Искусство / Иван Билибин
Очарованный сказочник
С творчеством этого художника в России знакомы все. Даже те, кто никогда не открывал сборников сказок с его иллюстрациями, никогда не бывал в музеях, где выставлены его чудесные картины. Чтобы увидеть его работу, достаточно достать из кошелька рубль: на реверсе монеты – двуглавый орел, похожий на волшебную птицу из русских сказок. Этого орла с опущенными крыльями, ставшего эмблемой Центрального банка России, придумал и нарисовал сто лет назад замечательный русский художник Иван Билибин.
Иван Яковлевич Билибин родился в 1876 году в поселке Тарховка, близ Сестрорецка, под Петербургом. Его отец, Яков Иванович, был главным врачом военно-морского госпиталя, тайным советником, а мать, Варвара Александровна, – пианисткой, ученицей Антона Рубинштейна. Мальчик в раннем детстве обнаружил способности к рисованию и, еще учась в гимназии, ходил на занятия в школу Императорского общества поощрения художеств. «Насколько я себя помню, я рисовал всегда», – позже вспоминал он. Однако после гимназии по настоянию отца все-таки пошел на юридический факультет, который окончил в 1900-м. Но рисование не забросил. На каникулах учился в мюнхенской студии легендарного открывателя талантов словенского художника Антона Ашбе. Потом занимался в Тенишевском училище в мастерской Ильи Репина и поступил в Высшее художественное училище Академии художеств. Это было чудесное, веселое время. Владимир Левитский, соученик Билибина по Тенишевскому училищу, вспоминал: «Наши знаменитые «пятницы», вечеринки славились среди учащихся и особенно в академии… Веселились вовсю, раз дело дошло до того, что под нами у самой Тенишевой в ее дворце упала люстра с потолка...»
Среди молодых художников и художниц «царствовала любовная атмосфера, – сообщает Левитский. – Потом несколько пар переженились…» В от и жизнь молодого Билибина, «жизнерадостного, – как описывал его Левитский, – черноватого, с большой для его лет бородой студентика с курьезной подпрыгивающей походкой», была заполнена не только работой и искусством. Иван подолгу любезничал во время занятий с милой и талантливой Машей Чемберс. Машин отец был ирландец, и звали его Джеймс Стивен Чемберс, а мама у нее была чистая англичанка – Элизабет Мэри Пейдж. Маше было легко и интересно с Билибиным, и в 1902 году они поженились.
В те годы петербургские молодые художники были увлечены национально-романтическими идеями, которые привезли в столицу московские мастера – Васнецов, Поленов и другие. Увлекся русской темой и Билибин. Особенное впечатление на него произвели «Богатыри» Васнецова. В 1899 году Иван познакомился с Сергеем Дягилевым, признанным вождем молодых ниспровергателей всяческого академизма, объединившихся вокруг журнала «Мир искусства».
Там работали Николай Рерих, Александр Бенуа и другие. Все они были яркие, талантливые, необычные во всем, но Иван Билибин выделялся даже на этом фоне. Мстислав Добужинский, один из членов объединения «Мир искусства», вспоминал: «Билибин был забавный, остроумный собеседник (заикался, что придавало особую прелесть его шуткам) и обладал талантом, особенно под влиянием вина, писать шуточные высокопарные оды под Ломоносова. Происходил он из именитого петербургского купеческого рода и очень гордился принадлежавшими ему двумя портретами предков кисти самого Дмитрия Левицкого (академик живописи, мастер парадного портрета. – Прим. ред.). Сам Билибин носил русскую бородку a la moujik и раз на пари прошелся по Невскому в лаптях и высокой войлочной шапке-гречинке…»
В 1902 году увлеченный историей России и древнерусским искусством Билибин по заданию этнографического отдела Русского музея Императора А лександра III отправился в Вологодскую, Архангельскую, Олонецкую и Тверскую губернии изучать древнюю архитектуру и народное искусство. «Только совершенно недавно, точно Америку, открыли старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна…» – писал он. Материалы его поездок легли в основу нескольких статей, опубликованных в русских журналах, а фотографии Билибин передал Игорю Грабарю, писавшему в то время «Историю русского искусства».
Вдохновленный увиденным, Билибин иллюстрировал русские народные сказки – «Царевну-лягушку», «Марью Моревну», «Сказку об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером Волке» и другие. Чудесные, волшебные картинки к детским книжкам – яркие, поистине сказочные, с массой тонких, характерных деталей, сразу же сделали его имя известным. Конечно, и до него художники иллюстрировали сказки, но именно Билибин разработал основные принципы книжной графики, которые не потеряли актуальности и в наше время. А главное, он создал свой, билибинский стиль.
А потом в жизнь Билибина вошел театр. Его эскизы театральных костюмов и декораций красивы и точны – прежде чем начать работу, он тщательно изучал эпоху, стили, культуру времени и страны, где происходило действие спектакля. Билибин сотрудничал с труппой Дягилева, делал эскизы костюмов и декорации к операм «Золотой Петушок» Римского-Корсакова и «Борис Годунов» Мусоргского.
В 1905 году страну захлестнула первая русская революция, люди были охвачены революционным подъемом, и Билибин – тоже. Так в сатирическом журнале «Жупел», возникшем по инициативе Максима Горького, появились антимонархические карикатуры И.Я. Билибина. Особенно широкий резонанс имела карикатура Билибина, напечатанная в третьем номере «Жупела»: осел, олицетворение глупости, а внизу два грифона (грифон – символ дома Романовых. – Прим. ред.). Позже, когда власти нещадно карали всех, замешанных в беспорядках, пострадал и Иван Яковлевич. «К Билибину на квартиру явились жандармы, – вспоминала Анна Остроумова-Лебедева, – и после тщательного обыска арестовали его... Редакция была разгромлена, и весь материал увезен». Билибину повезло – через сутки его выпустили на свободу.
Удивительное дело – сотрудничество с «Жупелом» не помешало ему в 1909–1912 годах создать серию марок, посвященных 300-летию дома Романовых. Билибинские эскизы для марок получили высочайшее одобрение! Кажется, у художника в сутках было не 24, а 25 часов. Он успевал все – работал в театре, оформлял журналы, преподавал.
Его уважали, ценили, а многие любили. Билибин – человек красивый, удивительного обаяния, остроумный, веселый. Cветский лев. Вокруг него всегда люди. Он обожал русское искусство, иконы, расшитые сарафаны и кокошники, однако хорошо знал и ценил западноевропейскую живопись. За безукоризненную четкость линий Билибина прозвали Иван – Железная Рука, но в душе его не было никакого металла. Он был мил, добр и по-европейски воспитан. Вот только был у него один недостаток – как многие русские люди, любил он выпить и часто не знал меры. Эта его пагубная привычка не могла не сказываться на семейной жизни. Казалось бы, вроде все шло неплохо – у них родились два мальчика, Александр в 1903 году и Иван – в 1908-м, и у обоих родителей все неплохо складывалось в искусстве, но Марии очень не нравилось видеть своего мужа пьяным. Он просил прощения, обещал, что это – в последний раз, и снова и снова нарушал свои обещания. Более того, он даже выработал для себя определенную философию пьянства. «Вот я люблю пить вино, – признавался он. – Это порок и очень скверный. Это, может быть, окончательная преграда для других людей, у которых есть гостиная, столовая, детская и все, но для людей искусства это очень большая, обидная, словом, неприятная помеха, но не преграда. Ведь мы, имея крылья, можем перелететь через нее на зеленый луг с цветами!» Марии было трудно: двое детей, к тому же у старшего сына, Саши, после скарлатины развилась глухота. А тут еще запои мужа… Однажды, не выдержав, она ушла. Ушла из его жизни навсегда, забрав с собой их двоих сыновей. Случилось это в 1911 году.