Интервью с выдающейся русской оперной певицей

ЭкспертКультура

Выбор Анны Нетребко

Интервью с выдающейся русской оперной певицей

Вячеслав Суриков

Анна Нетребко — обладательница множества титулов и музыкальных наград.
Среди них 11 немецких премий ECHO Klassik, номинация на премию Grammy, а также
почетный титул Kammersängerin, присужденный ей Венской государственной оперой

На 4 июня намечен концерт в Государственном Кремлевском дворце сразу четырех звезд оперной сцены: Анны Нетребко, Андреа Бочелли, Юсифа Эйвазова и Ольги Перетятько. Организатор концерта известный продюсер Максим Берин считает, что «это выступление можно сравнить с концертом Нетребко и Хворостовского на Красной площади или с первым концертом трех легендарных теноров, Доминго, Каррераса и Паваротти, который состоялся в Риме в 1990 году». В преддверии концерта «Эксперт» поговорил с Анной Нетребко о ситуациях выбора, с которыми ей приходится сталкиваться в своей музыкальной карьере.

— Как вы соглашаетесь на те или иные проекты? И что для вас является основным критерием для принятия решения, участвовать или не участвовать?

— Для меня главный критерий — это оперные театры, их новые постановки. Это в первую очередь. Сейчас нам (вместе с Юсифом Эйвазовом — мужем певицы. — «Эксперт») предстоит Лондон: репетиции и семь спектаклей. Это займет огромный промежуток времени, два с половиной месяца. На такие проекты приходится основное время в моем расписании. Промежутки между ними мы заполняем концертами. Как правило, едем в те места, куда не можем приехать с постановкой. Но я очень придирчива к концертному залу. Мне нужно знать, где я пою и хорошая ли там акустика. Потому что если в концертном зале плохая акустика и он мне не нравится, то и концерт будет плохой, а я не люблю плохие концерты. На меня все время обижается мой родной город Краснодар: почему не приезжаю. Я им сказала: «Не приеду до тех пор, пока не прекратите строить здания судов и не построите приличный концертный зал». Позор! Миллионный город, а выступать негде. Как такое может быть? В Италии даже в самом маленьком городе роскошные театры. Я понимаю, они построены давно, но в Германии потрясающие и современные залы. Ну так один хотя бы можно построить?

— Вы поете песни Игоря Крутого — они были написаны специально для вас? Это ваш единственный опыт исполнения музыки, написанной современным композитором?

Какие-то песни он написал для меня, какие-то уже были. Однако он настолько талантлив, что новая песня может оказаться готова мгновенно! Но другие современные композиторы — нет. Знаете почему? Я вам скажу. Потому что для того, чтобы петь сложную современную музыку, нужно специально учиться. Я пыталась петь Щедрина — и не смогла. Честно пыталась выучить, даже выучила почти, но, когда моя пианистка начала играть, я поняла: петь это не смогу. Это была «Клеопатра и змея», действительно интересное произведение, и я очень хотела его спеть. А потом заболела, и все сошло на нет. Помню еще, что исполняла военный реквием Бриттена, которого очень люблю. Мне он невероятно нравится как композитор, я мечтала его спеть. Но, к сожалению, хотеть и мочь — разные вещи. Помню, мучилась страшно. Потому что я не слышу фа-диез, когда общая какофония и при этом еще поет детский хор в другой тональности. Этому надо учиться, практиковаться в этом, а поскольку все мое время уходит на практику в других областях, я бы предпочла в них и остаться.

— Часто ли вы отказываетесь от того, что предлагают спеть?

Отказываюсь. Я с возрастом стала абсолютно четко понимать, что я хочу, а чего я не хочу. Я считаю, что заслужила хорошие оперы и хорошие постановки. Я спела где-то пятьдесят ролей на разных языках, погуляла от Моцарта через бельканто к Верди, к веризму. Хорошо!

— Можно ли говорить о каких-то упущенных возможностях на вашем творческом пути?

— Нет. Тем более что все мои последние партии я сама инициировала.

— Есть у вас предпочтения по отношению к режиссерам, с которыми хотелось бы работать?

— Главное, чтобы они очень много не репетировали. (Смеется.) Я люблю режиссеров, которые знают и понимают, чего хотят. Все должно быть сделано до того, как артист появится на сцене. А мы должны лишь прийти и спеть.

— Как вы работаете над тем или иным образом?

Это моя «кухня», и я не люблю об этом говорить. Как вживаюсь, что делаю — это никого не должно интересовать. Каким-то образом я в это вживаюсь.

— Бывает, что что-то не получается?

— Конечно! Но я не грызу себя после каждого спектакля. Есть такие певцы, которые долго переживают по поводу каждой оплошности. У меня иначе: если что-то не получилось — извините, получится в следующий раз. Потому что это живой спектакль. И организм живой, верно? Так что все может быть.

Что сейчас требуется от оперных певцов помимо вокальных данных?

— Смотря какая опера. Опера легкая, опера комичная или опера с легкими голосами, конечно, требует и другой физики: там много движений и необходимо актерское мастерство. Оперы драматичные или бельканто — в них ничего не нужно делать. Если ты мотаешься как ненормальный, это просто отвлекает от музыки, согласитесь.

— Как вы оцениваете стремление режиссеров актуализировать оперные постановки?

— Все зависит от режиссера. К сожалению, талантливых все меньше и меньше, их очень мало. Помню, в девяностые, даже в начале нулевых, была целая плеяда талантливых режиссеров. Их постановки с ног на голову все переворачивали, и они были очень интересными. Я часто попадала на них в Зальцбурге, и это было действительно интересно, мне нравилось. А сейчас постановки восхищают все меньше и меньше. И все больше я склоняюсь к красивому визуальному ряду: костюмам, свету, который не мешает и не отвлекает от музыки. Возможно, мне просто надоело постоянное сочетание серого, черного и кроваво-красного в декорациях. Я пела вместе с Юсифом в мюнхенской Staatsoper в опере «Макбет». Это потрясающая постановка Мартина Кушея, ей уже, наверное, лет десять. Она страшная, она вызывает шок. В ней чего только нет, включая открытые мужские гениталии. Там жуткие вещи происходят. Честно. Но она мне безумно нравится. Мне кажется, это одна из лучших постановок «Макбета». Она гениально сделана от начала и до конца. В ней есть концепция, понятно и оправданно каждое решение режиссера. Но я же уже ушла от современного — я хочу классики. Совсем недавно с интересом посмотрела постановку «Троянцев» в Бастилии. Там Карфаген перенесен в дом для реабилитации жертв Троянской войны. И дальше что? Мне не хватило безумия, добавьте! Идея — была, и она очень интересна. Хорошо, но что еще? Покажи мне, подскажи. Я до сих пор хожу и думаю о постановке, пытаюсь до конца понять: мне понравилось? Или не понравилось?

©Kirkedwards

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Они мне не нравятся. О крушении родительских надежд Они мне не нравятся. О крушении родительских надежд

Поздние и любимые дети вдруг перестают радовать отца, который воспитывал их

СНОБ
Прокладывая путь: как София Ионеску стала первой в мире женщиной-нейрохирургом Прокладывая путь: как София Ионеску стала первой в мире женщиной-нейрохирургом

София Ионеску — первая женщина-врач, которая провела операцию на головном мозге

Forbes
Несчастливые дни Несчастливые дни

«Гении»: попытка байопика Сэмюэла Беккета

Weekend
Александр Коршунов: «Вдохновение должно приходить в назначенное время» Александр Коршунов: «Вдохновение должно приходить в назначенное время»

Режиссер Александр Коршунов — о новом спектакле и театре «Сфера»

Монокль
Что делать, если посудомоечная машина не сливает воду Что делать, если посудомоечная машина не сливает воду

Случаи, почему течет посудомойка, а также способы, как это исправить

CHIP
Что лучше, открыть окно или включить кондиционер? Что лучше, открыть окно или включить кондиционер?

Казалось бы, зачем использовать кондиционер, если можно опустить окно...

4x4 Club
Как выбрать складной стол для пикников: 5 важных правил и еще 5 полезных нюансов Как выбрать складной стол для пикников: 5 важных правил и еще 5 полезных нюансов

Собрали все параметры складных столов для пикников, имеющие значение

ТехИнсайдер
Неофициальные шестидесятые: от СМОГа до «ахматовских сирот» Неофициальные шестидесятые: от СМОГа до «ахматовских сирот»

Неофициальная поэзия 1960-х: поэтические содружества и авторы-одиночки

Полка
Андрей Михайлов: «Эволюция людей похожа на одомашнивание самих себя» Андрей Михайлов: «Эволюция людей похожа на одомашнивание самих себя»

Футуролог Андрей Михайлов — о влиянии технологий на человеческие привычки

РБК
Главная роль Кэтрин Зета-Джонс Главная роль Кэтрин Зета-Джонс

Свою главную и самую сложную роль она играет не на сцене или в кино, а в жизни

Караван историй
6 простых правил, которые сделают тебя стройной к летнему сезону 6 простых правил, которые сделают тебя стройной к летнему сезону

Как терять вес, получая удовольствие от процесса?

VOICE
Парус, лыжи, кошки, спиннинг… Парус, лыжи, кошки, спиннинг…

В кратер вулкана на лыжах и неделя «вне зоны действия сети»

Вокруг света
Астрономы увидели прорыв ударной волны сверхновой сквозь плотное околозвездное вещество Астрономы увидели прорыв ударной волны сверхновой сквозь плотное околозвездное вещество

Ученые проследили ударную волну сверхновой сквозь плотное околозвездное вещество

N+1
Константин Чайкин: Дело — время Константин Чайкин: Дело — время

История от создателя самых узнаваемых российских часов нового времени

Maxim
Мне нужны твои камбэки: чем хороша французская драма «(Не)бывшие» с Гийомом Кане? Мне нужны твои камбэки: чем хороша французская драма «(Не)бывшие» с Гийомом Кане?

почему стоит смотреть новую драму Стефана Бризе «(Не)бывшие»?

Правила жизни
Хороший тон Хороший тон

Как добиться эффекта идеально гладкой сияющей кожи с помощью тональных средств

Лиза
Дух свободы Дух свободы

Подчеркнуто мужское пространство со своей неповторимой атмосферой и харизмой

SALON-Interior
Что строили на месте терактов и крупных трагедий в России и мире Что строили на месте терактов и крупных трагедий в России и мире

Что раньше строили на месте крупных трагедий в России и мире

СНОБ
Старикам везде у нас почет Старикам везде у нас почет

Самые уважаемые автомобильные марки в современной России

Автопилот
Японский – простой язык Японский – простой язык

Сложности при изучении японского глубоко укоренены в самой японской ментальности

Знание – сила
Где хранить зимнюю одежду, если у тебя нет шкафов или места в них не хватает: советы организаторов пространства Где хранить зимнюю одежду, если у тебя нет шкафов или места в них не хватает: советы организаторов пространства

Всякий раз оттягиваешь момент, когда нужно убрать зимние вещи?

VOICE
Сто лет тому вперед Сто лет тому вперед

«Белое пластиковое небо»: постапокалипсис в Будапеште

Weekend
4 правила секс-безопасности в командировке 4 правила секс-безопасности в командировке

Как сделать так, чтобы секс в командировке принес только яркие впечатления

Psychologies
Илья Кабаков Илья Кабаков

Правила жизни художника-концептуалиста Ильи Кабакова

Правила жизни
«АПК Ресурс» зальет поля под рис «АПК Ресурс» зальет поля под рис

Как «АПК Ресурс» планирует засеять рисом 27 тыс. га в Астраханской области

Агроинвестор
Дыма нет, разница — есть Дыма нет, разница — есть

Разница между электронными системами нагревания табака и электронными сигаретами

Наука
Оксана Акиньшина Оксана Акиньшина

В Оксане Акиньшиной сочетаются вещи, казалось бы, несовместные

Собака.ru
Хорошая плитка Хорошая плитка

Какими полезными свойствами обладает темный шоколад

Лиза
Идеал в деталях Идеал в деталях

11 качеств женщины, которые больше всего цепляют мужчин

Лиза
Что такое гипервизор? Типы и примеры гипервизоров, как работает Что такое гипервизор? Типы и примеры гипервизоров, как работает

Рассказываем о средстве виртуализации — гипервизоре

Цифровой океан
Открыть в приложении