Новая игрушка

Mail.ru Group намерена заработать миллиард с новым сервисом онлайн-объявлений

ForbesБизнес

Новая игрушка

Mail.ru Group, доход которой всегда приносили реклама и игры, намерена в 2018 году заработать первый миллиард рублей с новым сервисом онлайн-объявлений «Юла»

До создания «Юлы» Егор Абрамец работал в «Яндексе», «Газпром Медиа» и во «ВКонтакте»

В мае 2015 года менеджеру социальной сети «ВКонтакте» Егору Абрамцу позвонили из офиса Mail.ru Group. На том конце провода был гендиректор социальной сети Борис Добродеев. Своему подчиненному, который неплохо справлялся с внедрением мобильной и видеорекламы в соцсети, он дал задание: быстро исследовать рынок классифайдов — досок онлайн-объявлений.

На тот момент самой известной площадкой в России был интернет-сервис Avito. «На европейских рынках, где исторически всегда был один лишь сильный игрок, начали появляться молодые конкуренты с прицелом на мобильный сегмент», — объясняет свою логику Добродеев, позже возглавивший Mail.ru Group. Так появилась идея «Юлы».

На реализацию нового проекта он дал Абрамцу два месяца. Запуск состоялся осенью 2015 года, но еще год в компании скрывали, что проект принадлежит Mail.ru Group. Сегодня сервисом пользуется более 27,2 млн продавцов и покупателей, а к концу 2018-го компания планирует заработать более 1 млрд рублей выручки. Как сложится судьба нового проекта Mail.ru Group?

Русский Еbay

Стремление торговать в интернете у Mail.ru Group было всегда, а точнее, с того момента, как в начале 2000-х миллиардер Юрий Мильнер (№31 в рейтинге Forbes, $3,7 млрд) стал совладельцем самого известного почтового сервиса. За год до этого ему на глаза попался обзор аналитиков Morgan Stanley о перспективах бизнеса в интернете. Вместе с партнерами Мильнер решил открывать в Рунете аналоги успешных западных проектов. Одним из них стала копия интернет-аукциона eBay — сайт «Молоток.ру», «где продается и покупается абсолютно все». У истоков стояли Дмитрий Гришин, который руководил там разработкой, и Артемий Лебедев, создавший для сайта первый логотип.

Русский аукцион быстро взлетел, собрав за полгода аудиторию 80 000 человек, и долгое время оставался чуть ли не единственным игроком в этом сегменте. Сначала сайт был бесплатным для продавцов, позже появилась комиссия за сделки, но больших денег это не приносило. «Акционеры группы никогда не смотрели на «Молоток.ру» как на существенный источник дохода, хотя бизнес и не был убыточным», — рассказывает один из бывших топ-менеджеров аукциона. В 2007 году Mail.ru Group продала 30% сервиса британской QXL Ricardo. Через год фактический контроль над проектом, по словам источника, близкого к сделке, перешел к южноафриканскому холдингу Naspers Limited, который до этого купил лидера польского рынка электронной коммерции Allegro PL за $1,2 млрд и обладал внушительной экспертизой.

Источник Forbes, знакомый с деталями сделки, утверждает, что решение о передаче контроля над «Молотком.ру» принимали инвесторы фонда DST Global Advisors (образован в 2005 году Юрием Мильнером, Григорием Фингером, Михаилом Винчелем, среди миноритариев был и Дмитрий Гришин), куда вошли активы Mail.ru. В это время их фокус сместился в сторону платежных систем, онлайн-игр и соцсетей. «Молоток.ру» и вовсе стал для компании «черным лебедем» — проектом с непредсказуемым результатом, — вспоминает источник внутри компании, — хотя за проект болел лично Гришин, возглавивший к тому времени Mail.ru Group».

Российский рынок начала 2000-х действительно выглядел привлекательно. Пожалуй, кроме сайта объявлений «Из рук в руки» (IRR.ru), созданного в 1999 году вслед за печатной версией, сильных игроков в стране не было. Это для себя отметил предприниматель из Швеции, в будущем сооснователь Avito Йонас Нордландер, который приехал тогда в Россию. Его не напугало даже то, что в России на тот момент интернетом пользовалось не более 25% населения. Осенью 2007 года вместе с партнером он запустил онлайн-доску объявлений, вложив $190 млн.

Через несколько лет Avito стал лидером по размеру аудитории — 16,5 млн пользователей в месяц, и группа Naspers купила 18,7% сервиса и объединила его с двумя другими крупными игроками — Slando.ru и OLX.ru (10,9 млн и 4 млн соответственно). А вот к «Молотку.ру» интерес инвесторов заметно поубавился. Если выручка Avito с 2011 по 2014 год выросла в 70 раз, то проект Mail.ru Group после 2012 года, наоборот, практически не развивался, хотя попытки улучшить сервис предпринимались. «Было несколько сценариев: ориентация на узкую аудиторию коллекционеров, повышение комиссии до 15% или переформатирование в классифайд», — вспоминает бывший сотрудник «Молоток. ру». Впрочем, пользователи продолжали жаловаться, что «из мощного аукциона сайт превратился в местечковую барахолку».

В это время Avito предлагал бесплатное размещение объявлений и вкладывался в мощную рекламную кампанию (в 2011 году расходы оценивали примерно в 240 млн рублей). «В глазах инвесторов два проекта боролись за одну и ту же аудиторию. С точки зрения маркетинговых бюджетов это было неразумно», — говорит экс-менеджер «Молоток.ру». В августе 2015 года «русский eBay» окончательно закрылся, а спустя два месяца Naspers выкупила контрольный пакет акций Avito, нарастив свою долю до 67,5%.

Отголоски дефицита

Первую доску объявлений в онлайне придумал американский программист Крейг Ньюмарк в 1995 году. Поначалу сервисом Craigslist.org пользовались для поиска работы, позже появились объявления о купле-продаже различного имущества и даже объявления для знакомства. В 2007 году, когда в Россию пришел Avito, выручку Craigslist.org от платных объявлений уже оценивали в $150 млн. «К тому времени российская аудитория, в отличие от западной, еще не успела накопить массу товаров, бывших в употреблении и в хорошем состоянии, чтобы выставлять их на продажу, — сказывался дефицит СССР», — рассуждает Павел Токарев, экс-директор по технологиям и стратегическому развитию Allegro Mail.ru e-Commerce Group (работал до 2012 года в «Молоток.ру»).

Во второй половине нулевых потребление товаров заметно ускорилось, в том числе и в интернете. Тренд поймал Павел Дуров, который с 2008 года тестировал раздел «Объявления» в социальной сети «ВКонтакте». Пользователи быстро распробовали сервис, продавали все: от одежды и электроники до автомобилей и квартир.

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Бессмертие в портфеле Бессмертие в портфеле

Миллиардеры инвестируют в продление жизни

Forbes, декабрь'18
Затерянный мир Затерянный мир

Когда-то по этому пути ходили караваны купцов. Сейчас – праворульные «японки»

Quattroruote, декабрь'18
Двое в голубом океане Двое в голубом океане

Как квантовый компьютер и искусственный интеллект помогут друг другу

Forbes, октябрь'18
Три оттенка черного Три оттенка черного

Какие отрасли российской экономики формируют спрос на теневые финансовые услуги

РБК, ноябрь'18
Победитель Google Победитель Google

Зачем вьетнамцам собственный браузер и поисковик?

Forbes, декабрь'18
Сечин опроверг участие ВТБ в тайном кредитовании сделки по «Роснефти» Сечин опроверг участие ВТБ в тайном кредитовании сделки по «Роснефти»

Сечин опроверг участие ВТБ в сделке с QIA

Forbes, ноябрь'18
Страховой случай Страховой случай

Как Данил Хачатуров обрел и потерял «Росгосстрах»

Forbes, январь'19
Ваш финансовый план на год Ваш финансовый план на год

Начните ваш новый финансовый год с новых привычек

Домашний Очаг, декабрь'18
Ручная сборка Ручная сборка

Сервис доставки продуктов Instamart стал прибыльным, скопировав модель Instacart

Forbes, март'19
Голяк пошел Голяк пошел

Карелия, конец cентября: Белое море, озера и Land Rover Discovery

АвтоМир, ноябрь'18
Эволюция капитализма Эволюция капитализма

Могут ли появиться новые миллиардеры в России

Forbes, май'19
Убежать подальше Убежать подальше

Новый год, конечно, домашний праздник, но иногда хочется уехать куда-нибудь

Добрые советы, декабрь'18
Токсичность на миллиард Токсичность на миллиард

Санкции вывели противостояние Москвы и Вашингтона на новый уровень

Forbes, январь'19
Просто праздник какой-то! Просто праздник какой-то!

Сразу три парфюмерные марки отмечают юбилеи в этом году

Grazia, сентябрь'18
Amazon выходит из берегов Amazon выходит из берегов

Как Джефф Безос хотел сделать самый большой в мире книжный магазин

Forbes, октябрь'18
Что делать, если болят голени Что делать, если болят голени

Что делать, если болят голени

Women’s Health, ноябрь'18
Еще одна компания на «А» Еще одна компания на «А»

Airbnb перестраивает свой бизнес, руководствуясь опытом Amazon

Forbes, декабрь'18
Работает виртуальный тренер Работает виртуальный тренер

Как квалификацию водителей повышают с помощью виртуальной реальности

Quattroruote, декабрь'18
«Я по статусу и по возрасту пенсионер» «Я по статусу и по возрасту пенсионер»

Алишер Усманов готовит бизнес к передаче менеджерам

Forbes, январь'19
Рыцарь образа Рыцарь образа

Музей современного искусства предлагает погрузиться в мир Михаила Шемякина

Vogue, декабрь'18
Тонкая нить Тонкая нить

Могут ли подвешенные в небе кабинки стать полноценным городским транспортом

Forbes, январь'19
Земная палитра Земная палитра

Творец одарил Киргизию, смешав белизну горных пиков, зелень степей и воду озер

Quattroruote, декабрь'18
Тайны семьи Мюлье Тайны семьи Мюлье

Как устроен бизнес французского торгового гиганта Auchan

Forbes, декабрь'18
Народные республики остались при своих Народные республики остались при своих

Как прошло голосование в ДНР и ЛНР

РБК, ноябрь'18
Владимир Кристовский Владимир Кристовский

Владимир Кристовский после тренировки

Men’s Health, октябрь'18
Лечение цветом Лечение цветом

Фиксируя внимание на цветах, мы можем менять собственное самочувствие

Yoga Journal, декабрь'18
Экономика российской каши Экономика российской каши

Гречка против риса. Экономика российской каши

РБК, январь'19
Семья народов Семья народов

Своими мыслями с Grazia делится Ольга Ефремова – актриса и телеведущая

Grazia, сентябрь'18
Золотые горы Золотые горы

Как работает казино в новой игорной зоне «Красная Поляна»

Forbes, август'18
Анастасия Волочкова: «Надеюсь, в Интернете больше не будет моих интимных фото» Анастасия Волочкова: «Надеюсь, в Интернете больше не будет моих интимных фото»

Балерина призналась, что до сих пор любит миллиардера Сулеймана Керимова

StarHit, ноябрь'18