Героини Татьяны Ивановны Пельтцер, «главной бабушки советского кино», выделялись «озорной жизнестойкостью». Актриса и в жизни была «самой счастливой старухой» – так она сама себя называла. Она действительно умела быть счастливой.

GALA БиографияСтиль жизни

Искусство / Татьяна Пельтцер

«Старушка с моторчиком»

Героини Татьяны Ивановны Пельтцер, «главной бабушки советского кино», выделялись «озорной жизнестойкостью». Актриса и в жизни была «самой счастливой старухой» – так она сама себя называла. Она действительно умела быть счастливой.

Текст: Елена Прокофьева

Когда ее не стало, в желтой прессе поднялась волна, мол, в последние годы популярная актриса была так одинока, что потеряла разум, оказалась заперта в психиатрической лечебнице, что ее там избивали другие пациенты… Ужас, мрак, безнадежность, а все почему? Потому что жила одна, не создала семьи, не родила детей.

Но на самом-то деле все было иначе. Да, старческая деменция – страшная болезнь, лишающая памяти, чувств, человеческого облика, но ей в равной степени подвержены и одинокие, и семейные. И в равной степени возможно, что заболевшему потребуется госпитализация. Да, у Татьяны Ивановны Пельтцер случилась эта болезнь… Однако не было одиночества и заброшенности. Никогда не было. Да, она не создала семью и не родила детей. Но у нее была любимая работа и любимые, любящие друзья. И когда пришла беда, друзья ее не оставили. Тепло их чувств, нежность их сострадания и заботы она чувствовала до самого конца, даже сквозь мутную пелену деменции.

Так уж получилось, что славу и популярность Татьяне Ивановне принесли роли бойких старушек. И большинству зрителей, помнящих и любящих ее бабушек из «Максима Перепелицы» и «Формулы любви», из «Приключений желтого чемоданчика» и «Вам и не снилось…», трудно себе представить, какой Татьяна Пельтцер была в молодости. Кажется, никто и не видел ее молодой. Марк Захаров, любимый театральный режиссер Татьяны Ивановны, так пытался объяснить популярность «бабушек Пельтцер»: «Наверное, ей удалось воплотить народную мечту о несокрушимой старости, где мудрость дерзко соседствует с юной и озорной жизнестойкостью».

Татьяна Пельтцер родилась 6 июня 1904 года в Москве, в интернациональной семье. Отец – Иоганн Робертович Пельтцер, актер и антрепренер, из обрусевших немцев. В семье была популярна легенда о том, что его далекий предок пришел во времена Ивана Грозного в Россию из Рейнской области с бродячим театром. На самом деле первый Пельтцер прибыл в Россию после наполеоновских войн и был он портным. Мать – Евгения Сергеевна Пельтцер. Девичью ее фамилию история не сохранила, настоящее имя – тоже: она была еврейкой, дочерью раввина из Киева, и отец ее был не то убит во время погрома, не то казнен в революционные годы, причем красными или белыми, неизвестно. Когда Евгения Сергеевна приняла крещение и вышла замуж, родственники не пожелали более иметь с ней ничего общего.

Татьяна Пельтцер с отцом. Иоганн Робертович Пельтцер был влюблен в театр и передал эту любовь своей дочери. Можно сказать, что у обоих актерство было «в крови». 1910 год.

Детей было двое: Татьяна и Александр. В доме говорили по-русски и по-немецки, причем по-немецки больше, его лучше знала мама, родным языком которой был идиш. Но, когда началась Первая мировая война и набрали силу антинемецкие настроения, Иоганн Робертович сменил имя на Ивана Романовича и немецкий язык в качестве средства общения запретил. Дети легко переучились на разговорный русский, а вот Евгения Сергеевна до конца жизни говорила с акцентом.

Такой молодой Татьяну Пельтцер даже не представляют кинозрители, очарованные образами дерзких старух, которых актриса играла поистине гениально. Она не была красива, но была обворожительна. 1920-е годы.

Отец был одержим театром и только театром. Сына и дочь учил актерскому мастерству, обоих рано вывел на сцену, но талант проявился только у Татьяны. В 9 лет она сыграла первую роль: мальчика Авла в «Камо грядеши». Год спустя – получила первый гонорар за роль крестьянского мальчика в «Дворянском гнезде». Первым же актерским триумфом стала роль Сережи в сценической постановке «Анны Карениной»: сцена прощания Сережи с Анной неизменно вызывала у зрительниц рыдания.

Мать надеялась, что Таня получит приличествующее барышне образование и выйдет замуж за достойного человека. Она учила дочь правильно вести хозяйство, и ее уроки пригодились Татьяне: всю жизнь она поражала знакомых безупречной аккуратностью и изысканными бытовыми привычками. Все считали, что это – что-то немецкое, а на самом деле это были навыки, совершенно необходимые правильной еврейской девушке – «идише мейделе» – для сохранения семейного благополучия. Евгения Сергеевна и заподозрить не могла, что семейные радости ее дочери не суждены.

Татьяна была, что называется, отравлена сценой. И без театра своей жизни не мыслила. Актерского образования у нее не было: юность пришлась на революционные годы. Она сначала играла в Передвижном театре Политуправления РККА, потом в провинциальных театрах Нахичевани и Ейска. Фигура у нее была хорошая, талант отмечали все, но – ее считали слишком невзрачной, некрасивой для ролей инженю, да и голос у нее был чуть дребезжащий, совершенно не романтичного звучания. Тогда ее впервые признали профнепригодной. А тут еще и неприятность с братом: Александр, не доучившись на автодорожном факультете, был осужден на два года по статье 58 «За контрреволюционную деятельность». Правда, отсидел он, что называется, «благополучно», вышел в срок, поступил на автозавод имени И.В. Сталина, сокращенно ЗИС, и в 1946 году разрабатывал первые гоночные автомобили «Звезда» и даже помог сестре с трудоустройством… Но это все еще впереди.

Пока же Татьяну Пельтцер изгнали со сцены. Зато в нее влюбился молодой немец Ганс Тейблер: он учился в Школе Коминтерна. В 1927 году они поженились, а в 1930-м уехали в Германию. И там обнаружилось, что коммунист-антифашист Тейблер – очень обеспеченный человек с традиционными взглядами на семейную жизнь: практически Kinder, Kuche, Kirche – «дети, кухня, церковь» – за вычетом последнего, конечно… Но он хотел обычного семейного счастья, упорядоченной жизни, домашнего комфорта. А Татьяна не желала не только вести хозяйство, но даже родить ребенка. Это стало первой причиной конфликта между ней и мужем. Второй причиной – ее жажда общественной жизни. Татьяна вступила в Коммунистическую партию Германии. Начала работать секретарем в торгпредстве СССР. И даже снова вышла на сцену. Режиссер Эрвин Пискатор, член Компартии Германии, видя в театре еще одно средство правильного воспитания пролетариата, ставил бесплатные спектакли для рабочих Берлина. Узнав, что жена Ганса Тейблера была актрисой, предложил Татьяне роль в спектакле «Инга» по пьесе советского драматурга Анатолия Глебова о борьбе за женское равноправие. Татьяна согласилась бы сыграть где угодно и кого угодно, но тема равноправия ей была особенно близка. Пискатор высоко оценил ее актерский талант и сожалел, что Татьяна и дальше не могла играть в его театре… Но получилось, что всего через год семейной жизни Татьяне наскучил излишне благопристойный, холодноватый Ганс. Она изменила ему, причем с его же близким другом. Ганс нашел записку, в котором друг звал его жену на свидание. Когда потрясенный муж предъявил ей записку, Татьяна не стала отпираться: призналась, что да, на свидание ходила, и оно было не первое, да и не последнее. Последовал развод.

Татьяна вернулась в СССР и поступила было в театр МГСПС (ныне Театр Моссовета), но ее вскоре уволили: снова «за профнепригодность»... Брат устроил ее в машбюро при ЗИСе, где он вскоре занял пост главного инженера. Но в 1936 году Александр внезапно уволился: как написано в архивах, «по причине выезда из Москвы». Неизвестно, чем было вызвано увольнение и куда Пельтцер уехал. Скорее всего, его дружески предупредили о возможном аресте, и он таким способом спасся. В те времена это было возможно: достаточно было переехать в Сибирь или в Казахстан – и за тобой уже не придут. Видимо, некогда было сотрудникам НКВД гоняться по всему Союзу за «врагами народа».

Татьяна тоже ушла с завода, уехала из Москвы в Ярославль, где играла в драмтеатре имени Федора Волкова. Для провинции она была вполне профессионально пригодна. Спустя два года она вернулась в Москву. Ее снова приняли в театр МГСПС актрисой запасного состава.

В 1940 году открылся Театр миниатюр. Миниатюра была новым жанром, репертуар толком не сложился, зато актеры были все как на подбор талантливые, с комедийной жилкой: Мария Миронова, Александр Менакер, Рина Зеленая. И Татьяна Пельтцер, что называется, вписалась. И заодно нашла себя в комических бытовых ролях. Кого только она не переиграла: продавщицу, банщицу, няньку, молочницу, управдома. У нее появились первые поклонники. Казалось, карьера наконец наладилась…

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Судебник Владимира Гусева» и держава Ивана III «Судебник Владимира Гусева» и держава Ивана III

История судебника Ивана III

Наука и жизнь
Полеты в кино и наяву Полеты в кино и наяву

Когда Харрисон Форд рассказывает, что в детстве даже не помышлял о карьере в кино, а в молодости был известен в Голливуде не как актер, а как плотник с золотыми руками, невольно представляешь себе потомственного фермера или рабочего, который вышел на сцену, чтобы укрепить расшатавшуюся половицу, да так и остался стоять в свете софитов, смущенно улыбаясь своей кривоватой улыбкой.

GALA Биография
Людовик XI: гений коварства Людовик XI: гений коварства

Людовик XI решил покончить с феодальной раздробленностью с помощью коварства

Дилетант
По моему хотению По моему хотению

Есть ли способ избежать неприятностей в путешествии? Конечно — вам поможет программирование реальности.

GQ
10 правил глянцевой журналистики 10 правил глянцевой журналистики

Самый известный главред русского глянца Алена Долецкая

Esquire
Галина Стаханова. Мечты сбываются? Галина Стаханова. Мечты сбываются?

Галина Стаханова рассказала о своих отношениях с Роланом Быковым

Караван историй
Куликовская битва Куликовская битва

Создатель народного «Глухаря» Илья Куликов не любит внимание, но согласился рассказать GQ, каково быть единственным шоураннером на российском ТВ.

GQ
Душевное чаепитие Душевное чаепитие

В подмосковном Звенигороде не только самые звонкие колокола, но и самый «сладкий» музей с потрясающей историей.

Лиза
Деревянные небоскребы Деревянные небоскребы

«Бетонные джунгли» будущего могут снова стать деревянными

Популярная механика
Возраст силы Возраст силы

Актриса, телеведущая, многодетная мама – Мария Шукшина хорошо знает, когда к женщинам приходят покой, гармония и настоящая любовь.

Домашний Очаг
Сладкая тайна Алексея Абрикосова Сладкая тайна Алексея Абрикосова

История великого кондитера Алексея Абрикосова напоминает захватывающий детектив

Караван историй
Прикладная красота Прикладная красота

Разработчики бьюти-приложений трудятся без сна и выпускают все новые сервисы

Cosmopolitan
Настоящие романтики Настоящие романтики

«Какой самый романтичный поступок вы совершили в жизни?» — в ответ на этот вопрос GQ больше сотни раз услышал в трубке фразу: «Мне нечего рассказать, я не романтик». И лишь 19 смельчаков приняли участие в нашем проекте, что приподнимает их над остальными. И кстати, далеко не во всех историях речь идет о любовных подвигах.

GQ
Арам Мнацаканов Арам Мнацаканов

Как стать лучшим ресторатором Санкт-Петербурга, открыть один из самых успешных итальянских ресторанов в Москве, обзавестись именным заведением в Берлине — и при этом жить исключительно в свое удовольствие.

GQ
Духовные скрепы cвятого Владимира Духовные скрепы cвятого Владимира

Что же завещал нам всем князь Владимир?

Дилетант
Bзрос­лая неожиданность Bзрос­лая неожиданность

В со­рок одни про­дол­жа­ют тя­гать­ся в упру­го­сти кожи с два­дца­ти­лет­ни­ми, а дру­гие с лег­ко­стью го­во­рят мо­ло­до­сти: «Прощай!». «Татлер» ищет зо­ло­тую середину.

Tatler
Ура, у нас тестикулы! Ура, у нас тестикулы!

Женщиной быть гораздо сложнее, больнее и опаснее, чем мужчиной

Maxim
Ода другому месту Ода другому месту

Рассказ Кати Пицык

Esquire
Очень страшная болезнь Очень страшная болезнь

Почему мы не можем справиться с раком?

Maxim
Заморская Задорожная Заморская Задорожная

Как познакомиться с девушкой в винотеке, рассказывает Настя Задорожная

Maxim
Балетный роман Балетный роман

Кшесинская первой среди русских танцовщиц исполнила свои знаменитые 32 фуэте

Дилетант
Порнометражный фильм Порнометражный фильм

После победы на выборах Дональд Трамп принес порноиндустрии колоссальную выручку

Правила жизни
Audi A5 Audi A5

Положа руку на сердце, мы бы не стали рекомендовать подержанный А5, с каким бы мотором он ни оказался. Родовых достоинств у него хватает, но едва ли они смогут перевесить широчайший спектр проблем, который возникает в процессе эксплуатации.

АвтоМир
10 гибридных режимов 10 гибридных режимов

Что такое гибридные режимы

Esquire
На том и стоит На том и стоит

Руслан Белый рассказал, почему не считает себя сексистом

Glamour
Ты меня не забывай Ты меня не забывай

Мишель Обама по­ки­да­ет Белый дом на пике по­пуляр­но­сти. Она — со­весть на­ции, роле­вая мо­дель, ико­на сти­ля, ге­ро­и­че­ская мать и го­то­вый кан­ди­дат в пре­зи­ден­ты США.

Tatler
Последний летописец Последний летописец

Николая Карамзина, чье 250-летие отметили в декабре, чтут не только как писателя, поэта, просветителя, но и как автора одной из первых книг об истории России. Однако к историкам его причислить трудно: скорее уж он был последним русским летописцем. Или первым сказочником, сочинившим знакомые каждому легенды о нашем прошлом.

GALA Биография
Все как есть Все как есть

Так называемые суперфуды: экзотические ягоды, злаки и водоросли с рекордным содержанием витаминов, минералов и питательных веществ — сегодня у всех на слуху. Но действительно ли они так полезны, что могут защитить нас от самых разных болезней?

Добрые советы
Встреч­ные тре­бования Встреч­ные тре­бования

Что об­ще­го у лю­дей, су­мев­ших по­стро­ить счаст­ли­вые от­но­ше­ния?

Glamour
Охотник за голами Охотник за голами

Еще недавно в светской хронике Федор Смолов появлялся куда чаще, чем в спортивных новостях. Вдруг все поменялось, он стал лучшим футболистом страны. GQ выяснил, как это произошло.

GQ
Открыть в приложении