ВСМ как технологический взрыв

Сможем ли локализовать зарубежные технологии развития сети ВСМ?

ЭкспертHi-Tech

ВСМ как технологический взрыв

Инвентаризация имеющихся в России компетенций по реализации проектов ВСМ показывает лишь небольшое количество узких мест в технической стороне этого проекта. Даже в условиях санкций они не кажутся непреодолимыми. Но глубокую локализацию обеспечит лишь эффект масштаба

Андрей Виньков

Прокат 100-метрового рельса в рельсобалочном цехе АО «Евраз ЗСМК» в Новокузнецке

Наша страна как никогда близко подошла к моменту начала реализации обсуждаемых много лет проектов строительства высокоскоростных железнодорожных магистралей. Встают закономерные вопросы: а сможем ли мы их «поднять»? Кто и как это будет строить? Где мы будем покупать или производить поезда, рельсы, машины и электронное оборудование для развития сети ВСМ? Сможем ли локализовать зарубежные технологии?

Мы проинвентаризировали те особые требования к качеству пути, рельсов, путевой инфраструктуры, систем управления движением, а также к подвижному составу, которые могут встать на пути у исполнителей проектов ВСМ, и пришли к обнадеживающим выводам: большая часть решений и технологий уже есть на российском рынке, многие из них апробированы, под них готовы отраслевые стандарты и решения. Недостающих технологий и машин немного. Как показывает китайский опыт, локализация — дело решаемое. Наши юго-восточные партнеры уже приступили к локализации даже тех решений для ВСМ, которые в мире контролируют всего две-три компании.

Неплохие успехи в деле локализации технологий развития ВСМ демонстрирует и Турция, заключившая договор о создании совместного предприятия с корейским концерном Hyundai. И если ранее эта страна была не в состоянии полностью обеспечить себя даже традиционными локомотивами и вагонами, то планы развития сети скоростного и высокоскоростного движения общей протяженностью 4500 км привели к запуску масштабной программы развития собственного железнодорожного машиностроения на местной технологической базе. Но все удачные зарубежные кейсы локализации технологий и техники говорят об одном: она становится экономически эффективной только начиная с определенной емкости потенциального спроса. Один-два десятка высокоскоростных поездов глубоко локализовать нет смысла — они будут «золотыми». Нужен твердый заказ на сотню составов минимум.

Непривычный безбалласт

«Высокоскоростная железнодорожная магистраль — это пять функциональных подсистем, — начинает ликбез корреспондента “Эксперта” Геннадий Балабанов, начальник управления технического департамента АО “Скоростные магистрали”. — Первая функциональная подсистема — это железнодорожный путь. Он включает в себя земляное полотно, искусственные сооружения, верхние строения пути, стрелки, рельсы и так далее. Вторая подсистема — это железнодорожное электроснабжение, тяговое и нетяговое. Следующая система — это железнодорожная автоматика и телемеханика (автоблокировка, светофоры, семафоры и так далее), обеспечивающие управление движением высокоскоростного подвижного состава на перегонах и станциях и маневровой работой. Четвертая система — железнодорожная электросвязь. И пятая функциональная подсистема — это станционные здания и сооружения. К ним относятся не только вокзалы, станционные посты, но и основные производственные здания для ремонтной базы».

На наш естественный вопрос, а где же среди этих подсистем специальный высокоскоростной подвижной состав, Геннадий Балабанов пояснил, что эта неотъемлемая составляющая работающей линии ВСМ лежит вне объекта. Железнодорожники выставляют технические требования к параметрам подвижного состава, испытывают и сравнивают претендентов. Состояние дел с подвижным составом для наших ВСМ мы отдельно рассмотрим ниже.

Начнем же с описания собственно выделенной линии ВСМ. Вошедшая в проектную документацию ВСМ Москва—Казань конструкция безбалластного верхнего строения пути типа СRTS III Rus пришла к нам из Китая. Она доработана и испытана под российские климатические условия с диапазоном от +47 до −50 °C и технические параметры с шириной колеи 1520 мм на участке Харбин—Далянь и на сегодня является инновационной для России.

Что такое безбалластное строение пути? Если объяснять совсем просто, под рельсами здесь мы не увидим привычных шпал, утопленных в плотно сбитую «подушку» из щебня (балласт). Рельсы крепятся непосредственно к бетонному основанию. Причем последнее не монолитное, а состоит, как бургер, из нескольких слоев (см. схему).

«Прежде всего, для безбалластной конструкции верхнего строения пути повышены требования к земляному полотну, — продолжает свой рассказ Геннадий Балабанов. — Оно должно быть беспросадочное. Минимальная осадка в течение всего жизненного цикла должна составлять не более пятнадцати миллиметров. Такая конструкция поддерживает стабильность геометрии пути и позволяет быстро уложить рельсовое полотно, свести к минимуму затраты на обслуживание и сократить износ подвижного состава».

На земляное полотно заливается на месте бетонное основание. Сверху укладывается гидроизоляционный слой в три миллиметра толщиной, а на него — бетонные плиты заводского изготовления. Плиты эти выставляются домкратами, а затем заливается подливочный самоуплотняющийся бетон. Последний под собственной тяжестью полностью заполняет пространство опалубки, в том числе между арматурными стержнями.

Путь, уложенный по этой технологии, практически не нуждается в ремонте. Срок его эксплуатации — порядка 60 лет. На железнодорожной станции Реда в Германии, где впервые была использована подобная конструкция, путь находится в первозданном состоянии с 1972 года.

Пока в России таких путей не строили. Нет даже опытных участков. Зато есть опытные участки разных других типов технологий безбалластного пути, но они европейского типа, разработаны без учета наших природных особенностей. Китайская же технология будет проходить испытания на экспериментальном кольце АО ВНИИЖТ в подмосковной Щербинке.

В части локализации этой технологии нужно приобрести необходимую опалубку и оборудование для натяжения арматуры. Геннадий Балабанов уверен, что силами нынешних игроков строительной отрасли, таких, например, как «РЖДстрой», «Спецтрансстрой» или «Мостотрест», освоить эту технологию строительства вполне реально. «А сами бетонные плиты может выпускать любой завод, который выпускает сегодня бетонные шпалы», — считает Балабанов.

Безбалластный путь более требователен к соблюдению технологии строительства, состава бетонных смесей и качества подготовки основания. Вероятность появления неисправности на безбалластном пути существенно меньше; правда, он существенно дороже традиционного балластного. Выбор конструкции пути был сделан исходя из минимизации стоимости жизненного цикла при безусловном обеспечении надежной эксплуатации с заданными нагрузками и скоростями движения поездов. При этом между безбалластной и балластной конструкциями пути — там, где выделенная линия будет смыкаться с модернизированной обычной, — предусмотрены переходные участки.

Любопытно, что внедрение безбалластного способа строительства пути может изменить баланс спроса и предложения в части строительных материалов: железнодорожная отрасль начнет потреблять меньше щебня и больше бетона и цемента. К примеру, строительство пилотного участка ВСМ между станциями Железнодорожный и Гороховец протяженностью 301 км потребует ни много ни мало 2,7 млн тонн цемента — это одна двадцатая часть его нынешнего общероссийского производства. Весьма серьезный спрос проект предъявит и на строительную технику: например, почти 500 автокранов и почти 1800 самосвалов понадобится задействовать только на реализацию первой очереди ВСМ Москва —Казань — до Нижнего Новгорода.

А вот что пока в России не поставлено на поток, так это технология сооружения эстакад и навесное бетонирование пролетных строений над реками. «Сама пролетная балка коробчатого типа, ее вес около 900 тонн, — объясняет Геннадий Балабанов. — Во-первых, ее надо транспортировать, сегодня в России балковозов такой грузоподъемности нет. И консольно-шлюзовых кранов для укладки данных пролетных строений тоже нет. Это оборудование для транспортировки и укладки необходимо приобретать за рубежом». Скорее всего, придется делать это в Китае.

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Королева книжного рынка Королева книжного рынка

Тираж книг Холли Вебб выше, чем у Дарьи Донцовой

Эксперт, сентябрь'19
Хранить вечно Хранить вечно

Молодые инженеры сконструировали прибор из романа Дэна Брауна

Robb Report, июль'19
Дизайнерские дети: ожидать ли нам ГМО-поколения? Дизайнерские дети: ожидать ли нам ГМО-поколения?

Кажется, что мы все ближе к появлению так называемых «спроектированных» детей

Naked Science, октябрь'19
Несостоявшаяся невеста: история проклятого платья Анны Бейкер Несостоявшаяся невеста: история проклятого платья Анны Бейкер

Жутковатая, но романтичная история Анны Бейкер и ее белого платья

Cosmopolitan, июнь'19
Лучшие роли Бена Кингсли Лучшие роли Бена Кингсли

От Махатмы Ганди до мексиканского пастора-убийцы

GQ, июнь'19
«Можно начинать с 40 рублей». Платные парковки дойдут до Подмосковья «Можно начинать с 40 рублей». Платные парковки дойдут до Подмосковья

Нужны ли Подмосковью платные парковки и когда и в каких городах они появятся

РБК, июнь'19
Экспорт очень стимулирует Экспорт очень стимулирует

В Москве за экспорт отвечает Московский экспортный центр (МЭЦ)

Эксперт, июнь'19
Индустриализация по Маслоу Индустриализация по Маслоу

Индустриальные парки и ОЭЗ начали погружаться в специфику бизнеса предприятий

Эксперт, июнь'19
Полураспад лжи Полураспад лжи

Что думает о самом рейтинговом сериале в истории его создатель

Русский репортер, июнь'19
Какие вещи нельзя носить в городе летом Какие вещи нельзя носить в городе летом

И что же надеть им на замену

GQ, июнь'19
Что произошло в карьере Месси за последний год? Что произошло в карьере Месси за последний год?

В честь дня рождения аргентинского футболиста вспоминаем, как он провел год

GQ, июнь'19
Инвестор из НБА: баскетболист, который собрал недвижимости на $125 млн Инвестор из НБА: баскетболист, который собрал недвижимости на $125 млн

Баскетболист Луол Денг — звезда нового поколения

Forbes, июнь'19
От великого до смешного От великого до смешного

Всем известно, что именно хоккеисты – самые большие фаталисты!

Playboy, июнь'19
8 алкогольных коктейлей с самыми смешными названиями (посмеяться и напиться) 8 алкогольных коктейлей с самыми смешными названиями (посмеяться и напиться)

Одно дело от алкоголя начать смеяться, другое — уже от одного названия

Playboy, июнь'19
8 самых роскошных люксов в мире (ночь в них стоит как квартира) 8 самых роскошных люксов в мире (ночь в них стоит как квартира)

Из этих номеров не захочется выселяться

Playboy, июнь'19
«Пол был круче меня». Билл Гейтс рассказал о Поле Аллене — человеке, изменившем его жизнь «Пол был круче меня». Билл Гейтс рассказал о Поле Аллене — человеке, изменившем его жизнь

Билл Гейтс рассказал, каким человеком был миллиардер Пол Аллен

Forbes, июнь'19
Главная премьера недели: что нам готовит второй сезон Главная премьера недели: что нам готовит второй сезон

Российская премьера второго сезона "Большой маленькой лжи" состоится 10 июня

Esquire, июнь'19
За три моря За три моря

Учиться за рубежом можно почти даром

Лиза, июнь'19
Дорогие и дешевые защитные стекла: чем они отличаются? Дорогие и дешевые защитные стекла: чем они отличаются?

Есть ли смысл купить одно защитное стекло, но дорогое, или же пачку дешевых?

CHIP, июнь'19
Где поесть в Лондоне. Гастрономический гид ресторатора Ильи Тютенкова Где поесть в Лондоне. Гастрономический гид ресторатора Ильи Тютенкова

Илья Тютенков отправился в Лондон, чтобы смахнуть пыль с вековых барных стоек

РБК, июнь'19
Корпоративный дракон. Может ли у компании быть сразу три гендиректора Корпоративный дракон. Может ли у компании быть сразу три гендиректора

У крупного американского производителя муки King Arthur Flour сразу три CEO

Forbes, июнь'19
Renault и Nissan выведут автопилот от материнской компании Google на глобальный рынок Renault и Nissan выведут автопилот от материнской компании Google на глобальный рынок

Waymo будет развивать беспилотные автоперевозки во Франции и Японии

Forbes, июнь'19
Ключ к здоровью Ключ к здоровью

Какие суперфуды обязательно должны быть в рационе

StarHit, июнь'19
Что не так в деле Ивана Голунова Что не так в деле Ивана Голунова

РБК и независимые эксперты проанализировали позицию следствия

РБК, июнь'19
Посмотри в глаза Посмотри в глаза

Очки от британского бренда Linda Farrow носили многие звезды

OK!, июнь'19
Био-механизм Био-механизм

Пауки, пожалуй, самые высокотехнологичные существа на планете

Вокруг света, июль'19
ФРС на распутье: сможет ли регулятор удержать экономику на подъеме? ФРС на распутье: сможет ли регулятор удержать экономику на подъеме?

Многие аналитики ожидают снижения ставки от ФРС США

Forbes, июнь'19
Прорыв будет там, где больше дозволено: зачем Китаю сомнительные эксперименты с геномом человека Прорыв будет там, где больше дозволено: зачем Китаю сомнительные эксперименты с геномом человека

Китай активно занимается генетическим редактированием

Forbes, июнь'19
Бонни и Клайд Бонни и Клайд

Самая известная пара гангстеров в истории

Story, июль'19
Почему у нас нет денег Почему у нас нет денег

Зачем вам… деньги? За мечтами об определенной сумме всегда стоит нечто большее

Psychologies, июнь'19