Вечерние грезы Альфонса Мухи

Альфонс Муха обладал редким даром превращать в произведение искусства все, к чему прикасался, – будь то рекламные плакаты, обложки журналов, посуда или другая домашняя утварь. Его картины вызывали восхищение, он создал свой собственный стиль, которому и сегодня подражают художники всего мира, а история его жизни стала идеальной иллюстрацией того, как много значит Случай в судьбе человека.

GALA БиографияСтиль жизни

Искусство / Альфонс Муха

Вечерние грезы Альфонса Мухи

Альфонс Муха обладал редким даром превращать в произведение искусства все, к чему прикасался, – будь то рекламные плакаты, обложки журналов, посуда или другая домашняя утварь. Его картины вызывали восхищение, он создал свой собственный стиль, которому и сегодня подражают художники всего мира, а история его жизни стала идеальной иллюстрацией того, как много значит Случай в судьбе человека.

Текст: Армен Апресян

Исторически сложилось так, что имя Альфонса Мухи воспринимается как некий синоним стиля модерн, а сам художник в первую очередь известен как создатель изысканных и роскошных рекламных плакатов крупнейших фирм (одни сегодня забыты, другие процветают и в наши дни) и театральных афиш. По иронии судьбы сам Муха воспринимал эти работы лишь как средство для заработка, а свое предназначение Художника видел совсем в другом: главным итогом своей творческой деятельности он считал цикл монументальных картин, посвященный истории и мифологии славян, над которым работал около двадцати лет, но так и не смог добиться того эффекта, о котором мечтал.

Альфонс Мария Муха родился в 1860 году в чешском городке Иванчице, что находится неподалеку от Брно (тогда – Брюнн). Его отец Ондрей – мелкий служащий – был небогат, но удачно женился на дочери зажиточного мельника Амалии. Спустя год после свадьбы на свет появился мальчик, которому суждено было прославиться на весь мир. В положенный срок Альфонс был отправлен в Славянскую гимназию в Брно, закончить которую у него не получилось. Бытует версия о том, что гимназию он был вынужден покинуть по слабости здоровья, однако в архивах учебного заведения сохранились записи о том, что ученик Муха никакими хроническими заболеваниями не страдал, зато не раз был пойман на «бесцеремонной лжи» и прогулах, по основным предметам не успевал, получая неплохие отметки лишь у преподавателей рисования и пения.

Существует неподтвержденный рассказ о том, как Муха заехал в гости к приятелю, который жил в городке Усти-над-Орлици. В местном соборе он увидел фреску, написанную в барочной традиции местным художником Яном Умлауфом, и эта работа произвела на него огромное впечатление, причем не только эстетическое. Муха задумался о том, что художники могут неплохо зарабатывать, и решил стать профессиональным живописцем. Муха-старший похлопотал о том, чтобы нерадивого сына приняли писарем в иванчицкий суд, но мечты о карьере художника не покидали юношу, и он убедил отца направить прошение о зачислении в Академию изобразительных искусств в Праге. По традиции к прошению были приложены лучшие рисунки Альфонса. Доподлинно известно, что прошение было отклонено, рассказывают также, что документы вернулись отправителю с рекомендацией одного из профессоров позабыть о стремлении стать живописцем по причине «абсолютного отсутствия таланта» у их автора. «Бесталанный» юноша некоторое время проработал писарем, но мечты сделаться прославленным художником его не оставляли. В 1879 году девятнадцатилетний Муха устраивается на работу в венскую фирму «Каутски-Бриоши-Бургхарт», занимавшуюся производством театральных декораций. Оказавшись в Вене, он активно работает, а все свободное время тратит на походы по музеям и галереям современного искусства. Его любимым художником становится Ганс Макарт, который был не только живописцем, но и дизайнером мебели и интерьеров, декоратором и художником по костюмам.

Одним из важнейших заказчиков компании, в которой работал Муха, был венский «Рингтеатер ». В 1881 году там случился страшнейший пожар, в огне которого погибли почти 400 человек. Художник остался цел, но работу потерял и был вынужден уехать из Вены. Он отправился в южно-моравский город Микулов, где представился венским художником и начал писать портреты-миниатюры, расписывать стены и потолки в домах местных буржуа, причем работы заказчикам нравились, и в отсутствии таланта его никто не упрекал.

Заказы приносили деньги, достаточные для того, чтобы сводить концы с концами, и вполне могло сложиться так, что Муха остался бы местной знаменитостью, но в 1882 году он познакомился с графом Карлом Куэном-Беласи, который пригласил молодого художника расписать стены его замка Эммахоф. Граф остался настолько доволен работой, что порекомендовал его своему брату Эгону, и Муха отправился в замок Гандегг в Тироле, где не только занимался росписями, но и написал несколько портретов и пейзажей, которые также украсили стены графской резиденции.

Но Карл Куэн-Беласи стал не только первым крупным заказчиком Альфонса Мухи. Он решил помочь многообещающему юноше и предложил ему оплатить обучение в мюнхенской Академии художеств и даже назначил содержание, обеспечивающее безбедное существование. В 1885 году Альфонс поступил в Академию, причем был принят сразу на третий курс – то ли критерии оценки таланта у мюнхенских и пражских профессоров были разные, то ли протекция графа оказалась весьма весомой. Он прилежно учился, одновременно создавая эскизы журнальных обложек по заказу издателя Филипа Кубра – мужа его сестры Анны. Кроме того, в 1886 году Муха получает заказ на алтарные картины для храма чешской общины в Северной Дакоте.

Спустя год Муха отправился в Париж, с тем чтобы завершить художественное образование в центре европейской художественной жизни. Здесь он поступил в весьма популярную в то время частную академию Родольфа Жюлиана. Проучившись там некоторое время, перешел в художественную академию Коларосси. Вновь расходы взял на себя граф Куэн-Беласи.

Муха снял квартиру на улице Бара в Латинском квартале, погрузился в учебу и, конечно, в полной мере наслаждался парижской жизнью, но беззаботный период длился недолго: граф сообщил, что не может больше финансировать талантливого художника и впредь тому придется полагаться лишь на свои силы. Ситуация складывалась совсем неблагоприятная: академию пришлось покинуть, да и квартиру оплачивать стало крайне сложно, но из Парижа уезжать совсем не хотелось. Муха показал свои работы издателям, получил несколько заказов на оформление газет и журналов, и у него снова завелись какие-то деньги. Он арендовал небольшую мастерскую, которая располагалась над молочным кафе мадам Шарлотты, которое особенно любили бедные художники за то, что там их кормили в долг.

Декоративные панно «Время суток»
Серии «Время суток» и «Времена года» были невероятно популярны – парижские буржуа украшали такими литографиями свои дома. Во второй половине 1890-х годов Альфонс Муха неоднократно возвращался к подобным сюжетам.

Среди заказчиков Мухи был и издатель Арман Колэн, который в 1891 году предложил художнику принять участие в создании иллюстраций для научного труда «Сцены и эпизоды из истории Германии» видного историка Шарля Сеньобоса. Книга эта стала весьма известной, что не могло не сказаться на популярности художника.

Слава о талантливом и интересном иллюстраторе довольно быстро распространилась – не прошло и полутора лет, а от заказов не было отбоя: более того, в 1892 году Альфонс Муха организовал студию, в которой начал обучать рисованию всех желающих. Эти курсы пользовались такой популярностью, что его пригласили преподавать в академию Коларосси.

Жизнь наладилась настолько, что Муха смог позволить себе некоторые излишества: еще во время жизни в Вене он увлекся фотографией и начал фотографировать камерой, взятой напрокат, а теперь приобрел собственную технику и практически с ней не расставался. Он снимал для собственного удовольствия – до нашего времени дошли совсем несерьезные фотографии Поля Гогена, сделанные в мастерской, которую художники, познакомившиеся в кафе мадам Шарлотты и подружившиеся, какое-то время арендовали вместе. В какой-то момент Муха понял, что фотографии – идеальный вариант для фиксирования моделей, и с тех пор часто использовал их в работе: сохранились снимки, расчерченные на клетки, для удобства перенесения на холст.

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Год Учителя Год Учителя

Этот год вполне можно было бы назвать именно так

GALA Биография, декабрь'17
«Все выдумки не стоят естества…» «Все выдумки не стоят естества…»

На свете есть немало людей, уверенных, что небо над нами бороздят НЛО

Наука и жизнь, июль'19
Вольфганг Тильманс Вольфганг Тильманс

Проступающая под тонкой кожей вена на шее; двое безмятежно смеющихся друзей; городской пейзаж со снесенным зданием: фотографии Вольфганга Тильманса напоминали ленту инстаграма еще до его появления. Сейчас их автор — один из самых известных современных художников, а сами снимки, которые с 15 февраля можно увидеть на персональной выставке в Тейт Модерн, заставляют смотреть на себя снова и снова.

Numéro, февраль'17
Мелания Трамп Мелания Трамп

L’Officiel подготовил полное досье на Меланию Трамп — жену самого неоднозначного из президентов США Дональда Трампа. Мы расскажем, за что Меланию ругают американские дизайнеры, как она стала первой леди и на кого хочет равняться в этой непростой роли.

L’Officiel, февраль'17
Душевное чаепитие Душевное чаепитие

В подмосковном Звенигороде не только самые звонкие колокола, но и самый «сладкий» музей с потрясающей историей.

Лиза, январь'17
Деревянные небоскребы Деревянные небоскребы

«Бетонные джунгли» будущего могут снова стать деревянными. Современные технологии строительства позволяют инженерам и архитекторам проектировать высотные дома и даже небоскребы из композитных материалов на основе древесины.

Популярная механика, декабрь'16
Автомобиль для подвигов Автомобиль для подвигов

В течение лет пятнадцати я беру на тест-драйв совершенно разные автомобили – от спорткаров до семейных минивенов. Не знаю, чем можно удивить людей в Москве. Но совершенно неожиданно мой новый Volkswagen Amarok цвета ravenna (в художественной школе этот цвет назывался, если мне не изменяет память, ультрамарином) вызвал неподдельный интерес у мужчин на заправке «Лукойла». Сколько ест, где брал, как на дороге, а в грязи, можно ли посидеть, и традиционный главный мужской вопрос – как? Да, это настоящий автомобиль для настоящих мужчин.

Популярная механика, декабрь'16
Первый на деревне Первый на деревне

Продавец косметики City Nature дважды менял бизнес-модель. Что сделало компанию успешной?

Forbes, февраль'17
Охотник за голами Охотник за голами

Еще недавно в светской хронике Федор Смолов появлялся куда чаще, чем в спортивных новостях. Вдруг все поменялось, он стал лучшим футболистом страны. GQ выяснил, как это произошло.

GQ, февраль'17
Coverstory. «Скверные девчонки» Coverstory. «Скверные девчонки»

Яна Лукина разбиралась, из каких печалей и радостей нынче состоит житие стандартной «скверной девчонки» мирового шоу-бизнеса. Преимущественно на примере калифорнийской актрисы Кристен Стюарт, о которой в этом сезоне будут говорить все.

SNC, февраль'17
Final Fantasy XV Final Fantasy XV

Final Fantasy относится к той серии игр, на которой многие буквально выросли.

Игромания, февраль'17
Главный экспонат Главный экспонат

Главный обувщик современности парижанин Кристиан Лубутен прилетел в российскую столицу, чтобы официально — пусть и с небольшим опозданием — открыть бутик на Большой Дмитровке. В преддверии шумной вечеринки он успел поговорить с L’OFFICIEL и познакомиться с красавицей, актрисой Светланой Ходченковой, которая стала его партнершей по съемке.

L’Officiel, февраль'17
Учимся делать добро Учимся делать добро

Среди нас есть люди, которые занимаются благотворительностью не только под Рождество. Они несут добро и свет другим – по велению сердца. «Лиза» выяснила, что еще нужно для того, чтобы присоединиться к движению волонтеров

Лиза, январь'17
Вышел боком Вышел боком

Асимметричный ледокол оказался в чем-то лучше традиционных «крушителей льда».

Популярная механика, декабрь'16
Александра-детективъ Александра-детективъ

Исполнительница главной роли в сериале «Анна-детективъ» 23-летняя Александра Никифорова говорит, что во многом опирается на собственную интуицию, но, для того чтобы чувствовать, ей важно знать. Для того чтобы что-то узнать про себя, ей пришлось сменить несколько городов и несколько институтов, прежде чем убедиться в том, что она все делает правильно.

GALA Биография, февраль'17
Мы стро­и­ли, строили… Мы стро­и­ли, строили…

Два года на­зад жур­нал AD вме­сте с бюро “Однушеч­ка” взял­ся за бла­го­тво­ри­тель­ный про­ект и офор­мил квар­ти­ру для вы­пуск­ни­ка дет­ско­го дома. Вот что из это­го вышло.

AD, февраль'17
Евгений Давыдович Евгений Давыдович

Генеральный директор «Связного» об управлении компанией в кризис, эффективном маркетинге и безупречном сервисе.

GQ, февраль'17
Возраст силы Возраст силы

Актриса, телеведущая, многодетная мама – Мария Шукшина хорошо знает, когда к женщинам приходят покой, гармония и настоящая любовь.

Домашний Очаг, февраль'17
Продолжению «Гардемаринов» быть! Продолжению «Гардемаринов» быть!

Этот проект находится в работе уже четвертый год. Дмитрий уверен, что картину ждет успех, ведь сейчас самое время для ее выхода.

Лиза, январь'17
Чужая тайна Чужая тайна

Еще вчера малыш радостно делился своими новостями. Но внезапно от былой искренности не осталось и следа: ребенок больше не хочет быть с вами откровенным. Как его разговорить и нужно ли это делать?

Добрые советы, февраль'17
Girl Talk. Юлия Никифорова Girl Talk. Юлия Никифорова

День святого Валентина! Подборку сладких парочек вам покажут женские форумы, советы о том, как сохранить отношения, прочитаете в нашей рубрике «Досье», пожаловаться на одиночество можно в фейсбуке. А SNC побалует вас беседой о разводах. На разговор мы вызвали самого длинноногого адвоката Москвы Юлию Никифорову: вторую десятилетку она «разводит» состоятельные рублевские пары. Но и для тех, кто не с Рублевки, тут есть дельные советы.

SNC, февраль'17
Смех и не только Смех и не только

Ми­ла Ку­нис пред­по­чи­та­ет ко­ме­дии дра­мам, счи­та­ет де­тей пси­ха­ми и ве­дет вой­ну с фо­то­шо­пом. В об­щем, ста­тус же­ны и ма­те­ри ни­чуть не ме­ша­ет ак­три­се оста­вать­ся од­ной из глав­ных ху­ли­га­нок Гол­ли­ву­да. За что и любим.

Glamour, февраль'17
Girl Talk. Мария Верченова Girl Talk. Мария Верченова

В начале бракоразводного процесса меня ожидали два сюрприза. «Я – почти безработный! – объявил муж. Мой заработок – 75 000 рублей в месяц. Хочешь – судись».

SNC, февраль'17
Все как есть Все как есть

Так называемые суперфуды: экзотические ягоды, злаки и водоросли с рекордным содержанием витаминов, минералов и питательных веществ — сегодня у всех на слуху. Но действительно ли они так полезны, что могут защитить нас от самых разных болезней?

Добрые советы, февраль'17
Выросла из штанов Выросла из штанов

Звез­да кли­пов «Ле­нин­гра­да» Юлия То­поль­ниц­кая иг­ра­ет од­ну из глав­ных ро­лей в но­вом сит­ко­ме СТС «Вы все ме­ня бе­си­те». Хо­ро­шо, что в жиз­ни са­мой ак­три­сы раз­дра­же­нию ме­ста не остается.

Glamour, февраль'17
Девушка с ружьем Девушка с ружьем

Ак­три­са Хей­ли Бен­нетт — од­на из тех, кто бу­дет за­да­вать мо­ду в Гол­ли­ву­де в бли­жай­шие де­сять лет. Звез­да «Ве­ли­ко­леп­ной се­мер­ки» — о том, как от­во­е­ва­ла се­бе ме­сто под солнцем.

Vogue, февраль'17
Индустрия в 2016 году. Самое важное, что случилось в мире разработки игр Индустрия в 2016 году. Самое важное, что случилось в мире разработки игр

Конец года – время подводить итоги и делать прогнозы.

Игромания, февраль'17
Доктор едет, едет Доктор едет, едет

Бывшие финансовые консультанты создали Uber для вызова врачей.

Forbes, февраль'17
Беспартийный сын «любимца партии» Беспартийный сын «любимца партии»

Несколько месяцев назад, в мае 2016-го, отмечалось 80-летие художника Юрия Ларина. Увы, уже без него. История жизни этого «члена семьи врага народа» драматична и светла, характерна и уникальна.

Дилетант, февраль'17
В мастерской — Евгений Антуфьев В мастерской — Евгений Антуфьев

Лабиринты, бабочки, ножи, секретные комнаты, мягкие маски, скифские скульптуры и этрусская лотерея: чтобы узнать, как создается огромная и таинственная вселенная художника Евгения Антуфьева, Numéro отправился к нему в мастерскую. Как оказалось, одну из многих.

Numéro, февраль'17