Эскобару и не снилось: как три колумбийца сделали стартап на $1 млрд
Создатели первого в стране стартапа-«единорога» Rappi обошлись без оружия и наркотиков, привлечь инвесторов из России и Силиконовой долины помогли велосипеды и красивое приложение
Колумбия у обывателя обычно ассоциируется с организованной преступностью, но потребительские технологии на глазах меняют образ этой страны. Лучший пример — колумбийский сервис доставки Rappi: 7 сентября этот стартап привлек $200 млн инвестиций от DST Global Юрия Мильнера и американских фондов Sequoia Capital и Andreessen Horowitz. Компания, чья оценочная стоимость в итоге превысила $1 млрд (такие стартапы называют «единорогами»), предлагает пользователям виртуальный супермаркет, в котором можно выбирать товары из десятков категорий, пролистывая «полки» в мобильном приложении. По словам основателей стартапа, им удалось увязать воедино новые технологии и устоявшиеся потребительские привычки жителей Латинской Америки, например их упорное нежелание оплачивать покупки онлайн. Для тех, у кого есть банковский счет, Rappi служит и своего рода платежной системой: «переводы» делаются с помощью наличных, которые развозят курьеры на велосипедах и мотоциклах.
Кабальеро-инноваторы
В начале 2010-х годов три приятеля, жители Боготы Симон Борреро, Себастьян Мехия и Фелипе Вилламарин, задумались о том, чтобы открыть онлайн-торговую площадку, через которую местные производители могли бы продавать еду и напитки. Все трое были недавними студентами, получившими хорошее образование: например, Борреро окончил Слоуновскую школу менеджмента при Массачусетском технологическом институте. Друзья видели, насколько их родная Колумбия отстает от США по уровню развития онлайн-торговли, и считали себя просветителями, которые принесут передовые технологии в дикую страну. Они надеялись за несколько месяцев вывести свой проект в лидеры онлайн-торговли в Колумбии. Однако вузовские знания оказались бесполезны: друзьям не удавалось убедить местных предпринимателей в том, что онлайн-торговля сможет заметно поднять им продажи — недоверчивые поставщики товаров не собирались делиться с ними процентом.
Тогда партнеры решили предложить другую услугу: их новый проект Imaginamos был конструктором, позволявшим самим предпринимателям создавать довольно сложные онлайн-магазины и мобильные приложения из готовых блоков. Однако и Imaginamos не вызвал интереса — стартаперы с грустью осознали, что большинство из торговцев не торопятся выходить в интернет: потенциальные клиенты были готовы оплатить разве что простую страничку, через которую даже нельзя было заказать товары. Пришло осознание: дело не только в дремучести самих торговцев, но и в неразвитости финансовых технологий — лишь у 26% колумбийцев есть банковские карты, а онлайн-платежи освоило не более 5% населения.
В 2013 году партнеры отчаялись сдвинуть с места неповоротливый рынок онлайн-торговли в родной стране и зарегистрировали в Нью-Йорке онлайн-магазин Grability, который продавал еду и простые потребительские товары. В США электронная коммерция находилась на качественно другом уровне, но именно эта ниша была полупустой: лишь 1% продаж еды, напитков и всего, что можно купить в обычном продуктовом магазине, приходился на онлайн-сектор. Друзья задумались: почему американцы, готовые покупать онлайн даже одежду, до сих пор отправляются в обычный магазин по соседству, когда им нужны чипсы или моющая жидкость для раковины? И решили, что дело, скорее всего, в устоявшейся привычке — людям скучно просматривать сайты, они хотят выбирать товары, бродя вдоль полок.
Решение, которое они нашли, сводилось к дизайну и эргономичности придуманного ими мобильного приложения Grability. Его интерфейс был выполнен в виде полок бесконечного магазина — пользователь мог пролистывать эти виртуальные полки, выбирая себе еду, напитки, одежду, бытовые вещи, лекарства и т.п. Grability в отличие от предыдущих проектов получил определенное признание: продавать свои товары через разработанное друзьями приложение согласились Walmart и американская сеть продуктовых супермаркетов New World. Чуть позже к ним присоединились латиноамериканские сети El Corte Inglés и Cenconsud. Окрыленные первым успехом, партнеры вернулись к идее запуститься на рынке Колумбии, в котором в силу ничтожной конкуренции видели гораздо больший потенциал, чем в американском.