Альфонс Муха обладал редким даром превращать в произведение искусства все, к чему прикасался, – будь то рекламные плакаты, обложки журналов, посуда или другая домашняя утварь. Его картины вызывали восхищение, он создал свой собственный стиль, которому и сегодня подражают художники всего мира, а история его жизни стала идеальной иллюстрацией того, как много значит Случай в судьбе человека.

GALA БиографияСтиль жизни

Искусство / Альфонс Муха

Вечерние грезы Альфонса Мухи

Альфонс Муха обладал редким даром превращать в произведение искусства все, к чему прикасался, – будь то рекламные плакаты, обложки журналов, посуда или другая домашняя утварь. Его картины вызывали восхищение, он создал свой собственный стиль, которому и сегодня подражают художники всего мира, а история его жизни стала идеальной иллюстрацией того, как много значит Случай в судьбе человека.

Текст: Армен Апресян

Исторически сложилось так, что имя Альфонса Мухи воспринимается как некий синоним стиля модерн, а сам художник в первую очередь известен как создатель изысканных и роскошных рекламных плакатов крупнейших фирм (одни сегодня забыты, другие процветают и в наши дни) и театральных афиш. По иронии судьбы сам Муха воспринимал эти работы лишь как средство для заработка, а свое предназначение Художника видел совсем в другом: главным итогом своей творческой деятельности он считал цикл монументальных картин, посвященный истории и мифологии славян, над которым работал около двадцати лет, но так и не смог добиться того эффекта, о котором мечтал.

Альфонс Мария Муха родился в 1860 году в чешском городке Иванчице, что находится неподалеку от Брно (тогда – Брюнн). Его отец Ондрей – мелкий служащий – был небогат, но удачно женился на дочери зажиточного мельника Амалии. Спустя год после свадьбы на свет появился мальчик, которому суждено было прославиться на весь мир. В положенный срок Альфонс был отправлен в Славянскую гимназию в Брно, закончить которую у него не получилось. Бытует версия о том, что гимназию он был вынужден покинуть по слабости здоровья, однако в архивах учебного заведения сохранились записи о том, что ученик Муха никакими хроническими заболеваниями не страдал, зато не раз был пойман на «бесцеремонной лжи» и прогулах, по основным предметам не успевал, получая неплохие отметки лишь у преподавателей рисования и пения.

Существует неподтвержденный рассказ о том, как Муха заехал в гости к приятелю, который жил в городке Усти-над-Орлици. В местном соборе он увидел фреску, написанную в барочной традиции местным художником Яном Умлауфом, и эта работа произвела на него огромное впечатление, причем не только эстетическое. Муха задумался о том, что художники могут неплохо зарабатывать, и решил стать профессиональным живописцем. Муха-старший похлопотал о том, чтобы нерадивого сына приняли писарем в иванчицкий суд, но мечты о карьере художника не покидали юношу, и он убедил отца направить прошение о зачислении в Академию изобразительных искусств в Праге. По традиции к прошению были приложены лучшие рисунки Альфонса. Доподлинно известно, что прошение было отклонено, рассказывают также, что документы вернулись отправителю с рекомендацией одного из профессоров позабыть о стремлении стать живописцем по причине «абсолютного отсутствия таланта» у их автора. «Бесталанный» юноша некоторое время проработал писарем, но мечты сделаться прославленным художником его не оставляли. В 1879 году девятнадцатилетний Муха устраивается на работу в венскую фирму «Каутски-Бриоши-Бургхарт», занимавшуюся производством театральных декораций. Оказавшись в Вене, он активно работает, а все свободное время тратит на походы по музеям и галереям современного искусства. Его любимым художником становится Ганс Макарт, который был не только живописцем, но и дизайнером мебели и интерьеров, декоратором и художником по костюмам.

Одним из важнейших заказчиков компании, в которой работал Муха, был венский «Рингтеатер ». В 1881 году там случился страшнейший пожар, в огне которого погибли почти 400 человек. Художник остался цел, но работу потерял и был вынужден уехать из Вены. Он отправился в южно-моравский город Микулов, где представился венским художником и начал писать портреты-миниатюры, расписывать стены и потолки в домах местных буржуа, причем работы заказчикам нравились, и в отсутствии таланта его никто не упрекал.

Заказы приносили деньги, достаточные для того, чтобы сводить концы с концами, и вполне могло сложиться так, что Муха остался бы местной знаменитостью, но в 1882 году он познакомился с графом Карлом Куэном-Беласи, который пригласил молодого художника расписать стены его замка Эммахоф. Граф остался настолько доволен работой, что порекомендовал его своему брату Эгону, и Муха отправился в замок Гандегг в Тироле, где не только занимался росписями, но и написал несколько портретов и пейзажей, которые также украсили стены графской резиденции.

Но Карл Куэн-Беласи стал не только первым крупным заказчиком Альфонса Мухи. Он решил помочь многообещающему юноше и предложил ему оплатить обучение в мюнхенской Академии художеств и даже назначил содержание, обеспечивающее безбедное существование. В 1885 году Альфонс поступил в Академию, причем был принят сразу на третий курс – то ли критерии оценки таланта у мюнхенских и пражских профессоров были разные, то ли протекция графа оказалась весьма весомой. Он прилежно учился, одновременно создавая эскизы журнальных обложек по заказу издателя Филипа Кубра – мужа его сестры Анны. Кроме того, в 1886 году Муха получает заказ на алтарные картины для храма чешской общины в Северной Дакоте.

Спустя год Муха отправился в Париж, с тем чтобы завершить художественное образование в центре европейской художественной жизни. Здесь он поступил в весьма популярную в то время частную академию Родольфа Жюлиана. Проучившись там некоторое время, перешел в художественную академию Коларосси. Вновь расходы взял на себя граф Куэн-Беласи.

Муха снял квартиру на улице Бара в Латинском квартале, погрузился в учебу и, конечно, в полной мере наслаждался парижской жизнью, но беззаботный период длился недолго: граф сообщил, что не может больше финансировать талантливого художника и впредь тому придется полагаться лишь на свои силы. Ситуация складывалась совсем неблагоприятная: академию пришлось покинуть, да и квартиру оплачивать стало крайне сложно, но из Парижа уезжать совсем не хотелось. Муха показал свои работы издателям, получил несколько заказов на оформление газет и журналов, и у него снова завелись какие-то деньги. Он арендовал небольшую мастерскую, которая располагалась над молочным кафе мадам Шарлотты, которое особенно любили бедные художники за то, что там их кормили в долг.

Декоративные панно «Время суток»
Серии «Время суток» и «Времена года» были невероятно популярны – парижские буржуа украшали такими литографиями свои дома. Во второй половине 1890-х годов Альфонс Муха неоднократно возвращался к подобным сюжетам.

Среди заказчиков Мухи был и издатель Арман Колэн, который в 1891 году предложил художнику принять участие в создании иллюстраций для научного труда «Сцены и эпизоды из истории Германии» видного историка Шарля Сеньобоса. Книга эта стала весьма известной, что не могло не сказаться на популярности художника.

Слава о талантливом и интересном иллюстраторе довольно быстро распространилась – не прошло и полутора лет, а от заказов не было отбоя: более того, в 1892 году Альфонс Муха организовал студию, в которой начал обучать рисованию всех желающих. Эти курсы пользовались такой популярностью, что его пригласили преподавать в академию Коларосси.

Жизнь наладилась настолько, что Муха смог позволить себе некоторые излишества: еще во время жизни в Вене он увлекся фотографией и начал фотографировать камерой, взятой напрокат, а теперь приобрел собственную технику и практически с ней не расставался. Он снимал для собственного удовольствия – до нашего времени дошли совсем несерьезные фотографии Поля Гогена, сделанные в мастерской, которую художники, познакомившиеся в кафе мадам Шарлотты и подружившиеся, какое-то время арендовали вместе. В какой-то момент Муха понял, что фотографии – идеальный вариант для фиксирования моделей, и с тех пор часто использовал их в работе: сохранились снимки, расчерченные на клетки, для удобства перенесения на холст.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Из имамов в российские дворяне Из имамов в российские дворяне

После капитуляции в ауле Гуниб Шамиля ждал почётный плен в России

Дилетант
Ура, у нас тестикулы! Ура, у нас тестикулы!

Женщиной быть гораздо сложнее, больнее и опаснее, чем мужчиной

Maxim
Audi A5 Audi A5

Положа руку на сердце, мы бы не стали рекомендовать подержанный А5, с каким бы мотором он ни оказался. Родовых достоинств у него хватает, но едва ли они смогут перевесить широчайший спектр проблем, который возникает в процессе эксплуатации.

АвтоМир
Пифия ХХ века Пифия ХХ века

В Новый год и не только нас волнуют чудеса – исцеления, предсказания будущего, общение с духами. Поэтому всеобщий интерес вызывают люди, которые будто бы занимались всем этим. Такие, как болгарская знахарка Вангелия Гуштерова, больше известная как баба Ванга.

GALA Биография
Настоящие романтики Настоящие романтики

«Какой самый романтичный поступок вы совершили в жизни?» — в ответ на этот вопрос GQ больше сотни раз услышал в трубке фразу: «Мне нечего рассказать, я не романтик». И лишь 19 смельчаков приняли участие в нашем проекте, что приподнимает их над остальными. И кстати, далеко не во всех историях речь идет о любовных подвигах.

GQ
Mitsubishi Pajero Sport – Toyota Land Cruiser Prado Mitsubishi Pajero Sport – Toyota Land Cruiser Prado

Честных рамных внедорожников на нашем рынке осталось так мало, что их можно пересчитать по пальцам одной руки. На этот раз за звание лучшего борются Mitsubishi Pajero Sport и Toyota Land Cruiser Prado.

АвтоМир
Girl Talk. Мария Верченова Girl Talk. Мария Верченова

В начале бракоразводного процесса меня ожидали два сюрприза. «Я – почти безработный! – объявил муж. Мой заработок – 75 000 рублей в месяц. Хочешь – судись».

SNC
Арам Мнацаканов Арам Мнацаканов

Как стать лучшим ресторатором Санкт-Петербурга, открыть один из самых успешных итальянских ресторанов в Москве, обзавестись именным заведением в Берлине — и при этом жить исключительно в свое удовольствие.

GQ
Куликовская битва Куликовская битва

Создатель народного «Глухаря» Илья Куликов не любит внимание, но согласился рассказать GQ, каково быть единственным шоураннером на российском ТВ.

GQ
Главный экспонат Главный экспонат

Главный обувщик современности парижанин Кристиан Лубутен прилетел в российскую столицу, чтобы официально — пусть и с небольшим опозданием — открыть бутик на Большой Дмитровке. В преддверии шумной вечеринки он успел поговорить с L’OFFICIEL и познакомиться с красавицей, актрисой Светланой Ходченковой, которая стала его партнершей по съемке.

L’Officiel
Огонь, вода и нанотрубки Огонь, вода и нанотрубки

В Новосибирске идет работа, которая полностью изменит наше будущее

Популярная механика
Духовные скрепы cвятого Владимира Духовные скрепы cвятого Владимира

Что же завещал нам всем князь Владимир?

Дилетант
Балетный роман Балетный роман

Кшесинская первой среди русских танцовщиц исполнила свои знаменитые 32 фуэте

Дилетант
Агата Муцениеце: нужно просто не хотеть замуж Агата Муцениеце: нужно просто не хотеть замуж

Мы поговорили со звездой комедийного сериала «Гражданский брак» о семье, отдыхе и хорошем настроении.

Лиза
Порнометражный фильм Порнометражный фильм

После победы на выборах Дональд Трамп принес порноиндустрии колоссальную выручку

Правила жизни
Индустрия в 2016 году. Самое важное, что случилось в мире разработки игр Индустрия в 2016 году. Самое важное, что случилось в мире разработки игр

Конец года – время подводить итоги и делать прогнозы.

Игромания
Сбежа­ли из дворца Сбежа­ли из дворца

Полто­ра года на­зад у прин­ца Уилья­ма и Кейт Миддл­тон ро­ди­лась дочь Шарлот­та. С тех пор ее по­чти ни­кто не ви­дел — прин­цес­са жи­вет с ро­ди­те­ля­ми и бра­том в ан­глий­ской глу­ши. Деревен­ский воз­дух и от­сут­ствие лон­дон­ско­го све­та идут все­му се­мей­ству толь­ко на пользу.

Tatler
Bзрос­лая неожиданность Bзрос­лая неожиданность

В со­рок одни про­дол­жа­ют тя­гать­ся в упру­го­сти кожи с два­дца­ти­лет­ни­ми, а дру­гие с лег­ко­стью го­во­рят мо­ло­до­сти: «Прощай!». «Татлер» ищет зо­ло­тую середину.

Tatler
Свое место в семье Свое место в семье

Телеведущая Тутта Ларсен нашла свою любовь, как это часто бывает, на работе. Правда, поначалу ей трудно было поверить, что именно этот мужчина – ее судьба.

Домашний Очаг
Ты меня не забывай Ты меня не забывай

Мишель Обама по­ки­да­ет Белый дом на пике по­пуляр­но­сти. Она — со­весть на­ции, роле­вая мо­дель, ико­на сти­ля, ге­ро­и­че­ская мать и го­то­вый кан­ди­дат в пре­зи­ден­ты США.

Tatler
Избяная Америка Избяная Америка

Оформ­лен­ный ди­зай­не­ром Томом Филишиа дом на гор­но­лыж­ном ку­рор­те — пат­ри­ар­халь­ная и од­новре­мен­но экс­цен­трич­ная ва­ри­а­ция на тему аме­ри­кан­ской классики.

AD
Как сказку сделать прибылью Как сказку сделать прибылью

Изучаем основы нейроэкономики, объясняющей нелогичное поведение людей

Maxim
Невеста с приданым Невеста с приданым

В два­дцать шесть лет Дженни­фер Лоуренс ста­ла са­мой вы­со­ко­опла­чи­ва­е­мой ак­три­сой в мире. Роман с ре­жис­се­ром? лег­кий ха­рак­тер? а вот и нет: за­ра­ба­ты­вать ак­три­са ста­ла, как раз ко­гда ха­рак­тер у нее испортился.

Tatler
Возраст силы Возраст силы

Актриса, телеведущая, многодетная мама – Мария Шукшина хорошо знает, когда к женщинам приходят покой, гармония и настоящая любовь.

Домашний Очаг
В мастерской — Евгений Антуфьев В мастерской — Евгений Антуфьев

Лабиринты, бабочки, ножи, секретные комнаты, мягкие маски, скифские скульптуры и этрусская лотерея: чтобы узнать, как создается огромная и таинственная вселенная художника Евгения Антуфьева, Numéro отправился к нему в мастерскую. Как оказалось, одну из многих.

Numéro
Final Fantasy XV Final Fantasy XV

Final Fantasy относится к той серии игр, на которой многие буквально выросли.

Игромания
Да Винчи без кода Да Винчи без кода

Прошло почти пять столетий со дня смерти Леонардо да Винчи, но загадка его личности продолжает смущать умы. В нем видят то инопланетянина, то гостя из будущего, то вождя всемогущего тайного общества. Попробуем выяснить, на чем основаны все эти версии и есть ли в них хоть крупица правды.

GALA Биография
Прощай, Бранджелина! Прощай, Бранджелина!

Главной сенсацией прошедшего года стал развод самой яркой голливудской пары

Караван историй
Встреч­ные тре­бования Встреч­ные тре­бования

Что об­ще­го у лю­дей, су­мев­ших по­стро­ить счаст­ли­вые от­но­ше­ния?

Glamour
Смех и не только Смех и не только

Ми­ла Ку­нис пред­по­чи­та­ет ко­ме­дии дра­мам и счи­та­ет де­тей пси­ха­ми

Glamour
Открыть в приложении