Mail.ru Group намерена заработать миллиард с новым сервисом онлайн-объявлений

ForbesБизнес

Новая игрушка

Mail.ru Group, доход которой всегда приносили реклама и игры, намерена в 2018 году заработать первый миллиард рублей с новым сервисом онлайн-объявлений «Юла»

До создания «Юлы» Егор Абрамец работал в «Яндексе», «Газпром Медиа» и во «ВКонтакте»

В мае 2015 года менеджеру социальной сети «ВКонтакте» Егору Абрамцу позвонили из офиса Mail.ru Group. На том конце провода был гендиректор социальной сети Борис Добродеев. Своему подчиненному, который неплохо справлялся с внедрением мобильной и видеорекламы в соцсети, он дал задание: быстро исследовать рынок классифайдов — досок онлайн-объявлений.

На тот момент самой известной площадкой в России был интернет-сервис Avito. «На европейских рынках, где исторически всегда был один лишь сильный игрок, начали появляться молодые конкуренты с прицелом на мобильный сегмент», — объясняет свою логику Добродеев, позже возглавивший Mail.ru Group. Так появилась идея «Юлы».

На реализацию нового проекта он дал Абрамцу два месяца. Запуск состоялся осенью 2015 года, но еще год в компании скрывали, что проект принадлежит Mail.ru Group. Сегодня сервисом пользуется более 27,2 млн продавцов и покупателей, а к концу 2018-го компания планирует заработать более 1 млрд рублей выручки. Как сложится судьба нового проекта Mail.ru Group?

Русский Еbay

Стремление торговать в интернете у Mail.ru Group было всегда, а точнее, с того момента, как в начале 2000-х миллиардер Юрий Мильнер (№31 в рейтинге Forbes, $3,7 млрд) стал совладельцем самого известного почтового сервиса. За год до этого ему на глаза попался обзор аналитиков Morgan Stanley о перспективах бизнеса в интернете. Вместе с партнерами Мильнер решил открывать в Рунете аналоги успешных западных проектов. Одним из них стала копия интернет-аукциона eBay — сайт «Молоток.ру», «где продается и покупается абсолютно все». У истоков стояли Дмитрий Гришин, который руководил там разработкой, и Артемий Лебедев, создавший для сайта первый логотип.

Русский аукцион быстро взлетел, собрав за полгода аудиторию 80 000 человек, и долгое время оставался чуть ли не единственным игроком в этом сегменте. Сначала сайт был бесплатным для продавцов, позже появилась комиссия за сделки, но больших денег это не приносило. «Акционеры группы никогда не смотрели на «Молоток.ру» как на существенный источник дохода, хотя бизнес и не был убыточным», — рассказывает один из бывших топ-менеджеров аукциона. В 2007 году Mail.ru Group продала 30% сервиса британской QXL Ricardo. Через год фактический контроль над проектом, по словам источника, близкого к сделке, перешел к южноафриканскому холдингу Naspers Limited, который до этого купил лидера польского рынка электронной коммерции Allegro PL за $1,2 млрд и обладал внушительной экспертизой.

Источник Forbes, знакомый с деталями сделки, утверждает, что решение о передаче контроля над «Молотком.ру» принимали инвесторы фонда DST Global Advisors (образован в 2005 году Юрием Мильнером, Григорием Фингером, Михаилом Винчелем, среди миноритариев был и Дмитрий Гришин), куда вошли активы Mail.ru. В это время их фокус сместился в сторону платежных систем, онлайн-игр и соцсетей. «Молоток.ру» и вовсе стал для компании «черным лебедем» — проектом с непредсказуемым результатом, — вспоминает источник внутри компании, — хотя за проект болел лично Гришин, возглавивший к тому времени Mail.ru Group».

Российский рынок начала 2000-х действительно выглядел привлекательно. Пожалуй, кроме сайта объявлений «Из рук в руки» (IRR.ru), созданного в 1999 году вслед за печатной версией, сильных игроков в стране не было. Это для себя отметил предприниматель из Швеции, в будущем сооснователь Avito Йонас Нордландер, который приехал тогда в Россию. Его не напугало даже то, что в России на тот момент интернетом пользовалось не более 25% населения. Осенью 2007 года вместе с партнером он запустил онлайн-доску объявлений, вложив $190 млн.

Через несколько лет Avito стал лидером по размеру аудитории — 16,5 млн пользователей в месяц, и группа Naspers купила 18,7% сервиса и объединила его с двумя другими крупными игроками — Slando.ru и OLX.ru (10,9 млн и 4 млн соответственно). А вот к «Молотку.ру» интерес инвесторов заметно поубавился. Если выручка Avito с 2011 по 2014 год выросла в 70 раз, то проект Mail.ru Group после 2012 года, наоборот, практически не развивался, хотя попытки улучшить сервис предпринимались. «Было несколько сценариев: ориентация на узкую аудиторию коллекционеров, повышение комиссии до 15% или переформатирование в классифайд», — вспоминает бывший сотрудник «Молоток. ру». Впрочем, пользователи продолжали жаловаться, что «из мощного аукциона сайт превратился в местечковую барахолку».

В это время Avito предлагал бесплатное размещение объявлений и вкладывался в мощную рекламную кампанию (в 2011 году расходы оценивали примерно в 240 млн рублей). «В глазах инвесторов два проекта боролись за одну и ту же аудиторию. С точки зрения маркетинговых бюджетов это было неразумно», — говорит экс-менеджер «Молоток.ру». В августе 2015 года «русский eBay» окончательно закрылся, а спустя два месяца Naspers выкупила контрольный пакет акций Avito, нарастив свою долю до 67,5%.

Отголоски дефицита

Первую доску объявлений в онлайне придумал американский программист Крейг Ньюмарк в 1995 году. Поначалу сервисом Craigslist.org пользовались для поиска работы, позже появились объявления о купле-продаже различного имущества и даже объявления для знакомства. В 2007 году, когда в Россию пришел Avito, выручку Craigslist.org от платных объявлений уже оценивали в $150 млн. «К тому времени российская аудитория, в отличие от западной, еще не успела накопить массу товаров, бывших в употреблении и в хорошем состоянии, чтобы выставлять их на продажу, — сказывался дефицит СССР», — рассуждает Павел Токарев, экс-директор по технологиям и стратегическому развитию Allegro Mail.ru e-Commerce Group (работал до 2012 года в «Молоток.ру»).

Во второй половине нулевых потребление товаров заметно ускорилось, в том числе и в интернете. Тренд поймал Павел Дуров, который с 2008 года тестировал раздел «Объявления» в социальной сети «ВКонтакте». Пользователи быстро распробовали сервис, продавали все: от одежды и электроники до автомобилей и квартир.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

И не новичкам сложно И не новичкам сложно

О трудностях при покупке недвижимости в Лондоне и окрестностях

Forbes
«Бокс сделал из меня плохого человека» «Бокс сделал из меня плохого человека»

Майк Тайсон в возвращается на ринг в новом амплуа раскаявшегося грешника

Playboy
Переток силы Переток силы

Чем полезен российский климат для развития альтернативной энергетики

Forbes
Период стресса: какие облигации развивающихся стран купить во время кризиса Период стресса: какие облигации развивающихся стран купить во время кризиса

Период стресса: какие облигации развивающихся стран купить во время кризиса

Forbes
Тайны семьи Мюлье Тайны семьи Мюлье

Как устроен бизнес французского торгового гиганта Auchan

Forbes
Отразиться в Пикассо Отразиться в Пикассо

В ГМИИ им. А.С. Пушкина открывается выставка «Пикассо&Хохлова»

Огонёк
«Я по статусу и по возрасту пенсионер» «Я по статусу и по возрасту пенсионер»

Алишер Усманов готовит бизнес к передаче менеджерам

Forbes
Роман со сроком годности Роман со сроком годности

Зима – это идеальный период для «сезонных» отношений

Cosmopolitan
Анализируй это Анализируй это

Может ли простой анализ заменить колоноскопию при диагностике рака?

Forbes
Покупаем наушники: на что обратить внимание Покупаем наушники: на что обратить внимание

Покупаем наушники: на что обратить внимание

CHIP
Секрет для маленькой компании Секрет для маленькой компании

В США бывшие сотрудники фармы и чиновники помогают взращивать стартапы

Forbes
От Бэтмобиля до Шмаровозки: 14 культовых кинотачек (какая твоя любимая?) От Бэтмобиля до Шмаровозки: 14 культовых кинотачек (какая твоя любимая?)

От Бэтмобиля до Шмаровозки: 14 культовых кинотачек (какая твоя любимая?)

Playboy
Бессмертие в портфеле Бессмертие в портфеле

Миллиардеры инвестируют в продление жизни

Forbes
Тест и обзор HP Pavilion 15: мощный, но шумный ноутбук Тест и обзор HP Pavilion 15: мощный, но шумный ноутбук

Тест и обзор HP Pavilion 15: мощный, но шумный ноутбук

CHIP
Семь правил миллиардера Семь правил миллиардера

Олег Тиньков делится принципами, позволившими ему построить бизнес

Forbes
Дело к ночи Дело к ночи

Наша 7-дневная бьюти-программа поможет быстро привести себя в порядок

Добрые советы
Большие переходы Большие переходы

10 самых важных бизнес-событий 2018 года в спорте

Forbes
Что станет с Евразией? Взгляд Эвана Фейгенбаума Что станет с Евразией? Взгляд Эвана Фейгенбаума

Об авторитаризме в Китае, демократии в Индии и будущем большой Евразии

Forbes
Победитель Google Победитель Google

Зачем вьетнамцам собственный браузер и поисковик?

Forbes
Падала звезда: история дворового романтика Евгения Осина Падала звезда: история дворового романтика Евгения Осина

Евгений Осин - смешной парень в старомодных клешах, поющий под гитару

Cosmopolitan
Еще одна компания на «А» Еще одна компания на «А»

Airbnb перестраивает свой бизнес, руководствуясь опытом Amazon

Forbes
Топ-5 программных монстров: только для сильных духом Топ-5 программных монстров: только для сильных духом

Программы, которые предлагают по-настоящему много возможностей

CHIP
Вкус Сибири Вкус Сибири

Филолог из Новосибирска построил ресторанный бизнес с выручкой 2,8 млрд рублей

Forbes
Фейк-ньюс-вторресурс Фейк-ньюс-вторресурс

Как фальшивые новости добрались до пакетов и почему это важно

Русский репортер
Шуба на выход Шуба на выход

Казахстан — первая страна в китайском транспортном коридоре

Forbes
Ретроспектива | Трансформеры в кино и на телевидении Ретроспектива | Трансформеры в кино и на телевидении

Игрушки, завоевавшие галактику. Трансформеры в кино и на телевидении

Мир Фантастики
Крыло для Boeing Крыло для Boeing

Константин Иванов помогает SpaceX, Tesla и Boeing печатать детали на 3D-принтере

Forbes
Пиковая масть Пиковая масть

Курмайор – из трех самых фешенебельных горнолыжных курортов страны пиццы и пасты

Quattroruote
Великий и сбежавший Великий и сбежавший

Бывший глава Renault Карлос Гон снова готовится покорить мир

Forbes
Тест и обзор ноутбука Lenovo Ideapad 330S-15IKB: почти идеальный недорогой универсал Тест и обзор ноутбука Lenovo Ideapad 330S-15IKB: почти идеальный недорогой универсал

Тест ноутбука Lenovo Ideapad 330S-15IKB: почти идеальный недорогой универсал

CHIP
Открыть в приложении