Апостол Фома / Легенды
Неверующий апостол
Среди учеников Христа был тот, кто во всем соглашался с ним, всячески доказывал свою верность, а потом предал. Другой же постоянно сомневался в словах учителя – но в итоге поверил так крепко, что принял за него смерть. Их обоих звали Иуда, но второй вошел в историю под именем Фомы.
Прозвище Фома на древнееврейском означает «близнец», как и греческое Дидим – так тоже называли апостола. Его настоящее имя, Иуда, или «хвала Господу», было (и осталось) популярным у евреев. Среди учеников Христа его, кроме Фомы, носили еще двое– знаменитый предатель и некий Иуда Фаддей, брат другого апостола, Иакова. Их отец Алфей был, по легенде, братом Иосифа – мужа Богородицы и приемного отца Иисуса. В больших еврейских семьях двоюродные братья не слишком отличались от родных. Возможно, поэтому Матфей – по одной из версий, тоже сын Алфея, – писал в своем Евангелии о «братьях Иисуса» Иакове, Иуде и других. Может быть, Иуда Алфеев и Фома – один человек, который заменил свое имя прозвищем, чтобы его не путали с презренным Иудой Искариотом?
«Близнецом» его могли звать из-за того, что он был одного возраста со сводным братом. Правда, богослов Никифор Каллист дал другое объяснение: у него срослись два пальца на правой руке – те самые, что он позже вложил в рану Господа. Есть мнение, что он был не племянником Иосифа, а его сыном от первого брака. Занимался, как и все члены семьи, плотницким ремеслом, а после смерти отца не захотел отдавать сводному брату Иисусу его долю наследства. Потом раскаялся и вслед за Иаковом вступил в маленькую общину апостолов – «посланников» нового пророка. Альтернативная версия утверждает, что Фома происходил из галилейского города Пенеада и ловил рыбу вместе с Симоном-Петром и Иоанном, когда впервые встретил Христа. К тому времени ему было уже около тридцати. Возможно, у него была семья, но, может, и нет – этому не способствовал сложный характер, да и богатым он, как большинство апостолов, отнюдь не был.
Если другие евангелисты лишь упоминают имя Фомы, то Иоанн Богослов пишет о нем много и красочно. Когда Христос шел воскрешать Лазаря, его хотели арестовать, и апостолы в один голос уговаривали его остаться дома. Только Фома воскликнул: «Пойдем и мы умрем с Ним!» Этот эпизод показывает его горячность, другие же говорят об упрямстве и склонности к сомнению.
В том же Евангелии от Иоанна говорится, что, когда Иисус обещал ученикам взять их к себе в Царствие небесное, Фома усомнился: «Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?» На это Христос ответил знаменитыми словами: «Я есмь путь и истина и жизнь» – впервые разъяснив суть Божественной Троицы. Несмотря на это, Фома продолжал сомневаться; не поверил даже в Воскресение Христа, заявляя, что должен увидеть воскресшего своими глазами. Христос уже являлся своим ученикам, но Фомы среди них не было. Похоже, он, как и другие апостолы (кроме Иоанна. – Прим. ред.), бежал из Иерусалима после ареста учителя и вернулся только через неделю после Воскресения, явившись в дом Марии Магдалины. Тут-то и случилось знаменитое «уверение Фомы», описанное в Евангелии от Иоанна так: «Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие». Слова Фомы говорят, что прежде он не верил до конца в божественность Христа, но отныне поверил раз и навсегда. Осталось неясно, в самом ли деле Фома ощупал рану между ребер учителя, нанесенную копьем римского сотника Лонгина. Или одного вида этой зияющей, смертельной раны хватило, чтобы он отрекся от своих сомнений?
После этой сцены, запечатленной на картинах Караваджо, Рембрандта, Рубенса и многих других, Фома Близнец исчезает со страниц Священного Писания. Может быть, потому, что, когда все апостолы отправились проповедовать учение Христа на Запад, он упрямо устремился в другую сторону, на Восток? Об этом говорят «Деяния Фомы», написанные во II веке и отмеченные влиянием гностицизма – мистического учения, долго спорившего с христианством и в конце концов подавленного силой. Гностиками сочинены от имени апостола и другие тексты, например «Евангелие от Фомы», найденное в 1945 году в египетском городе Наг-Хаммади. Там сказано, что Иисус продиктовал «тайные слова» Иуде Фоме как ближайшему из учеников, в буквальном смысле своему «близнецу». Многие из этих «слов» очень похожи на слова Христа из канонических текстов, другие противоречат им и, возможно, добавлены позже. Некоторые теологи думают, что это Евангелие, дошедшее до нас в коптском переводе, восходит к подлинным записям апостола, сделанным до его ухода в странствия. Другие считают его гностическим «вбросом», приписанным Фоме из-за его репутации «неверующего».