Встали на колесо

Тольяттинская «Зетта» готовит к серии бюджетный городской электромобиль

ЭкспертАвто

Встали на колесо

Тольяттинская «Зетта» готовит к серии бюджетный городской электромобиль с двигателем и платформой собственной разработки. Рынок в компании оценивают в 15 тысяч электрокаров в год

Вера Колерова

Новый российский электромобиль обещают продавать по цене от 450 тыс. рублей. Предоставлено компанией «Зетта»

В России после приснопамятного так и не реализованного проекта «Ё-мобиль» делается новая попытка начать серийное производство городского электромобиля: тольяттинская компания «Зетта» планирует до конца года выпустить десять машин Zetta с электродвигателем, а в следующем году — две тысячи штук. На ближайшие годы потенциальный рынок сбыта гендиректор «Зетты» Денис Щуровский оценивает в 15 тыс. электромобилей в год. Помимо электромобилей компания будет делать грузовую, коммунальную и прочую спецтехнику на электротяге. Но в первую очередь речь идет именно о городских машинах. «В “Ё-мобиле” не было сделано самого главного — не было “сердца”, то есть электродвигателя, который они не успели довести до ума, — говорит г-н Щуровский. — Уже потом, после закрытия проекта, все их наработки передали в Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ), и сейчас этот электродвигатель используется в гибридном “Кортеже”».

Как рассказал Денис Щуровский, основатели «Зетты» много лет занимаются инженерными разработками и производством автокомпонентов (кстати, к АвтоВАЗу компания отношения не имеет). «Зетта» целенаправленно начала работать в области электротранспорта, а именно разработки электропривода асинхронного типа. Такой двигатель и установлен прямо в колеса электрокара «Зетта», то есть не нужно использовать редуктор для передачи крутящего момента и трансмиссию. Это позволяет существенно облегчить и упростить машину.

«Сейчас все применяют синхронные двигатели постоянного тока, — объясняет Денис Щуровский. — Они просты в управлении, у них высокий крутящий момент. Однако есть и много недостатков, что связано с самими свойствами магнита (там используются электрические магниты), — прежде всего это перегрев. Кроме того, магниты со временем теряют свои свойства, к тому же они очень подвержены химической коррозии. Асинхронный двигатель этими недостатками не обладает. Мы сделали двигатель, у которого крутящий момент намного выше, чем у того, который работает на магнитах, и при этом он более живуч и неприхотлив».

С проектом производства автомобиля с электроприводом собственной разработки «Зетта» пришла в Минпромторг за поддержкой. «В 2017 году мы возили прототип нашего электромобиля на заседание рабочей группы Госсовета по промышленности, и там он получил одобрение. Хотя поначалу никто не верил, что можно достичь такого крутящего момента, тем более с асинхронным двигателем, что можно поставить двигатель в колесо и обойтись без трансмиссии», — вспоминает Денис Щуровский. «Зетта» стала получать субсидии на компенсацию части затрат на НИОКР. Всего в проект было вложено 450 млн рублей — это, как говорит Денис Щуровский, в основном собственные средства учредителей, и порядка 90 млн рублей — субсидии от Минпромторга. Сумма, конечно, небольшая в сравнении с миллиардными затратами на платформы ведущих мировых автопроизводителей. Летом 2019-го проект получил еще 49,5 млн рублей беспроцентного займа от Фонда развития моногородов. Это должно помочь не выбиваться из сроков.

Участники авторынка говорят, что корни тольяттинского проекта — в давних тендерах Минпромторга на производство электротранспорта для маломобильных граждан: «Многие хотели взяться за эту тему, ведь речь шла о бюджете в 78 миллионов и 200 миллионов рублей на условиях софинансирования».

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Смотри, тут дешевле! Смотри, тут дешевле!

Минэкономразвития поможет малому и среднему бизнесу занять денег на бирже

Эксперт, сентябрь'19
Карты, деньги, соленый огурец Карты, деньги, соленый огурец

Некоторые ученые уверены, что карты появились раньше письменности

Maxim, октябрь'19
Города будущего: от мегаполиса до квартиры Города будущего: от мегаполиса до квартиры

Экологичные мегаполисы, где места хватит и людям, и природе

National Geographic, май'19
Развитие Арктики подогреют на сжиженном газе Развитие Арктики подогреют на сжиженном газе

Минэнерго предложило создать компанию для инвестиций в СПГ-проекты

РБК, октябрь'19
20 главных изобретений ИТМО: От нового языка программирования до наномашин против рака. 20 главных изобретений ИТМО: От нового языка программирования до наномашин против рака.

Университет ИТМО не зря включен в Топ-100 рейтинга «Компьютерные технологии»

Собака.ru, октябрь'19
Коронный номер Коронный номер

Действительно ли похвала поднимает детям самооценку

Лиза, октябрь'19
Вижу цель — не вижу препятствий Вижу цель — не вижу препятствий

Как превращать мечты в осознанные намерения

GQ, октябрь'19
Экономист, помогавший команде Гайдара: 7 фактов о нобелевском лауреате Эстер Дюфло Экономист, помогавший команде Гайдара: 7 фактов о нобелевском лауреате Эстер Дюфло

Эстер Дюфло — вторая женщина, получившая Нобелевскую премию по экономике

Forbes, октябрь'19
«Градусы»: «Свою лучшую песню мы еще не написали» «Градусы»: «Свою лучшую песню мы еще не написали»

Поп-рок-группа «Градусы» прервала молчание

Grazia, октябрь'19
Неловкий момент: Джастин Бибер женился на глазах бывшей возлюбленной Неловкий момент: Джастин Бибер женился на глазах бывшей возлюбленной

25-летний Джастин Бибер сыграл свадьбу с 22-летней Хейли Бибер

Cosmopolitan, октябрь'19
Приемная семья и школа Приемная семья и школа

О новой для России уникальной стратегии выживания сел рассказали социологи

Огонёк, октябрь'19
Пачка штрафов: как и кто штрафует за парковку на газоне Пачка штрафов: как и кто штрафует за парковку на газоне

Припарковавшийся на газоне автомобилист получил пять штрафов

РБК, октябрь'19
Какие Apple Watch купить сейчас: муки выбора Какие Apple Watch купить сейчас: муки выбора

Что выбрать между последним и предпоследним вариантами Apple Watch?

Популярная механика, октябрь'19
Почему вокруг так много аллергиков? Почему вокруг так много аллергиков?

Разбираемся, почему людей с аллергией становится все больше

Women’s Health, октябрь'19
Как люди читают руками: история появления шрифта Брайля Как люди читают руками: история появления шрифта Брайля

Цепь событий, приведших к появлению шрифта Брайля

Популярная механика, октябрь'19
Почему искать баланс между семьей и карьерой не нужно и даже вредно Почему искать баланс между семьей и карьерой не нужно и даже вредно

Поиск баланса между семьей и карьерой лишает энергии и веры в себя

Psychologies, октябрь'19
Что случится, если все льды планеты растают за одну ночь? Что случится, если все льды планеты растают за одну ночь?

Рисуем сценарий Апокалипсиса

National Geographic, октябрь'19
Новая вывеска. Зачем Сурков рассказал о «путинизме» Новая вывеска. Зачем Сурков рассказал о «путинизме»

Помощник президента назвал «путинизм» «хорошо работающим методом властвования»

Forbes, октябрь'19
В Шотландии найден камень времен пиктов В Шотландии найден камень времен пиктов

Пикты – древнейший из известных народов, населявших Шотландию

National Geographic, октябрь'19
«Биохакеры торгуют своим телом» «Биохакеры торгуют своим телом»

Погоня за молодостью лишает человека права на полноценную старость

Огонёк, октябрь'19
«Никакой экосистемы TON не существует»: почему SEC остановила ICO Telegram и что это значит для проекта Дурова «Никакой экосистемы TON не существует»: почему SEC остановила ICO Telegram и что это значит для проекта Дурова

SEC добилась временного судебного запрета в отношении Telegram Group Inc.

Forbes, октябрь'19
Игорь Шахрай: В Москве для солнечных батарей света больше, чем в Берлине Игорь Шахрай: В Москве для солнечных батарей света больше, чем в Берлине

Игорь Шахрай о планах оснастить своей продукцией все частные домовладения России

СНОБ, октябрь'19
Пластмассовый символ Америки: автомобиль Corvette Пластмассовый символ Америки: автомобиль Corvette

Corvette в США — образ жизни, икона, объект поклонения

Популярная механика, октябрь'19
Единственный топ-менеджер, который звонит Трампу: как глава Apple Тим Кук влияет на президента США Единственный топ-менеджер, который звонит Трампу: как глава Apple Тим Кук влияет на президента США

Об особых отношениях Трампа и Кука

Forbes, октябрь'19
Исправить самооценку Исправить самооценку

То, как мы относимся к себе, влияет на наше самочувствие

Psychologies, октябрь'19
Что говорят звезды, которые решились на домашние роды? Что говорят звезды, которые решились на домашние роды?

Звездные мамочки, у каждой из которых несколько детей, решились на домашние роды

Cosmopolitan, октябрь'19
5 пар кроссовок, которые появятся в продаже до конца следующей недели 5 пар кроссовок, которые появятся в продаже до конца следующей недели

Трэвис Скотт и Tyler, The Creator соперничают в мерче с Тимати

GQ, октябрь'19
Максималисты. BMW X7 против Range Rover Максималисты. BMW X7 против Range Rover

Range Rover почти на равных конкурирует с новым BMW X7

РБК, октябрь'19
«Такое взаимопонимание, что боюсь сглазить»: как Герман Греф посетил офис Rambler «Такое взаимопонимание, что боюсь сглазить»: как Герман Греф посетил офис Rambler

Глава Сбербанка Герман Греф в пятницу, 18 октября, посетил офис Rambler Group

Forbes, октябрь'19
Наемники из Израиля: кто стоит за самыми загадочными хакерами, взламывающими Apple и Microsoft за деньги Наемники из Израиля: кто стоит за самыми загадочными хакерами, взламывающими Apple и Microsoft за деньги

В Израиле много хакеров, которые зарабатывают взломами

Forbes, октябрь'19