Арт-трио

Мария Байбакова и ее подруги — о долгом пути в современном искусстве в России

ElleКультура

Арт-трио

Фото: Sasha Favorov. Стиль: Anatoliy Frolov

Слева направо, на Екатерине: платье из шерсти, Ruban; туфли из кожи, украшенные бисером, Christian Dior. На Анастасии: рубашка из хлопка, брюки из кожи, все — Gucci; ботильоны из кожи, Casadei. На Марии: костюм из шерсти, Christian Dior; ботильоны из кожи, Brunello Cucinelli. На фоне: работа Вольфганга Тильманса «Состояние, в котором мы находимся, А» (2015) из коллекции фонда V-A-С и фрагмент работы Дана Во «Мы — народ» (2011) из коллекции фонда KADIST

Постоянный колумнист ELLE Мария Байбакова отмечает в этом сентябре десятилетие собственного проекта — арт-институции Baibakov Art Projects. В честь юбилея она встретилась с давними подругами, создательницами компании SmartArt, — Екатериной Винокуровой и Анастасией Корнеевой, чтобы вспомнить, с чего начиналось современное искусство в России и к чему оно всех их привело

МАРИЯ БАЙБАКОВА: Я хочу начать с того, чтобы вспомнить нашу совместную историю. Мы знаем друг друга очень давно, близко дружим. Давайте немного поностальгируем, вспомним, как для нас все начиналось в арт-мире? Интересно, что мы начали с трех разных опорных точек в мире искусства: Катя работала в галерее, Настя — в аукционном доме, я создала некоммерческую институцию — занималась выставочным проектом и поддержкой художников, переехав в Россию в 2008 году из Нью-Йорка и Лондона после получения искусствоведческого образования. Как арт-мир пришел в жизнь каждой из вас?

ЕКАТЕРИНА ВИНОКУРОВА: В конце 2006 года я приехала в Москву и поначалу работала совершенно в другой индустрии — нефтегазовой компании. А потом захотела кардинально сменить сферу деятельности. В тот момент было два человека, которые надоумили меня пойти связаться с искусством. (Смеется.) Одним из них была ты, Маша, а другим — Яна Пил (директор Serpentine Galleries в Лондоне). Яна познакомила меня с директором международной галереи Haunch of Venison Гарри Блейном. На тот момент у меня не было искусствоведческого образования, и Гарри посоветовал пройти стажировку в их лондонском филиале, чтобы наверстать упущенное. Так я и сделала: много времени проводила в Лондоне, начала ездить на ярмарки. В это же время я познакомилась с Терезой Мавикой (директор фонда V-A-C. — Прим. ELLE). В итоге три года я проработала в Haunch of Venison, пока не перешла в аукционный дом Christie’s. В моем случае это было естественное развитие. Гарри, который принял меня на работу, ушел. Плюс так сложились семейные обстоятельства — я забеременела первым ребенком и не могла много летать. В Christie’s как раз в тот момент работала Настя. Аукционный дом для меня был идеален для продолжения моего развития в этой индустрии. Это потрясающая школа. Ты работаешь с настоящими шедеврами и профессионалами своего дела, изучаешь, как четко выстроена эта организация с оборотом в семь миллиардов долларов в год. Это огромная махина!

На Екатерине: свитер из шерсти, Uniqlo; жакет из полиэстера и вискозы, Paul & Joe. На фоне: экспозиция совместного проекта ММОМА и фондов V-A-C и KADIST «Генеральная Репетиция»

АНАСТАСИЯ КОРНЕЕВА: Да, я пришла в Christie’s в 2006-м, это произошло совершенно случайно. Я работала на компанию, которая организовывала Экономический форум в Лондоне, и проводила там много времени. Собственно, именно там я познакомилась с одним из президентов Christie’s — меня представила ему Мария Ситнина, вице-президент «Газпромбанка», мы все начали общаться. У меня тоже не было искусствоведческого образования — я окончила журфак МГУ. Образование вообще стало некоей передачей опыта от правильных, знающих людей, и это гораздо больше, чем знания, которые вы можете получить на профильном факультете. На тот момент в Москве у Christie’s даже не было постоянного адреса. Мы сильно продвинулись: открыли первый офис, потом второй, а на третий уже пришла Катя. За это время клиентская база увеличилась в несколько раз — считаю это нашей персональной заслугой. Я и Катя — мы и были Christie’s в Москве. (Смеется.) Скромно! Но правда. У нас все получалось бодро, весело и эффективно.

М.Б. Да, это был очень плодотворный период. Как сейчас помню: 2006 год, вечерние торги аукциона Sotheby’s, какой-то русскоговорящий человек с заднего ряда поднимает руку и ставит 100 миллионов долларов на работу Пикассо «Дора Маар с кошкой». Для меня это был первый знак того, что русские пришли в интернациональный арт-рынок, но при этом не были никому знакомы. В 2006–2007 годах большое число интернациональных организаций хотели попасть в Россию и завязать отношения с русскими клиентами. И я, будучи русской студенткой Барнард-колледжа в Нью-Йорке (где мы с тобой, Катя, кстати, познакомились), имея трехлетний стаж работы в арт-мире, попала в правильное место в правильное время. Вместо того чтобы после окончания вуза выходить на работу в одно место, я стала консультировать сразу несколько разных организаций — сначала проект Sotheby’s в октябре 2007-го, когда мы вместе делали первую крупную выставку современного искусства в России в Barvikha Luxury Village. Следующий — галерея Gagosian попросила меня проконсультировать их на тему обширной выставки на территории Москвы с участием самых значимых художников их программы. Под этот проект я нашла площадку на «Красном Октябре», который в тот момент только завершал работу над производством шоколада. В сентябре 2008 года выставка галереи Gagosian открылась, и, согласно нашим договоренностям, после окончания выставки это пространство перешло мне и стало территорией Baibakov Art Projects. Примечательно,

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сама себе режиссер Сама себе режиссер

В конце прошлого года Дарья Мельникова второй раз стала мамой

OK!
Как бесплатно и с шиком заночевать на Великой Китайской стене Как бесплатно и с шиком заночевать на Великой Китайской стене

Великая Китайская стена ненадолго превратится в гостиничный номер

National Geographic
Мечта путешественника Мечта путешественника

Предприниматель из Новосибирска создал единую сим-карту для 200 стран

Forbes
Спасительница акул Спасительница акул

Джессика Крэмп помогла прекратить торговлю акулами на островах Кука

National Geographic
Поддаться, чтобы наподдать! Как устроено айкидо Поддаться, чтобы наподдать! Как устроено айкидо

Если у тебя в друзьях есть хилый человек в очках, не давай ему читать эту статью

Maxim
До и после бокала вина: фотограф показал, как меняется настроение от алкоголя До и после бокала вина: фотограф показал, как меняется настроение от алкоголя

Фотограф из Бразилии Маркус Альберти придумал забавный проект

Playboy
70 лет приключений 70 лет приключений

Семьдесят лет весь мир следит за приключениями внедорожников фирмы Land Rover

АвтоМир
Еда и мир: гавайская кухня Еда и мир: гавайская кухня

Национальная кухня экзотических Гавайев штурмует рестораны по всему миру

National Geographic
От монстра до красотки: 12 лучших кинообразов Шарлиз Терон От монстра до красотки: 12 лучших кинообразов Шарлиз Терон

Знаковые роли актрисы Шарлиз Терон и эффектные образы из фильмов

Cosmopolitan
Работа — это не рабство: как защитить личные границы Работа — это не рабство: как защитить личные границы

В погоне за успешной карьерой не стоит забывать о границах личного пространства

Psychologies
Райский уголок на южном побережье Сардинии: Falkensteiner Resort Capo Boi Райский уголок на южном побережье Сардинии: Falkensteiner Resort Capo Boi

Falkensteiner Resort Capo Boi – это семейный курорт из коллекции премиум-класса

National Geographic
Сексуальное желание: как оно устроено у женщин? Сексуальное желание: как оно устроено у женщин?

Как превратить возбуждение в настоящее желание

Psychologies
Информация на миллион: 5 необходимых продуктов перед тренировкой Информация на миллион: 5 необходимых продуктов перед тренировкой

5 рецептов самых вкусных и быстрых блюд перед тренировкой

Playboy
История советского шаропоезда, чуть не перевернувшего представление о железной дороге в 30-х годах История советского шаропоезда, чуть не перевернувшего представление о железной дороге в 30-х годах

СССР 30-х — эпоха безоглядного созидательного энтузиазма

Maxim
Переходный возраст Переходный возраст

Интервью с актером Дональдом Сазерлендом

The Rake
Как выглядят лучшие отели, бар и ресторан Как выглядят лучшие отели, бар и ресторан

Virtuoso объявила победителей своей ежегодной премии «Лучшие из лучших»

National Geographic
Совсем взрослый Совсем взрослый

Компания Audi представила новый Q3

АвтоМир
Тише едешь Тише едешь

Для чего в городах запрещают водителям разгоняться свыше 30 км/ч

Forbes
Бирюзовые очки. Как отказ от иерархии разрушает компании Бирюзовые очки. Как отказ от иерархии разрушает компании

Если резко перейти к самоорганизации, мы получим ораву бездельников

Forbes
Легализация отходов: Краткая история мусора от древности до наших дней Легализация отходов: Краткая история мусора от древности до наших дней

Мусор — древнейший спутник цивилизации. Пора его изучить, понять и простить.

Maxim
5 женщин, которые изменили этот мир 5 женщин, которые изменили этот мир

Еще совсем недавно наш мир был полностью ориентирован на мужчин

Популярная механика
Синявинские высоты: как саперная лопатка стала любимым оружием советской пехоты Синявинские высоты: как саперная лопатка стала любимым оружием советской пехоты

В тот день саперные лопатки показали свою страшную эффективность

Maxim

«Каталог всей Земли» в 1970-е годы стал «библией своего поколения»

Esquire
Колыбель гениев Колыбель гениев

Отправление во Флоренцию по следам гениев прошлого и в поисках гениев настоящего

Вокруг света
Зачем нам нравиться другим и почему это так сложно? Зачем нам нравиться другим и почему это так сложно?

Почему простые природные желания порой доставляют нам столько хлопот?

Psychologies
Coverstory Coverstory

Ульяна Сергеенко вспоминает скандал со «словом на букву «н»

SNC
Из отпуска с подарком: паразитический червь обживает Средиземноморье Из отпуска с подарком: паразитический червь обживает Средиземноморье

Биологи разгадали тайну происхождения паразита, появившегося в Южной Европе

Forbes
Одинокая девушка-браузер: после этого ты точно откроешь Internet Explorer Одинокая девушка-браузер: после этого ты точно откроешь Internet Explorer

Комиксы про девушку в образе Internet Explorer

Playboy
Как восхождение на Эверест изменило мою жизнь Как восхождение на Эверест изменило мою жизнь

Юрист Анжела Ю рассказывает, как покорение вершины изменило ее мировоззрение

Psychologies
Психолог для будущей мамы Психолог для будущей мамы

В каких случаях будущей маме стоит обращаться к психологу

9 месяцев
Открыть в приложении