Искусство полутонов

Одна из основательниц британской Ассоциации женщин в искусстве — Сигрид Кирк

ElleКультура

Искусство полутонов

На фоне обвинений в харассменте на Западе тема места женщины в креативной индустрии звучит сегодня повсеместно. Интервьюер Elle Мария Байбакова поговорила с одной из основательниц британской Ассоциации женщин в искусстве (AWITA) — Сигрид Кирк — об изнанке арт-мира

Фото: Elena Pirogova-Mares

Мария Байбакова: За прошлый год в прессе появилось множество историй про сексуальные домогательства в отношении женщин в креативных индустриях, касающихся Голливуда, озвученных такими известными актрисами, как Сальма Хайек и Эшли Джадд, где речь шла о Харви Вайнштейне. Менее громко, но не менее важно, резонировали истории коллег из арт-индустрии. Например, одна из бывших сотрудниц журнала Artforum выступила с обвинениями в адрес издателя Найта Ландесмана, которые впоследствии поддержали многие, — в итоге она попала в cover story журнала Time как одна из «Людей года». Складывается впечатление, что тайное становится явным. Более конкретно: как вы видите ситуацию для женщин в искусстве в Великобритании?

Сигрид Кирк: Для женщин, работающих в сфере культуры (в Великобритании), наступили потрясающие времена. Уже три женщины возглавляют филиалы Tate. В «Уайтчепел» — Ивона Блазвик, Галереей Южного Лондона руководит Марго Хеллер... В целом ряде лондонских галерей у руля стоят очень сильные женщины, проходят крупные показы женщин-художниц. Это лишь вершина айсберга, 5 %, но эти примеры вдохновляют, и это очень важно. Как важны и свидетельства голливудских актрис, феномен #MeToo — ведь это стимул для других женщин высказаться, поделиться своими переживаниями, опытом, добиться перемен. Не менее важны, впрочем, и истории успеха, ведь, как мне кажется, все мы можем извлечь пользу из позитивного опыта.

Нам, безусловно, необходимы положительные примеры, цели, к которым можно стремиться. Молодой художнице хочется верить, что она может представлять свою страну на Венецианской биеннале, начинающей женщине-куратору — в то, что она сможет возглавить Tate. Но я хотела бы услышать какуюто статистику. В США по 2016 году, если брать персональные выставки и музеи, — 28 % приходится на авторов-женщин. Есть ли у вас статистика по Британии?

Не готова ответить по всему музейному сектору, но точно знаю, например, что в коллекции Tate лишь 35 % составляют работы женщин. Фрэнсис Моррис уже немало сделала для того, чтобы исправить положение дел. В новом корпусе Tate Modern, названном в честь Блаватника, больше половины залов посвящено экспозициям авторов-женщин. Но главное ведь — понять причину: почему так происходит? Думаю, что, как только мы перестанем ориентироваться на рыночную стоимость работы, пополняя музейные коллекции, ситуация может измениться. Ведь ценность женщины-творца на текущий момент все еще определяется суммой, которую можно выручить за ее работы на аукционе. Кстати, если говорить о рынке, есть интересная статистика, недавно выпущенная газетой Guardian: 88 % всех выставок галереи Gagosian (самой большой в мире. — Прим. ELLE) были посвящены художникам мужского пола.

Это удручающая статистика. Имеет ли значение в этом вопросе половая принадлежность руководства?

Да, женское участие важно. «Женские» галереи многое делают по-своему. С другой стороны, я часто обсуждаю это с женщинами-галеристами и не могу утверждать, что они успешнее своих коллег-мужчин. Например, одна лондонская галеристка выразила как-то интересную мысль: женщины, с которыми она работает, сильнее многих мужчин в творческом плане, они способны громко заявить о себе, но сам мир искусства, коллекционеры не готовы к столь серьезному выражению политических взглядов.

Расскажите, как лично вы подходите к этому вопросу как коллекционер и куратор?

Лично меня, как коллекционера, интересует женщинаавтор, умеющая рассказать свою историю. У меня есть три дочери, и я считаю, что это накладывает определенную ответственность — беседовать со следующим поколением, рассказывая о том, что значит быть женщиной и иметь возможность выразить себя. Но и в качестве куратора я ощущаю на себе ответственность. Если ты феминистка и веришь в равные возможности, справедливо ли обращать внимание только на форму, но не на суть, посыл? А как вы подходили к этой ситуации, будучи куратором?

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Снижаем расходы на коммуналку Снижаем расходы на коммуналку

Научившись разумно экономить, ты можешь уменьшить затраты в разы!

Лиза, август'17
Знай наших Знай наших

По­дроб­но­сти ин­тим­ной жиз­ни твоего бой­френ­да

Glamour, февраль'18
Навстречу солнцу Навстречу солнцу

В феврале особенно сильно хочется убежать туда, где тепло и светло

Добрые советы, февраль'18
Особенности спорта в зимний период Особенности спорта в зимний период

Мороз, ветер, слякоть... Многим из нас зимой лишний раз на улицу выходить не хочется, не то что спортом заниматься. А зря! Физическая активность в холодное время даже важнее и полезнее, чем в теплое. Так что перестаем прятаться под одеялом и выбираем занятие по душе.

Psychologies, январь'18
Бондарчук Бондарчук

Актер и режиссер Федор Бондарчук. “Селфи”-wealthy-healthy

Men’s Health, февраль'18
Посмотри в глаза Посмотри в глаза

Зрительный контакт с человеком у собак

National Geographic, февраль'18
Маршрут построен Маршрут построен

Свой сценарий дня Святого Валентина предлагает Флотилия «Рэдиссон Ройал»

OK!, январь'18
Правило трех Правило трех

Как преобразить обычную курицу

Огонёк, январь'18
Команда на любителя Команда на любителя

Как комментатор купил футбольный клуб

Men’s Health, февраль'18
Забились Забились

История народного бойцовского клуба

Men’s Health, февраль'18
Берут огонь на себя Берут огонь на себя

На­ши спортс­ме­ны едут на Олим­пи­а­ду в Пхен­чхан под ней­траль­ным фла­гом

Glamour, февраль'18
Полет нормальный Полет нормальный

«Огонек» побывал в гостях у «Огонька»

Огонёк, январь'18
Азиатская мечта России Азиатская мечта России

Ирина Хакамада ищет Россию между Европой и Азией

GQ, февраль'18
Диана Крюгер Диана Крюгер

«Оскары», «Пальмовые ветви» и «Золотые глобусы» даются не просто так

Numéro, февраль'18
Буря в пустыне Буря в пустыне

Исповедь Алеси Кафельниковой

Tatler, февраль'18
Эффектная подача Эффектная подача

Создай за столом праздничное настроение!

Лиза, январь'18
Теория малых дел Теория малых дел

После развода Оксана Бутман завела в комнатах птиц счастья

Tatler, февраль'18
Хюгге – философия счастья по-датски Хюгге – философия счастья по-датски

Как радоваться жизни, когда за окном темно и холодно?

Домашний Очаг, февраль'18
Toyota Fortuner – Mitsubishi Pajero Sport Toyota Fortuner – Mitsubishi Pajero Sport

Плоть от плоти

АвтоМир, январь'18
Красный город Черного континента Красный город Черного континента

Если вы давно хотели побывать в Африке, берите билет в Марракеш

GEO, февраль'18
Сказала и отрезала Сказала и отрезала

Актриса Анна Чиповская — о своей новой короткой стрижке

Vogue, февраль'18
Кейптаун — самая южная точка Африки Кейптаун — самая южная точка Африки

В Кейптаун едут за сафари, серфингом, вином и лучшим искусством на континенте

Vogue, январь'18
Skoda Fabia Skoda Fabia

Хворей у машины хватает, но, вооружившись знанием, их можно минимизировать

АвтоМир, январь'18
В гостях у сказки В гостях у сказки

Путешествие в Швецию и Финляндию

Лиза, январь'18
Esquire Анекдот Esquire Анекдот

Модель Маша Миногарова смеется над сходством между врачами и пациентами

Esquire, февраль'18
Царство льда Царство льда

Там, где мы советуем тебе побывать, будет холодно, но интересно и весело

Лиза, январь'18
Джеймс Белуши: «Актер все время боится, что жизнь выйдет из-под контроля» Джеймс Белуши: «Актер все время боится, что жизнь выйдет из-под контроля»

Знаменитый американский комик — о Вуди Аллене, Дэвиде Линче и своих женах

Русский репортер, январь'18
Остаемся зимовать Остаемся зимовать

Где лучше скрыться от городской зимы

Elle, февраль'18
Coverstory Coverstory

Интервью с Ирой Горбачевой

SNC, февраль'18
Больше не могу! Больше не могу!

Что такое родительское выгорание?

Домашний Очаг, февраль'18