Надежда Павлова. Про балет и про любовь.

GALA БиографияЗнаменитости

Интервью месяца / Надежда Павлова

Сама по себе

С именем Надежды Павловой связано множество мифов. Поводов для этого балерина давала немало – и умением добиваться ошеломительных результатов, и своим немногословием.

Беседовала Светлана Потемкина

Летом 1973 года, на Международном конкурсе артистов балета в Москве, семнадцатилетняя Надежда Павлова ошеломила всех своим танцем. Ее исполнение покорило искренностью и при этом было технически совершенным. Удлиненные линии, большой, легкий шаг, свободная амплитуда движений – все, чем владела юная балерина, сегодня стало эталоном для танцовщиц XXI века.

1976. «Щелкунчик»
Когда одну из замечательных советских балерин спросили, с кем бы она сравнила Надежду Павлову, она ответила: «Ни с кем. Она сама по себе».

После спектакля ее всегда подолгу не отпускали со сцены – будь то Большой театр или другие ведущие театры мира. Ей аплодировали и зрители, и величайшие хореографы современности – Джером Роббинс, Ролан Пети, Морис Бежар. Сегодня почти невозможно представить масштабы этого признания и участия в ее судьбе зрителей. В современном театре подобному явлению аналогов нет. С тех пор изменилось и отношение к профессии самих исполнителей, и степень сопереживания им.

Надежду Павлову хотели видеть во всем мире, и в 1975 году ее пригласили сняться в первом советско-американском фильме «Синяя птица», режиссером которого стал знаменитый Джордж Кьюкор, показавший на экране всех звезд мирового кинематографа от Греты Гарбо до Ингрид Бергман, Анны Маньяни и Одри Хепберн. О восходящей звезде Большого театра, феноменальной танцовщице Надежде Павловой, режиссер впервые услышал от американского продюсера Сола Юрока, когда-то организовавшего гастроли Анны Павловой и вот теперь с восторгом отзывавшегося о Надежде, добавляя, что может умирать спокойно, так как показал Америке новую Павлову. Поначалу Кьюкор планировал дать Павловой роль Воды. Но встреча с балериной настолько потрясла его, что он выбрал для нее саму Синюю птицу, объяснив, что изначально такой роли не предполагал, но Надежда Павлова даст зрителю почувствовать, что счастье существует.

Перед дебютом в «Жизели» на сцене Большого театра Надежда Павлова единственный раз репетировала с легендарной Галиной Улановой (справа), остальные и главные тайны исполнительского мастерства передала ей великая Марина Семенова, ставшая ее постоянным педагогом-репетитором. 1975 год.
1979. Однажды на гастролях в Америке во время спектакля какие-то мальчишки умудрились залезть на софиты, висящие над сценой, чтобы увидеть слезы ее Жизели. Ей посочувствовали: вот шалопаи, чуть спектакль не сорвали. А она была счастлива как ребенок.

Сегодня что-то похожее ощущают те, кто видит ее в репетиционном зале. Своей славой, облетевшей весь земной шар, Павлова не воспользовалась для себя лично, чтобы сделать жизнь удобнее, проще и легче, но запросто делилась ею со своими партнерами и педагогами. Благодаря Надежде в мире узнали ее педагога Людмилу Сахарову из Пермского хореографического училища. Она упрочила славу Большого театра и всей страны за рубежом. Сейчас, когда ее ученики приезжают с Большим театром на гастроли и хотят произвести впечатление на прессу, они просто называют имя своего педагога.

«Мой школьный педагог Людмила Павловна Сахарова вся целиком отдавалась профессии, была настоящим трудоголиком, работала на износ, – вспоминает Надежда Павлова. – Сейчас, став педагогом, я понимаю это в полной мере».

С Надеждой Васильевной мы встретились после ее репетиции в Большом театре. Разговор о танце постепенно перешел в другое русло – о детстве, о судьбе и о том, как смотреть в будущее без страха. Этим редким искусством Надежда Павлова тоже владеет.

– Надежда Васильевна, для вас детство связано с ощущением счастья?

– Если рассказывать о детстве, то все это сегодня возникает как будто из другой реальности и похоже на сказку. Например, у нас в доме была печка, и я на ней спала, пока не провели газ. Мы жили на высоком берегу Волги в Чебоксарах. Дома на нашей улице построили после войны, а уже в конце 1950-х проводили в них электричество. Сколько помню, у нас всегда было тепло, уютно, и по удобству жилье не отличалось от современных коттеджей. И первый деревянный дом, и кирпичный, который появился на моих глазах, отец построил своими руками. Мы с сестрой и братом болтались вокруг и все это наблюдали: как он заливал фундамент и как покрывал крышу, чтобы она не протекала. Старшему брату было поручено присматривать за мной, как самой маленькой. Если ему хотелось погулять, он сажал меня к себе на велосипед, и мы ехали вместе. Но сама я велосипед так и не освоила, потому что занималась в танцевальном кружке и училась ходить по первой позиции – с разведенными в стороны коленями и носками. Садилась с такими ногами на велосипед, начинала крутить педали и сразу падала.

– Какое из ранних воспоминаний для вас самое дорогое?

– Из детских воспоминаний самое яркое – это огромный сад c яблонями. В мае они начинали цвести, и все было белым-бело. Больше всего мне нравилось утреннее ощущение, когда выходишь в сад. Дом охраняла собака, которую родители на ночь спускали с цепи. Я любила проснуться раньше всех и тихонько пробраться в сад, пахнущий утренней свежестью, землей, травами. Соберу ягод, вытащу пару сорняков – и домой.

Надя с родителями, старшими сестрой и братом. Чебоксары. 1960 год.

– Вам приятно возвращаться в родной город?

– Каждому ребенку свойственно мечтать о чем-то большем, независимо от того, родился он во дворце или в юрте. И если он эту мечту не осуществляет, не двигается вперед, то начинает это место ненавидеть. Я думаю, что из того места, где прошло детство, нужно уезжать. В 10 лет я поехала учиться в Пермь. Потом, конечно, возвращалась домой на каникулы, но все реже и реже, потому что в хореографическом училище постоянно шла подготовка к смотрам. Да и родителям это было нелегко – нужно было добираться катером до Казани, а уже оттуда поездом до Перми. Позднее, когда я танцевала в Большом театре, то приезжала выступать на сцене старого театра. Не могу сказать, что я неохотно бываю в Чебоксарах, но, когда, повзрослев, ходишь по детским местам, начинаешь многое видеть другими глазами, а это не нужно. Важно смотреть вперед и двигаться вперед, не оглядываясь. Сейчас этого дома уже нет, когда не стало родителей и некому стало за ним ухаживать, его продали.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Одним махом Одним махом

Как гиперзвуковые технологии меняют мир и почему Россия «впереди планеты всей»

Популярная механика
Мне нужны твои камбэки: чем хороша французская драма «(Не)бывшие» с Гийомом Кане? Мне нужны твои камбэки: чем хороша французская драма «(Не)бывшие» с Гийомом Кане?

почему стоит смотреть новую драму Стефана Бризе «(Не)бывшие»?

Правила жизни
Охота на Лисовую Охота на Лисовую

Мария Лисовая олицетворяет красоту землян в блокбастере «Вратарь Галактики»

Maxim
Александр Коршунов: «Вдохновение должно приходить в назначенное время» Александр Коршунов: «Вдохновение должно приходить в назначенное время»

Режиссер Александр Коршунов — о новом спектакле и театре «Сфера»

Монокль
6 простых правил, которые сделают тебя стройной к летнему сезону 6 простых правил, которые сделают тебя стройной к летнему сезону

Как терять вес, получая удовольствие от процесса?

VOICE
Хороший тон Хороший тон

Как добиться эффекта идеально гладкой сияющей кожи с помощью тональных средств

Лиза
Прокладывая путь: как София Ионеску стала первой в мире женщиной-нейрохирургом Прокладывая путь: как София Ионеску стала первой в мире женщиной-нейрохирургом

София Ионеску — первая женщина-врач, которая провела операцию на головном мозге

Forbes
Старикам везде у нас почет Старикам везде у нас почет

Самые уважаемые автомобильные марки в современной России

Автопилот
Что делать, если посудомоечная машина не сливает воду Что делать, если посудомоечная машина не сливает воду

Случаи, почему течет посудомойка, а также способы, как это исправить

CHIP
Два аспида не поделили червягу Два аспида не поделили червягу

Исследователи стали свидетелями битвы за добычу между двумя коралловыми аспидами

N+1
Неофициальные шестидесятые: от СМОГа до «ахматовских сирот» Неофициальные шестидесятые: от СМОГа до «ахматовских сирот»

Неофициальная поэзия 1960-х: поэтические содружества и авторы-одиночки

Полка
Главная роль Кэтрин Зета-Джонс Главная роль Кэтрин Зета-Джонс

Свою главную и самую сложную роль она играет не на сцене или в кино, а в жизни

Караван историй
Константин Чайкин: Дело — время Константин Чайкин: Дело — время

История от создателя самых узнаваемых российских часов нового времени

Maxim
Кокни пацана Кокни пацана

«Джентльмены»: образцовый Гай Ричи в восьми сериях

Weekend
Что строили на месте терактов и крупных трагедий в России и мире Что строили на месте терактов и крупных трагедий в России и мире

Что раньше строили на месте крупных трагедий в России и мире

СНОБ
Дух свободы Дух свободы

Подчеркнуто мужское пространство со своей неповторимой атмосферой и харизмой

SALON-Interior
Андрей Михайлов: «Эволюция людей похожа на одомашнивание самих себя» Андрей Михайлов: «Эволюция людей похожа на одомашнивание самих себя»

Футуролог Андрей Михайлов — о влиянии технологий на человеческие привычки

РБК
Как выбрать складной стол для пикников: 5 важных правил и еще 5 полезных нюансов Как выбрать складной стол для пикников: 5 важных правил и еще 5 полезных нюансов

Собрали все параметры складных столов для пикников, имеющие значение

ТехИнсайдер
Золото уходит к центробанкам и частникам Золото уходит к центробанкам и частникам

По итогам года производство золота выросло на 3% до исторического максимума

Деньги
Антидворянец: Бахрушин Антидворянец: Бахрушин

Ходят слухи, что Алексей Бахрушин внезапно сорвался в Петербург. Почему же?

Правила жизни
Нейробика: сделать шаг в будущее Нейробика: сделать шаг в будущее

Как развить навыки, необходимые в высокотехнологичном мире?

Psychologies
Что делать перед стиркой, чтобы одежда благоухала свежестью: 9 простых трюков Что делать перед стиркой, чтобы одежда благоухала свежестью: 9 простых трюков

Есть способы сделать одежду благоухающей без специальных средств!

VOICE
Масло масляное Масло масляное

Какое растительное масло лучше купить и как его правильно использовать

Добрые советы
Рождение литературного слова из духа математики Рождение литературного слова из духа математики

Сухово-Кобылина можно в полной мере считать «иксом», «невидимой величиной»...

Наука
Фильм «Герой наших снов»: какие пороки высмеивает трагикомедия с Николасом Кейджем Фильм «Герой наших снов»: какие пороки высмеивает трагикомедия с Николасом Кейджем

«Герой наших снов»: какие насущные проблемы Америки поднимает этот фильм?

Forbes
Фонотека Фонотека

Как первому альбому The Velvet Underground удалось не попасть во время

Правила жизни
Не можете уснуть? Держите глаза открытыми Не можете уснуть? Держите глаза открытыми

Снова ворочаетесь всю ночь? Никак не можете заснуть, ложась в кровать?

ТехИнсайдер
Женщины-амазонки, возможно, действительно существовали! Узнайте аргументы эксперта Женщины-амазонки, возможно, действительно существовали! Узнайте аргументы эксперта

При раскопках могил бронзового века обнаружили останки женщин-лучниц

ТехИнсайдер
Охота в гуще неволи Охота в гуще неволи

«Охота за убийцей»: конспирологический триллер об убийстве Авраама Линкольна

Weekend
«Мы мало времени проводим вместе»: как решить эту проблему — 11 главных шагов «Мы мало времени проводим вместе»: как решить эту проблему — 11 главных шагов

Как сохранить союз, невзирая на загруженную жизнь?

Psychologies
Открыть в приложении