Эмилия и Илья Кабаковы

Съемка великих русских художников-концептуалистов в их студии на Лонг-Айленде

ElleКультура

Эмилия и Илья Кабаковы

Фото: Antonina Zharko

Эксклюзивная съемка самых влиятельных российских концептуалистов — дуэта Кабаковых в их студии на Лонг-Айленде не просто большая профессиональная удача, но и наш персональный поклон великим художникам, чьи работы можно будет увидеть в апреле на выставке в «Эрмитаже». Об особом прочтении их творчества, толерантности и фантазиях о реальности Эмилия рассказала интервьюеру ELLE Марии Байбаковой

Мария Байбакова: Наш разговор проходит в вашей студии на Лонг-Айленде. Я уже была здесь, правда, десять лет назад. Очень приятно вновь сюда вернуться. Помню, что в то время вы готовились к большой выставке в «Гараже», а я заканчивала писать диссертацию на тему альбомов Ильи «10 персонажей». Мы уже так давно друг друга знаем!

Эмилия Кабакова: Это правда! 2008 год был очень своеобразный. Во-первых, мы получили японскую императорскую премию Praemium Imperiale и настояли на том, чтобы нам ее вручали в Москве. Во-вторых, большая, серьезная выставка в России: в общей сложности мы задействовали пять площадок. Было очень страшно и очень тревожно. Но нам повезло! Фантастическое пространство Бахметьевского гаража на тот момент было совершенно разрушено: ни крыши, ни дверей, ни окон, ни даже пола. Можно было строить все что угодно! Мы выбрали его вместе с куратором Иосифом Бакштейном, начали что-то делать... В этот момент площадкой будущего «Гаража» занялись Роман с Дашей (Роман Абрамович и Дарья Жукова. — Прим. ELLE), и они согласились нас там оставить. Без их поддержки мы бы ничего не смогли построить. В «Гараже» была представлена инсталляция на тему того, что могло бы случиться, если бы русское искусство пошло другим путем (выставка «Альтернативная история искусств и другие проекты». — Прим. ELLE). Это концептуальная работа: мы построили музей и сделали в нем ретроспективу трех фиктивных художников. Вот вы хотели у меня спросить: чем отличается восприятие русского зрителя и западного? В тот момент я была просто поражена тем, какое огромное количество посетителей в России эту выставку не поняли. Например, у меня на полном серьезе спрашивали: «Как вам музей, который вам построила Даша?» или «А кто вообще эти художники? Какое отношение вы к ним имеете?» Люди почему-то восприняли это все всерьез… Мало кто вообще понял, какие задачи были поставлены и что физически было сделано. Это стало большим сюрпризом для Ильи и меня!

На Западе реакция разная. Скажем, в Германии подтекст всех наших работ понимают прекрасно. У немцев есть старые культурные связи с Россией — в искусстве, литературе, музыке. То, о чем мы говорим, — они это слышат. В Америке абсолютно другие традиции. У Ильи есть близкий приятель, который как-то сказал: «Для художника важно найти феню, отточить феню и гонять феню». В США многие именно этим и занимаются: каждый художник должен найти свой имидж; привести его в состояние, доступное пониманию публики, коммерческое, легко опознаваемое; и до конца своих дней этот бренд продвигать. Огромное количество местных художников мы опознаем по знаковому имиджу. Так вот Америка решила для себя «опознавать» Кабаковых по тотальным инсталляциям о коммунальных квартирах. Что бы мы при этом не делали! И вдруг неожиданно на нашей недавней ретроспективе в лондонской галерее Tate я обнаружила, что и в русских рецензиях авторы постоянно возвращаются к теме коммунальной жизни. А ведь в наших работах раскрывается большое количество других вещей: одиночество человека; проблемы будущего; что происходит с работами художника после его смерти… И вдруг оказывается, что все говорят только о коммуналке! Почему? Если ты человек читающий, культурный, то у тебя должно возникать огромное количество ассоциаций с любым объектом, предметом, звуком в этом мире. Но почему-то все сужается в очень маленький квадратик или кубик. И люди хотят только об этом говорить и только на это реагировать.

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

ELLE культура ELLE культура

Бум на романы воспитания расцвел именно в смутный технологичный век поколения Z

Elle, сентябрь'19
Грузи меня, олень Грузи меня, олень

Художники выбирают произведение искусства и объясняют, как на него смотреть

Esquire, сентябрь'19
Доха. Новый черный Ближнего Востока Доха. Новый черный Ближнего Востока

Саша Сутормина шлет привет с родины хумуса — Катара

SNC, март'18
Такой Алькой Такой Алькой

Если планируешь путешествие на восток Испании, обязательно заскочи в Алькой

Cosmopolitan, март'18
«Я всегда хотел быть героем» «Я всегда хотел быть героем»

Интервью с актером Владимиром Яглычем

OK!, февраль'18
Стоит быть аккуратнее Стоит быть аккуратнее

Что упустили и те, кто осудил российского актера, и те, кто его поддержал

СНОБ, февраль'18
Вторая жизнь старых носков Вторая жизнь старых носков

Часто находишь «потеряшек» без пары? Не выбрасывай, а что-нибудь смастери!

Лиза, февраль'18
Вот так стена! Вот так стена!

Необычное оформление стен детской

Лиза, февраль'18
Холст, масло Холст, масло

Художник Григорий Масленников, его мебель, панно и философия

AD, март'18
Сделать из квартиры хостел Сделать из квартиры хостел

Это может быть полезно, если учесть, что хостелы в квартирах, возможно, запретят

Maxim, март'18
Стамбул: Европа и Азия Стамбул: Европа и Азия

Крупнейший город страны, успевший побывать столицей трех империй

АвтоМир, февраль'18
Там любые дороги дороги Там любые дороги дороги

Автопробег по Исландии на обновленных Nissan Qashqai и X-Trail

Men’s Health, март'18
7 сумасшедших японских фильмов, которые никогда не осмелятся переснять в Голливуде 7 сумасшедших японских фильмов, которые никогда не осмелятся переснять в Голливуде

Супергерой-извращенец? Да! Вагина-огнемет? Тоже есть!

Maxim, февраль'18
Интеллект для самолета Интеллект для самолета

Многофункциональная боевая машина следующего поколения

Популярная механика, март'18
О чем говорить с мужчиной О чем говорить с мужчиной

Фотосессия Ростислава Хаита из «Квартета И» и его девушки Ольги Рыжковой

OK!, февраль'18
Лучшие музыкальные релизы февраля Лучшие музыкальные релизы февраля

Вспоминаем самые интересные новинки месяца

Esquire, февраль'18
Добро пожаловать! Добро пожаловать!

С чего начинается дом? С прихожей!

Лиза, февраль'18
На всех... угодишь! На всех... угодишь!

В нашем очередном обзоре самые интересные однодневные поездки из Москвы

Лиза, февраль'18
Опасные крайности Опасные крайности

Как найти золотую середину, без которой совместная жизнь никак не складывается

Лиза, февраль'18
Toyota Land Cruiser Prado. Крепкий орешек Toyota Land Cruiser Prado. Крепкий орешек

За что переплачиваем? И переплачиваем ли?

АвтоМир, февраль'18
Плот больного воображения Плот больного воображения

Яхтсмен Дональд Краухерст – самый загадочный горемыка яхтенного спорта

Maxim, март'18
Слой за слоем Слой за слоем

Два ингредиента – потрясающий результат!

Лиза, февраль'18
Неудержимая Неудержимая

Светлана Лебедева не любит мелочиться: если уж бороться, то сразу с пятерыми

Maxim, март'18
50 самых стильных иностранцев в 2018 году 50 самых стильных иностранцев в 2018 году

Те, кто заработал себе место в списке самых стильных иностранцев

GQ, февраль'18
Почему вам не удается заняться спортом: 5 причин Почему вам не удается заняться спортом: 5 причин

«Начну тренироваться с понедельника» — самая распространенная отговорка, позволяющая отсрочить занятия фитнесом. Однако понедельники проходят, и ничего не меняется. Что мешает большинству людей встать с дивана и начать заниматься?

Psychologies, февраль'18
Полет валькирии Полет валькирии

Телеведущая Елена Летучая примеряет образ кинодивы 1950-х годов

Esquire, март'18
Под стук сердца Под стук сердца

На поезде по сказочной Шотландии

Elle, март'18
Мозаика севера Мозаика севера

Зимний пробег по Архангельской области

АвтоМир, февраль'18
Похвала глупости Похвала глупости

Почему эволюция не искоренила человеческое безрассудство?

GEO, март'18