Лечебное питание / Рецепты истории
История строгого режима
Под диетами сегодня понимают исключительно различные способы похудения. Тогда как изначально диетотерапия означала лечебное питание. Медицина давно доказала, что еда может быть лекарством от многих болезней.
В комедии «Формула любви» граф Калиостро в разгар застолья произносит фразу: «Кто ест мало, живет долго, ибо ножом и вилкой роем мы могилу себе», над которой хохотал весь Советский Союз. Дело в том, что в 1984 году, когда в СССР, где тогда царил тотальный дефицит продуктов питания, вышел этот телефильм Марка Захарова, невероятной популярностью пользовалась распространявшаяся в машинописных копиях книга «Чудо голодания» Пола Брэгга. Принцип питания этого американского диетолога и исследователя механизмов долголетия сценарист Григорий Горин и вложил в уста бессмертного Калиостро. Сегодня над этой фразой мало кто смеется. Во-первых, в чудодействие правильного питания сегодня верит куда больше людей, чем в конце XX века, а во-вторых, мало кто помнит эту фразу Пола Брэгга, да и самого Брэгга, – авторитеты и приоритеты в области диетологии меняются сегодня чуть ли не ежемесячно. По миру одна за другой прокатились волны популярности коричневого риса, пророщенного пшена, арбузов, грейпфрутов, китайских ягод годжи, семян южноамериканской травы чиа, или шалфея испанского, тихоокеанской водоросли спирулины и клубней перуанской маки с неблагозвучным научным названием «клоповник». Рассказы о пользе этих продуктов, как правило, начинаются со слов «с древних времен…». Попробуем разобраться, что же на самом деле говорили о пользе и вреде тех или иных продуктов питания ученые прошлого.
Основоположником диетотерапии принято считать «отца медицины» Гиппократа. В трактате под названием «О режиме» – в V веке до нашей эры лечение с помощью соблюдения режима было революционным завоеванием для весьма кровожадной на тот момент медицины – он первым из древних греков составил описание свойств продуктов питания и их применения. Основой лечебной диеты Гиппократ считал ячмень, из которого следовало делать отвар – «птизану», кашу или лепешку. Ячмень вполне мог заменить мясо, от которого в случае серьезных недугов следовало строго воздерживаться, как и от вина.
Живший в I веке до нашей эры древнегреческий врач и философ Асклепиад Вифинский также выступал за «приятное лечение», предлагая заменить кровопускания и врачебные снадобья правильным питанием в сочетании с прогулками и морскими купаниями. Также выступая против мяса, он заменял его бульоном и овощами, но, в отличие от Гиппократа, советовал выпивать в день по стакану красного вина (кстати, такой же совет много веков спустя давал больным знаменитый хирург Пирогов). Знаменитый римский врач Гален, живший во II веке, тоже критиковал мясную пищу, приводящую к тучности и затуханию «жизненного тепла», зато всячески рекомендовал капусту, лук, бобовые и оливковое масло. Главная его заповедь гласит: «Вставайте из-за стола слегка голодными и вы будете всегда здоровы».
Свой режим питания разработал в XI веке великий персидский врач Ибн Сина (Авиценна). Он считал, что взрослому человеку для сохранения здоровья достаточно есть один раз в сутки, а в остальное время перекусывать свежими овощами и фруктами. В «Каноне врачебной науки» он писал: Нет пищи здоровее и полезней, Чем овощей бальзам и фруктов сок. Они целебней ото всех болезней И жизни нашей продлевают срок.
Ибн Сина считал, что дети, больные и пожилые должны есть чаще – три, а то и четыре раза в сутки, – но понемногу. При всей любви к овощам он советовал в холодное время года есть более питательные злаки и бобовые, а вот мясом не злоупотреблять. «Чрезмерность острой и соленой пищи, – предупреждал он, – вредит желудку, а соленая пища еще и глазам… Сласти, когда они изготовлены из сахара, вредны, так как они образуют закупорки и вызывают жажду». Его рекомендациям следовал «Салернский кодекс здоровья», составленный в XV веке испанцем Арнольдом из Виллановы. Он предписывает кормить больных телячьим бульоном, молоком, мясом кур, голубей, перепелов и других птиц, но не такими «грубыми» продуктами, как баранина, хлеб и сыр. В кодексе описаны такие необычные лекарства, как живые угри, бычьи тестикулы, мозги ягненка; сказано, что лепестки роз помогают от «любовной боли», а вино с соленой водой – от морской болезни. Есть и вполне здравые рекомендации: есть утром больше, чем вечером, мыть руки перед едой, а после нее не поднимать тяжести. Кодекс рекомендует строгий порядок еды: «Съешь после рыбы орех, сыр бери после мяса». Он велит есть много фруктов, во избежание отравления запивая вином, – мыть их водой тогда еще не додумались.