там болезнь, любовная линия – хорошая работа для актера. Не хочешь?

Единственная проблема у меня была с баскетболом, а это – совсем не мой вид спорта. Никогда в него не играл. Пришлось многому учиться. Если посмотрите на баскетболистов, у них даже походка особенная. Тренировались мы в зале на «Белорусской », под руководством Александра, сына Сергея Белова. Мне было тяжело, я вообще спорт не очень люблю в принципе. В детстве занимался водным поло, конным спортом, сейчас сноуборд люблю. Разминки, упражнения для поддержания тонуса – это да, а вот к большому спорту отношусь скептически. И тут мне пришлось, помимо баскетбола, в зал ходить, железо качать, на дорожке бегать… В общем, перешагнул через себя фактически, но это того стоило.

– Баскетбольная походка у вас во время съемок появилась?

– В какой-то степени – да. Но полностью ее не перенять, все-таки профессиональные спортсмены с 6–7 лет занимаются.

– На шпагат сесть можете?

– Растяжка стала лучше, я стал прыгучее, научился в корзину попадать. В общем, овладел какими-то минимальными навыками. На съемках у меня был дублер, который сложные трюки выполнял. Но все равно в баскетболе, как и в любой профессии, есть масса нюансов, которые с наскока не постигнешь. Например, на поле есть специальная расстановка, разрабатывается стратегия и тактика. Во все это надо вникать. Так что я чувствовал себя ребенком, не понимал – куда бежать, что делать, какого нападающего и как «страховать». Но нам ребята-баскетболисты помогали, подсказывали.

– Правильно ли я понимаю: в броске, которым тогда в матче на Олимпиаде-1972 Александр Белов на последних секундах забил американцам, ничего особенного нет?

– Конечно. Это обычный бросок, из простейших, таким юнцы от щита забивают. Мне кажется, когда Александр поймал этот мяч, он был шокирован тем, что оказался под самым кольцом, а тут еще последние секунды матча, и он выбрал самый оптимальный вариант. Наверное, если бы в тот момент можно было пододвинуть стул, встать на него и просто вложить мяч в кольцо, Белов так бы и сделал. Уникальность того броска все же заключается в том, что он сделан с подачи Ивана Едешко. У них это был отработанный прием: Иван бросал мяч с одного конца поля на другой, а Саша, находясь у кольца соперника, ловил и забивал. В том олимпийском матче был такой ответственный момент – никто не думал, что это удастся. И американцы были уже уверены в своей победе, расслабились. Нашим просто фортануло – да так, что теперь об этом снимают кино.

«Я хорошо помню эту сцену: по сюжету в этот момент из команды уходит тренер Александр Гомельский, а на его смену приходит новый наставник – Владимир Кондрашин, которого в фильме зовут Гаранжиным. Он как раз и берет моего героя из «Спартака» и приводит в олимпийскую сборную».

– Вы в лицо мячом получали?

– На площадке разное случалось. Сустав себе выбивал, пальцы. Мяч тяжелый, летит сильно, бывает крученым, его надо уметь и принимать, и бросать. Колени себе повреждал: к тому же в те времена не было специальных кроссовок, играли в кедах, так что суставы убивались. Ходил на МРТ, мне сказали, что у меня открепился мениск. Но все это ерунда по сравнению с моей любовью к профессии.

– Что за человек был Александр Белов и каким вы его делали?

– Мне кажется, он был подорванный игрой, любил баскетбол не на уровне разума, а на уровне инстинкта. Судите сами: человек, заболевший саркомой сердца, продолжает играть. Это удел людей молодых (а Саше тогда было 22–23 года) и увлеченных: они не могут остановиться и считают, что лучше сыграть и умереть, чем оставить игру, прожить чуть больше и все равно умереть. Тот, у кого есть жизненный опыт, семья, дети, ответственность, наверное, будет бережливее к себе относиться. Саша же был в хорошем смысле юным раздолбаем. Если Сергей Белов подходил к игре с математическим расчетом, то Саша Белов понимал, что он в силу молодого организма способен на многое, ему ничего не надо специально для этого делать. Став старше, он, наверное, стал бы тренироваться, но на тот момент ему это было не надо. В этом, видимо, и заключался спортивный талант. Таким я и хотел Сашу сделать на экране – абсолютно поглощенного игрой. У него ведь и любовная линия есть, но он даже от нее отказывается, потому что понимает: лучше он вложит оставшуюся ему жизнь в игру, чем заставит эту девушку мучиться с ним, умирающим человеком.

– Смущало ли вас, что картина «Движение вверх» сделана по неким лекалам «Легенды № 17»? Даже команда авторов во многом та же.

– Во-первых, надо понимать, что ничего нового придумать нельзя. Во-вторых, фильмы про хоккей были и раньше, а про баскетбол – нет, это не самая близкая нам игра. Так что я не стал бы сравнивать «Легенду…», которая мне очень понравилась, и «Движение…», но рядом бы их вполне поставил. Посмотрим, что скажут люди.

– «Легенду…» критиковали за то, что Харламов получился не советским человеком, а каким-то супергероем. Была ли у вас такая проблема – сыграть именно советских спортсменов?

– У нас нет супергероев. У нас там много хороших человеческих сцен с грузинскими спортсменами, еще на той же Олимпиаде был теракт (палестинские террористы взяли в заложники членов израильской сборной), но в фильме упор все-таки на игру, на спорт, на лечение моего персонажа.

«Кадр из фильма – в лос-анджелесском дворе мы играем с местными ребятами в стритбол и проигрываем. В роли фактурных американских парней – не случайные люди, а прошедшие кастинг актеры».

– Еще одна популярная тема для дискуссии – это мифологизация советской истории.

– Думаю, что у любой истории есть две стороны. А вспомните историю 28 панфиловцев – там тоже многое было по-другому. Их было не 28, среди них были предатели, но были и герои, так что смотреть на это можно по-разному. История «Движения вверх» – это не только про то, как нашим ребятам повезло и они забили на добавленных трех секундах. Это история тренера и его помощника, которые добились этого дополнительного времени, этого пацанского броска Саши Белова. Кино должно быть немного мифологизацией, иначе это не кино. Это даже на стиле игры в фильме отразилось: в те времена играли гораздо медленнее, баскетболисты были не такие раскачанные, это сегодня огромные парни бегают, финты делают, летают – показать то, как это было тогда, получилось бы не так зрелищно. Так что здесь можно сделать все лучше, быстрее, красивее.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Юрий Батурин: Юрий Батурин:

Юрий Батурин рассказывает о своем детстве и долгом пути к славе

Караван историй
Как научиться понимать искусство и самого себя Как научиться понимать искусство и самого себя

Искусство — это образное отражение реальности, эдакое закодированное сообщение, которое нам нужно расшифровать. С ним мы сможем иначе смотреть на окружающий мир, стать эмоционально более зрелым человеком и расширить свой кругозор.

Psychologies
От холеры до «испанки». Как в России боролись с эпидемиями От холеры до «испанки». Как в России боролись с эпидемиями

Россия уже не раз сталкивалась с эпидемиями — страну атаковали холера

СНОБ
Не такие, как мальчики? Не такие, как мальчики?

Как воспитать девочку, советуют психологи

Домашний Очаг
Виллами по воде. Экскурсия на озеро Комо Виллами по воде. Экскурсия на озеро Комо

Когда реальные путешествия невозможны, на помощь приходят виртуальные туры

Вокруг света
«В следующий раз я ошибусь лучше» «В следующий раз я ошибусь лучше»

На какую Италию делает ставку Маттео Ренци

Огонёк
Выстрел века. 140 лет покушению Веры Засулич Выстрел века. 140 лет покушению Веры Засулич

Как одно неудачное покушение сделало политический терроризм оправданным

СНОБ
Таллин: дигитальная столица Таллин: дигитальная столица

Природа и технологии — два кита, на которых стоит крошечная Эстония

GEO
Андрей Левкин: А Hommage to Jakob Böhme, частному лицу Андрей Левкин: А Hommage to Jakob Böhme, частному лицу

Невозможный для пересказа текст Андрея Левкина

СНОБ
Неудержимая Неудержимая

Светлана Лебедева не любит мелочиться: если уж бороться, то сразу с пятерыми

Maxim
Неразделенные ценности Неразделенные ценности

Бельгия оказалась главным поставщиком террористов в «Исламское государство»

СНОБ
Таймз Таймз

Эссе Эдуарда Лимонова

Esquire
«Мне пришлось переехать в другой город». Три истории о порномести «Мне пришлось переехать в другой город». Три истории о порномести

Пострадавшие от порномести рассказали о ее последствиях

СНОБ
Мой дом – моя крепость Мой дом – моя крепость

Как выбрать самые надежные железные решетки для окон и не переплатить

Лиза
Триумф воли Триумф воли

Полина Киценко о том, как сделать ребенка героем спорта

Tatler
Заварить кашу Заварить кашу

Диетологи называют ее «царицей круп», и мы можем с ними только согласиться

Добрые советы
Средство от укусов Средство от укусов

Главная нечисть Голливуда Роберт Паттинсон уходит в артхаус

GQ
Сделать из квартиры хостел Сделать из квартиры хостел

Это может быть полезно, если учесть, что хостелы в квартирах, возможно, запретят

Maxim
Ужасный конец. Почему миллиардер Галицкий решил оставить «Магнит» Ужасный конец. Почему миллиардер Галицкий решил оставить «Магнит»

Как миллиардер Сергей Галицкий создавал «Магнит»

Forbes
Мой лучший секс случился… c закрытыми глазами Мой лучший секс случился… c закрытыми глазами

Мужчина решил порадовать Лену сюрпризом, но что-то пошло не так

Cosmopolitan
Пошли по головам Пошли по головам

Скрабы и лосьоны, BB- и ночные кремы, маски и масла – уход за волосами все больше походит на ритуалы для лица. Что это – благо для наших голов или желание брендов побольше заработать?

Psychologies
Тина Канделаки Тина Канделаки

Тина Канделаки — об эволюции медиа, книгах и будущем

Numéro
Сердце Востока Сердце Востока

Дубай — город неограниченных возможностей

OK!
Никита Кукушкин Никита Кукушкин

Актер, который достоверно играет негодяев

Esquire
Идея! Идея!

Режь как шеф-повар, добыча светящегося порошка, редкий брак

Maxim
Этнографический музей Этнографический музей

Уровень этники в интерьере зависит только от вас

AD
Вогнал в краску Вогнал в краску

Яркий интерьер дом на Кап-Ферра

AD

Сеанс психотерапии для читателя

Psychologies
«Он сыграл роль правдолюбца». Деятели культуры об актере Алексее Серебрякове «Он сыграл роль правдолюбца». Деятели культуры об актере Алексее Серебрякове

Актер Алексей Серебряков назвал хамство частью русской национальной идеи

СНОБ
Хлоя Бенджамин:Бессмертники Хлоя Бенджамин:Бессмертники

Фрагмент романа Хлои Бенджамин «Бессмертники» в переводе Марины Извековой

СНОБ
Открыть в приложении