Мария Башкирцева в поисках величия

GALA БиографияИстория

«Я создана для триумфов…»

125 лет назад в России был издан дневник русской художницы Марии Башкирцевой. Она была красива и богата, окружена ореолом эпатажа и тайны, но ее картины не пользовались большим успехом, и, возможно, умершая в возрасте 25 лет в Париже мадемуазель Башкирцева была бы забыта, если бы не ее дневник, который опубликовала ее мать. И тогда Мария стала звездой. Ослепительной и бессмертной.

Текст: Елена Прокофьева

1880. Мария Башкирцева. «Автопортрет с палитрой». (Фрагмент).

Кто только не восхищался «Дневником» Марии Башкирцевой после его публикации! Поэтесса Марина Цветаева буквально поклонялась Башкирцевой, посвятила ей сборник «Вечерний альбом». Английский премьер-министр Уильям Гладстон назвал «Дневник» Башкирцевой одной из самых замечательных книг XIX века. Валерий Брюсов заявлял: «Башкирцева – это я сам со всеми своими мыслями, убеждениями и мечтами». Илья Репин говорил, что «это была исключительная натура». И сотни, тысячи менее известных поклонников опускались на колени в пыль перед роскошным мавзолеем Башкирцевой на кладбище Пасси, где висит ее незаконченная картина «Святые жены» и стоит мольберт с палитрой. До сих пор у дверей и стен мавзолея кладут букеты роз. Именно роз, потому что Башкирцева обожала эти царственные цветы, и Ги де Мопассану, которому приписывали роман с ней, приписали еще и слова, якобы произнесенные над гробом: «Это была единственная роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!» На самом деле Мопассан, посетив с друзьями только что отстроенный склеп, возмутился избыточной и пошлой с его точки зрения пышностью и сказал, что могилу молодой женщины следует покрыть розами, а не возводить «варварски роскошный мавзолей». Мария не была единственной розой в его жизни, у них не было никакого романа, все это было выдумкой мадемуазель Башкирцевой, удачной, красивой выдумкой, верить в которую оказалось приятнее, чем узнать правду…

Каждый ребенок на свете считает себя средоточием Вселенной. Задача родителей – воспитать человека мыслящего и сострадающего или хотя бы сознающего, что его нужды и желания – не единственные и не самые важные, что у других тоже есть нужды и желания. Родители Марии Башкирцевой старательно пестовали ее эгоизм и проявляли в этом удивительную солидарность, хотя во всех прочих отношениях дружной парой не были. Они даже парой-то были недолго.

Константин Павлович Башкирцев, сын столбового дворянина, генерала Крымской войны, сам – помещик из Полтавской губернии, женился на Марии Степановне Бабаниной по безумной страсти, которая успела, как говорили в те времена, «проявить себя»: невеста была беременна, и ее положение уже становилось заметно. Вскоре, как это часто случается, от страсти остались лишь угольки, а супруги поняли, что они друг другу – совершенно чужие люди. Но теперь их связывали дети: первенец, Мария, как ее называли в семье – Муся, и родившийся через год Павел, Поль.

Набросок Марии Башкирцевой к портрету матери, Марии Степановны, урожденной Бабаниной.

Мария появилась на свет 11 ноября 1858 года: эту дату установили только в конце ХХ века, до того датой ее рождения считали 1860 год. Сама же Муся очень долго считала, что родилась 12 января (по старому стилю), именно в этот день отмечали ее день рождения. Она была убеждена, что родилась недоношенной, семимесячной. Только потом, во время какого-то из семейных скандалов, она узнала правду… Скандалов было немало. Константин Башкирцев был в ужасе от семьи Бабаниных, от своего супружества. Что-то и правда неладно было в этой семье. Марию Степановну и ее брата Георгия связывали загадочные, возможно – противоестественные отношения. Георгий был женат на итальянке, Доминике, вдове, имевшей десятилетнюю дочь, прожил с ней несколько лет, а потом жена ушла от него к младшему брату, Евгению. Были какие-то некрасивые судебные разбирательства, от которых Башкирцев хотел бы держаться подальше, да не получалось. Он мечтал об одном: вырвать из их рук Павла, наследника своего имени. Так и получилось. Мария Степановна с сестрой Надин и Мусей уехали в Краков, там у нее случился еще один бурный роман – с богатым старым холостяком Фаддеем Романовым. Каким-то образом ей удалось уговорить его жениться на Надин. Вскоре он умер, и его наследники начали судебный процесс. Бабаниных обвиняли в обмане, в отравлении…

Поль Башкирцев, младший брат Марии. Портрет работы Марии Башкирцевой. 1876 год.

Мусе было тогда около десяти лет, она все видела, понимала, впитывала. Правда, ей дела не было до происходящего. Ее интересовала только она сама.

«…с тех пор, как я способна связать две мысли, с четырех лет, живет во мне эта потребность в чем-то великом, славном… смутном, но огромном?.. Чем я только не перебывала в моем детском воображении!.. Сначала я была танцовщицей – знаменитой танцовщицей Петипа, обожаемой Петербургом. Каждый вечер я надевала открытое платье, убирала цветами голову и с серьезнейшим видом танцевала в зале при стечении всей нашей семьи. Потом я была первой певицей в мире. Я пела, аккомпанируя себе на арфе, и меня уносили с триумфом… не знаю, кто и куда. Потом я электризовала массы силой моего слова… Император женился на мне, чтобы удержаться на троне, я жила в непосредственном общении с моим народом, я произносила перед ним речи, разъясняя свою политику, и народ был тронут мною до слез… Словом, во всем – во всех направлениях, во всех чувствах и человеческих удовлетворениях – я искала чего-то неправдоподобно великого…»

Мария Башкирцева в костюме деревенской девушки.

Муся с матерью и теткой переехали в Европу, подальше от судов и сплетен. Но дурная слава, как известно, впереди бежит... В Бадене, Ницце Мусе хотелось общаться с «шикарными детьми», но ее не приняли. Знакомство с этими русскими дамами и их девочкой не поощрялось. Когда Мария подросла, ее не пригласили ни на один бал. Все балы, на которых она блистала, – а она блистала, потому что была красива, и богатая тетка наряжала ее роскошно, – были не частными, а «по пригласительным билетам», которые можно было купить. Это ущемляло самолюбие девушки, но она ничего не могла изменить.

Конечно, Мария была неординарным подростком. Она не только неистово мечтала о славе, но еще и пыталась что-то делать, чтобы эту славу приблизить. Учила иностранные языки, в том числе древние, занималась музыкой и пением, много читала, и ко всему у нее были способности, превосходящие способности сверстниц, – или же рвение, превосходящее тягу к учебе у обычной девочки.

«Когда мною овладевает лихорадка чтения, я прихожу в какое-то бешенство, и мне кажется, что никогда не прочту я всего, что нужно; я бы хотела все знать, голова моя готова лопнуть, я снова словно окутываюсь плащом пепла и хаоса».

«Юная девушка за чтением». Предположительно, автопортрет Марии Башкирцевой. 1876 год.

Мария училась и писала дневник, в котором предавалась откровенному самолюбованию: «Мы проводим день в восхищениях мною. Мама восхищается мной, княгиня Ж. восхищается мной; она постоянно говорит, что я похожа на маму или на ее дочь. Что же – это самый большой комплимент, какой только могут сделать! Ни о ком не думают лучше, чем о себе. Да и правда – я красива. В Венеции, в большой зале герцогского палаццо, живопись Веронезе на потолке изображает Венеру в образе высокой, свежей, белокурой женщины, я напоминаю ее. Мои фотографические портреты никогда не передадут меня, в них не достает красок, а моя свежесть, моя бесподобная белизна составляет мою главную красоту…»

Мария была влюблена в себя, как истинный Нарцисс, и восторженно описывала даже свое обнаженное тело: «…У меня чрезвычайно высокая грудь, белоснежная, с голубыми прожилками, такая же белая, как плечи и руки, грудь у меня упругая и очень красивой формы, ослепительно белая и розовеющая там, где полагается. Место, которое я не осмеливаюсь назвать, такое пышное, что все думают, что я в турнюре».

Мария решила, что всегда будет одеваться только в белое: цвет, который трудно носить, который мало кому идет и который великолепно оттеняет ее румянец и золотистые волосы. «Я люблю, уединившись перед зеркалом, любоваться своими руками, такими белыми, тонкими и только слегка розоватыми в середине. Это, может быть, глупо так хвастаться, но люди, которые пишут, всегда описывают свою героиню, а я сама своя героиня».

Действительно, Мария была для себя единственной героиней. Она видела в себе такое сокровище, которого никто не достоин, и на тех, кто смел поднимать глаза на нее, она смотрела как на людей, вызывающих разве что жалость: «Я едва-едва могла бы обращаться как с равным – с каким-нибудь королем». Она признается в презрении к роду людскому, оправдывая это презрение тем, что «всякое создание эгоистично». И много размышляет о том, насколько благородная страсть – честолюбие. Для подросткового возраста это нормально, но Башкирцева словно задержалась в этом сложном возрасте на всю жизнь.

Незадолго до того, как ей исполнилось шестнадцать, Мария впервые влюбилась: в «герцога Г.». Полное имя предмета ее первых и, пожалуй, самых сильных чувств – Уильям Дуглас-Гамильтон. Двадцатисемилетний шотландский аристократ, двенадцатый герцог Гамильтон, жил в Ницце, содержал красивую куртизанку и даже не подозревал о существовании на свете мадемуазель Башкирцевой, а она посвящала ему десятки страниц, бессонные ночи, молитвы и мечты, как любая другая барышня, только у Марии и здесь не обошлось без честолюбивых фантазий.

«Портрет Уильяма Дугласа, 12-го герцога Гамильтона» кисти Франца Ксавера Винтерхальтера.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Фантастика Фантастика

Говорящая стиральная машина и другие новинки быта

GALA Биография

Зачем мы с таким упоением занимаемся фэтшеймингом

Cosmopolitan
Понемногу о многом Понемногу о многом

В античную эпоху считалось: искусство врачевать даруется отдельным людям свыше

Знание – сила
10 лучших фотографий месяца 10 лучших фотографий месяца

Каждый месяц фоторедактор Esquire выбирает 10 самых интересных фотографий месяца

Esquire
Парящий гигант Парящий гигант

Могло ли какое-то живое существо стать прототипом летающего гиганта, птицы Рух?

Вокруг света
Война гигантов: как Apple отсудил у Samsung полмиллиарда долларов Война гигантов: как Apple отсудил у Samsung полмиллиарда долларов

В споре крупных технологических компаний поставлена точка

Forbes
Центробежность Центробежность

Гид по местам Москвы, куда редко ступает нога человека (а зря)

Esquire
Давид Эммерле Давид Эммерле

Московский француз готовит для тех, кто боится артишоков

Esquire
Почему Столыпин не смог спасти империю от краха? Почему Столыпин не смог спасти империю от краха?

Великий реформатор взвалил на себя ответственность за необходимые преобразования

Дилетант
Джон Сноу 2.0: самые смешные шутки и мемы про «воскресшего» Бабченко Джон Сноу 2.0: самые смешные шутки и мемы про «воскресшего» Бабченко

Журналист Аркадий Бабченко оказался жив!

Playboy
Philips Avent SCF875: тест-драйв гибрида блендера и пароварки Philips Avent SCF875: тест-драйв гибрида блендера и пароварки

Гаджеты для младенцев — это зона повышенной ответственности производителей

Популярная механика
5 книг об оружии 5 книг об оружии

5 книг об оружии через призму развития инженерной мысли и без излишней агрессии

Популярная механика
Сколько должен длиться секс? Сколько должен длиться секс?

Сколько должен длиться нормальный половой акт, чтобы не было мучительно стыдно

Maxim
«Бессмертный полк»: звезды показали своих родных, прошедших войну «Бессмертный полк»: звезды показали своих родных, прошедших войну

Традиция проводить в День Победы «Бессмертный полк» затронула и знаменитостей

Cosmopolitan
Александра Ревенко: «Пока не понимаю, куда я иду: открыта всему и плыву по течению» Александра Ревенко: «Пока не понимаю, куда я иду: открыта всему и плыву по течению»

Интервью с актрисой Александрой Ревенко

Esquire
10 самых массово скачиваемых приложений для iPhone 2018 года 10 самых массово скачиваемых приложений для iPhone 2018 года

Угадай, какое из приложений для смартфона на первом месте

Maxim
10 неожиданных способов применения газовой горелки 10 неожиданных способов применения газовой горелки

Несколько способов применения газовой горелки, о которых знают далеко не все

Популярная механика
Его величество Его величество

Казань величественна и по-праздничному красива даже в самый пасмурный день

Quattroruote
Парфкуратор Парфкуратор

Фредерик Маль об искусстве, коллекционировании и кризисе нишевой парфюмерии

The Rake
Чистая Амброзио Чистая Амброзио

Бразильская модель, феминистка и активистка Алессандра Амброзио

Tatler
Море вокруг Море вокруг

Двухуровневый пентхаус в Сочи

SALON-Interior
Восстание машин Восстание машин

Автомобили будущего, которые строятся уже сейчас

Robb Report
Сбудется ли предсказание Хокинга? Насколько реальны сценарии конца света? Сбудется ли предсказание Хокинга? Насколько реальны сценарии конца света?

Стивен Хокинг предрёк Земле страшный апокалипсис

Cosmopolitan
Рожденная резолюцией Рожденная резолюцией

Благодаря и вопреки чему 70 лет назад Израиль стал страной

Огонёк
Тест и обзор проектора Epson EH-TW650: люди, это хит! Тест и обзор проектора Epson EH-TW650: люди, это хит!

Маленький, да удаленький недорогой проектор

CHIP
Женщины-русалки: корейские ныряльщицы хэнё и их тяжелая работа Женщины-русалки: корейские ныряльщицы хэнё и их тяжелая работа

Южнокорейский остров Чеджу знаменит своим необычным промыслом

Cosmopolitan
«Гони, екарный бабай»: лучшие шутки про Путина за рулем КамАЗа «Гони, екарный бабай»: лучшие шутки про Путина за рулем КамАЗа

15 мая открылся Крымский мост, соединяющий Таманский полуостров и город Керчь

Playboy
10 признаков, что вы встретили родственную душу 10 признаков, что вы встретили родственную душу

Что мы имеем в виду, когда говорим о «второй половинке»

Psychologies
Орден Святого Олафа Орден Святого Олафа

Орден Святого Олафа — высшее отличие в наградной системе Норвегии

Дилетант
Три английских гувернера: интервью с Кейси, Джеком и Фирмином, воспитывающими русских детей Три английских гувернера: интервью с Кейси, Джеком и Фирмином, воспитывающими русских детей

Гувернеры, приехавшие работать в Россию прямиком из Англии

Maxim
Открыть в приложении