Энциклопедия русских имен и произведений, получивших международное признание

EsquireКультура

Наследие: Музыка, театр, архитектура

Записали: Егор Беликов, Павел Кузнецов, Максим Мамлыга, Юлия Панкратова, Олег Соболев, Ольга Тараканова

В майском номере Esquire находит русский след. Но не в политической жизни других государств, а в мировой культуре. И осознает, что мир все еще сходит с ума от русского авангарда, музыка советских композиторов вдохновляет западных звезд, а в киношколах учат снимать и монтировать фильмы как у нас. В специальном материале мы составили энциклопедию имен и произведений, которые перевернули мировые представления о прекрасном в разных областях культуры.

Музыка

Русская, российская, советская академическая музыка в ХХ веке сыграла ключевую роль в формировании этого вида искусства. Самое значительное произведение прошедшего столетия – «Весну священную» – написал наш соотечественник Игорь Стравинский; многие советские музыканты и вокалисты были мировыми звездами; в конце концов, в Советском Союзе зародилась мощнейшая дирижерская школа.

Игорь Стравинский

С «Весны священной», премьерным показом которой в Париже в 1913 году зрители остались недовольны, принято вести отсчет эпохи современной академической музыки. Стравинский, показав виртуозное управление оркестром и сместив акцент музыки с мелодий и тонов на ритмы, открыл другим композиторам новые измерения. Помимо этого Стравинский – главный популяризатор нео классицизма (модной в 1930–1940-е формы музыкального модернизма), человек, доживший до 1970-х и следивший за развитием новой музыки: «Я знаю, что такое шум, но знаю и как звучит электронная музыка».

Сергей Рахманинов

Сергей Рахманинов был уникальным музыкантом и композитором – и в этом есть и свои плюсы, и минусы. Минусы в том, что он ни как пианист, ни как музыкант не оставил после себя заметных в мировом масштабе наследников. Плюсы – в том, что многие его сочинения (Второй фортепианный концерт, Рапсодия на тему Паганини) остаются одними из самых популярных произведений ХХ века. Второй фортепианный до сих пор собирает полные залы, кто бы его ни исполнял. Впрочем, несмотря на любовь зрителей (как тогда, так и сегодня) Рахманинов был не очень любим композиторами-современниками. Иногда нелюбовь была взаимной: так, после прослушивания Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича по радио Сергей Васильевич смог выдать только убийственное: «После такой музыки хорошо бы чаю попить». Но чаще критика обрушивалась все-таки на самого композитора: Сергей Прокофьев в переписке с Николаем Мясковским называл Рахманинова «бесплодным». А вот Стравинский, хотя и не любил музыку коллеги, относился к нему с большим почтением.

Дмитрий Шостакович

Дмитрий Дмитриевич Шостакович для западного мира – олицетворение советской музыки и главный в ХХ веке нео романтик, продолжатель дела Густава Малера. Придя в музыку как авангардный композитор, он под влиянием политического климата сочинял музыку куда более массовую. Его Пятая, Седьмая («Ленинградская») и Одиннадцатая симфонии – одни из самых исполняемых главными оркестрами мира. В западных учебниках истории музыки про Шостаковича пишут, что он «закрыл» жанр симфонии; после Шостаковича если и сочинять такие произведения – то только с оглядкой на прошлое. В последние годы жизни Дмитрий Дмитриевич почувствовал относительную свободу и вернулся к авангардным экспериментам, но это не спасло его от критики коллег. А сочинения Шостаковича, о которых Прокофьев в своих дневниках и письмах отзывается положительно, можно пересчитать по пальцам.

Сергей Прокофьев

У Сергея Сергеевича Прокофьева непростая судьба, помотавшая его по свету. Обретя известность еще до революции, после нее Прокофьев покинул Россию, но в середине 1930-х вернулся. Ждановский доклад 1948 года ограничил композиторскую деятельность Прокофьева, равно как и Шостаковича, но главный вклад в мировую музыку композитор уже сделал. Помимо прочего Прокофьев – основатель серьезной школы киномузыки. Его партнерство с Эйзенштейном («Александр Невский», «Иван Грозный») – альфа и омега современного подхода к саундтрекам. Недаром Уолт Дисней, задумав свою «Фантазию», видел именно Прокофьева автором оригинальной музыки к ней – но не сложилось. В советские годы Сергей Сергеевич не смог уберечься от написания нескольких агитпроповских произведений: чего стоит только его «Здравица» – кантата, посвященная Сталину.

Сергей Кусевицкий

Сергей Кусевицкий снискал известность в России, США и Европе как солист-контрабасист. Его последнее сольное выступление в Карнегихолле в 1929-м именно как контрабасиста принесло более 10 тысяч долларов сбора с билетов. Музыкант записал на фирме RCA первый в истории сольный альбом на контрабасе. Но и как дирижер он снискал славу. В первой половине ХХ века влиятельнее и виднее его были разве что Артуро Тосканини и Вильгельм Фуртвенглер. Покинув Россию после революции, Кусевицкий обосновался в Бостоне, где симфонический оркестр под его управлением стал бастионом новейшей музыки. Кусевицкий давал премьеры Игоря Стравинского, Белы Бартока, Оливье Мессиана, Арнольда Шенберга. Он был одним из инициаторов создания Тэнглвудского музыкального фестиваля – крупнейшей платформы новой музыки в США, где впервые была исполнена «Турангалила» Мессиана. Дирижировал премьерой Леонард Бернстайн, которого Кусевицкий вывел на большую сцену. Ученик неустанно благодарил учителя, как и Аарон Копленд – другой американский композитор и дирижер, который всегда признавал, что именно Сергей Кусевицкий научил его искусству руководить оркестром.

Евгений Мравинский

Более 50 лет управлявший оркестром Ленинградской филармонии, Евгений Мравинский прославился на весь мир умением придать музыке великих композиторов хлесткий, но при этом лиричный звук. Не обходил стороной он и музыку современную; в мире его в первую очередь узнали по исполнению Дмитрия Шостаковича – Мравинский дирижировал премьерой Пятой симфонии. Герберт фон Караян как-то заметил, что среди всех дирижеров только Мравинский может составить ему конкуренцию. Такой похвалы Караяна не удостаивался никто.

Геннадий Рождественский

Среди дирижеров советской эпохи Геннадий Рождественский всегда выделялся готовностью просвещать. Его концерты часто предваряли лекции о музыке, он исполнял многие неизвестные в мире сочинения, а если и брался за более популярный репертуар, например Антона Брукнера, то обязательно записывал все редакции симфоний и отдельные фрагменты черновиков. Репутация Рождественского как одного из главных просветителей мира академической музыки выходила далеко за пределы Союза: именно он стал первым руководителем зарубежных оркестров (Оркестра Стокгольмской филармонии и Симфонического оркестра BBC) еще во времена СССР. Впрочем, в России Рождественский не был номером один: Кирилл Кондрашин и Евгений Мравинский почитались больше, а Рождественскому ставили в укор чрезмерную свободу интерпретаций, которую он периодически себе позволял.

Илья Демуцкий, композитор: 

«Стравинский универсален, его стиль невозможно описать кратко. Новатор, особенно в плане ритма и гармонии, и культовый композитор до сих пор.

Шостакович повлиял на содержательность музыки – он отрефлексировал в своем творчестве и революцию, и Великую Отечественную, и сталинский террор, и оттепель, и даже научно-технический прогресс. Третья симфония Гурецкого («Симфония скорбных песнопений»), где использованы слова, выцарапанные 18-летней Зеленой Вандой Блажусяк на стене тюрьмы гестапо, или On the transmigration of souls Джона Адамса, посвященная трагедии 11 сентября, – это все продолжение традиций, заложенных в том числе Шостаковичем. Современная русская музыкальная культура существует наравне с другими, изредка открывая миру новых оперных или балетных звезд».

Советские исполнители

Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Мария Юдина, Мстислав Ростропович, Галина Вишневская, Леон Закс, Квартет им. Бородина – советская музыкальная исполнительская школа выпускала виртуозов практически на конвейере. Многие из них (Рихтер или Гилельс) так и остались в мировом масштабе «вещами в себе». Другие, как Ростропович, считаются основателями современной школы игры. Еще одна важная деталь, о которой невозможно не упомянуть, – частое соперничество между представителями советской школы. Наиболее заметными оппонентами были Святослав Рихтер и Эмиль Гилельс: первый считался куда более «романтичным» и своеобразным пианистом, второй – флагманом советской музыкальной мифологии.

Электронная музыка

В Советском Союзе (как, впрочем, и за границей) долгое время работал Лев Термен – изобретатель терменвокса, первой примитивной драм-машины. Человек, во многом определивший развитие технологии в электронной музыке. Саундтреки к фильмам Андрея Тарковского (в частности, к «Солярису» и «Сталкеру») написал Эдуард Артемьев, повлиявший на целое поколение музыкантов. Так, Дэниел Лопатин, более известный как Oneohtrix Point Never, признае т влияние Артемьева на собс твенную музыку.

t.A.T.u.

Придуманный на рубеже веков Иваном Шаповаловым дуэт Лены Катиной и Юлии Волковой стал в начале 2000-х хитовым российским поп-проектом – да так и остается им до сих пор. Многие считают, что добиться признания в Великобритании и США группе помог разработанный Шаповаловым для солисток имидж лесбиянок-подростков, но все-таки главную роль в истории t.A.T.u сыграли их хиты. Достаточно вспомнить All the Things She Said (в русском варианте – «Я сошла с ума»). Альбом 200 km/h in the Wrong Lane – до сих пор единственный русский диск, попавший в двадцатку Billboard.

ТЕОДОР КУРЕНТЗИС. Греческий дирижер с российским гражданством, бывший худрук Новосибирского театра оперы и балета, а теперь – пермского ансамбля MusicAeterna. Живя в Сибири, Курентзис умудряется записывать известные всему миру радикальные, подчас ставящие критику в тупик интерпретации Петра Чайковского, Жан-Филиппа Рамо, Густава Малера, Вольфганга Амадея Моцарта. Выступления MusicAeterna по энергетике напоминают рок-концерты. В своей пассионарности он бесспорно следует Мравинскому, Светланову, Кондрашину – дирижерам, любившим исполнять музыку четко и громко.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сносное жилье Сносное жилье

Как устроена московская реновация и кто уже зарабатывает на ней миллиарды

Forbes
5 технологий будущего, которые изменят моду 5 технологий будущего, которые изменят моду

Ткань из крапивы и другие чудеса победителей конкурса Global Change Award 2019

Vogue
Помним, любим, смеемся Помним, любим, смеемся

Кто как смешил нас на протяжении последних десятилетий

Esquire
Герой нашего времени. Кто и зачем становится розничным инвестором в России Герой нашего времени. Кто и зачем становится розничным инвестором в России

Лишь 2 млн россиян инвестируют на фондовом рынке

Forbes
Рами Малек Рами Малек

Правила жизни актера Рами Малека

Esquire
Нежелезный Феликс Нежелезный Феликс

Каким был организатор убийства Григория Распутина

Дилетант
Наследие: Литература, искусство, кино Наследие: Литература, искусство, кино

В майском номере Esquire находит русский след в мировой культуре

Esquire
Россия уступила только Китаю по числу эмигрировавших миллионеров Россия уступила только Китаю по числу эмигрировавших миллионеров

Число уехавших из России долларовых миллионеров за год выросло в два раза

Forbes
Они записали убийство Они записали убийство

Квентин Тарантино, Брэд Питт и Леонардо ДиКаприо о главном фильме лета

Esquire
Who is mister Bachurin Who is mister Bachurin

Илья Бачурин рассказал о романах с известными девушками и о своих дочерях

OK!
Веское слово Джексона Веское слово Джексона

Разменяв восьмой десяток, Джексон не собирается останавливаться на достигнутом

Esquire
25 экранизаций Стивена Кинга, которые страшнее «Кладбища домашних животных» 25 экранизаций Стивена Кинга, которые страшнее «Кладбища домашних животных»

Слабонервным лучше отойти от экрана!

Playboy
Отец русского рэпа Отец русского рэпа

Продюсер Александр Толмацкий дал первое интервью после смерти Кирилла Толмацкого

Esquire
Весь мир — театр: Библионочь — 2019 в Ленинке Весь мир — театр: Библионочь — 2019 в Ленинке

Гости «Библионочи в Ленинке»

Cosmopolitan
Стойкие безымянные солдатики Стойкие безымянные солдатики

Roim Rachok, в переводе с иврита — «Взгляд в будущее»

Esquire
По следам Билла Гейтса. Как молодые предприниматели дают клятву стать филантропами По следам Билла Гейтса. Как молодые предприниматели дают клятву стать филантропами

Билл Гейтс и Уоррен Баффетт призывают миллиардеров дать «Клятву дарения»

Forbes
Джеймс Макэвой Джеймс Макэвой

Правила жизни Джеймса Макэвоя

Esquire
Почему всегда нужно слушать то, что тебе говорит твоя девушка (мы не шутим) Почему всегда нужно слушать то, что тебе говорит твоя девушка (мы не шутим)

Как произвести впечатление на девушку?

Playboy
Глава 1: Москва Глава 1: Москва

Ты говорил, город – сила. А здесь слабые все

Esquire
Зачем мы врем психотерапевту? Зачем мы врем психотерапевту?

93% клиентов признаются, что солгали своему психологу в какой-то момент

Psychologies
Пожиратели бюджетов Пожиратели бюджетов

Почему иногда строить дороги не нужно

Forbes
«Хеллбой»: бессмысленный и обалденный треш «Хеллбой»: бессмысленный и обалденный треш

В новой экранизации комикса про адового героя вырывают языки и отрубают головы

GQ
Слушать подано Слушать подано

Дочери советских эмигрантов записывают в Нью-Йорке подкаст Red Scare

Esquire
Торманс грядущий Торманс грядущий

Иван Ефремов считал природу – и в том числе природу человека – адом

Story
Поколение диджитал Поколение диджитал

Породистые, престижные, быстрые и ловкие – у обоих кроссоверов полно достоинств

АвтоМир
Созданный помощником Путина аналитический центр назвал металлургов «потерянными» для экономики Созданный помощником Путина аналитический центр назвал металлургов «потерянными» для экономики

Металлургические компании эксперты ЦМАКП назвали «потерянными»

Forbes
Признаки лжи: как выявить обманщика по речи и поведению Признаки лжи: как выявить обманщика по речи и поведению

На что следует обращать внимание, чтобы не стать жертвой обмана

Psychologies
Крайние меры Крайние меры

Любовница Станислава Говорухина предлагает эксгумировать тело режиссера

StarHit
Флирт мужской и женский: в чем разница Флирт мужской и женский: в чем разница

В тонком искусстве флирта можно обойтись без единого слова

Psychologies
Человек любопытный. Почему умение учиться — главный навык будущего Человек любопытный. Почему умение учиться — главный навык будущего

Университеты должны учить тому, что будет востребовано через несколько лет

Forbes
Открыть в приложении