Вирус дал осложнения

Негативные последствия для производителей сырья набирают обороты

ЭкспертОбщество

Вирус дал осложнения

Коронавирус выдыхается, а негативные последствия для производителей сырья, для авиационной и автомобильной отраслей только набирают обороты. В мягком варианте потери для экономики G20 составят 140 миллиардов долларов

Алексей Долженков, Софья Инкижинова, Заур Мамедьяров, Евгения Обухова, Алексей Хазбиев

«За выход на улицу в больших городах штраф 200 юаней (около 2000 рублей), при условии, что нет болезни. Если найдут признаки болезни, то немедленная госпитализация, — рассказывает “Эксперту” живущий в Гуанчжоу россиянин, бизнес-консультант в КНР и основатель сайта guangzhou-today. ru. — Вся еда закупается через курьера, у нас много различных программ для этого. Так что люди, у которых есть возможность, не выходят из дома. Нет отгрузки товара — все просто сидят и ждут разрешения властей. При этом 80 процентов производителей не имеют запаса товаров, более того, у них остались незавершенные до Нового года заказы, так как никто не планировал делать запасы. Большое количество людей (90–95 процентов) так и не вернулись в большие города из деревни после китайского Нового года».

«Так будет продолжаться как минимум до 26 февраля, — говорит Анастасия Тарасевич, директор российского представительства китайской розничной сети “Эпиньдо”. — Грузовые отправки почти прекращены. Из России товар может отправляться как раньше, но в Китае таможенная служба еще не начала работу, все сидят дома и не выходят из квартиры. Таможня работает только на прием гуманитарной помощи, остальное стоит на складах временного хранения».

Основной вопрос сейчас — продлится ли такое положение вещей в марте. Новости противоречивые: власти провинции Хубэй призывают компании не возвращаться к работе как минимум до 11 марта, а китайский минздрав поддерживает возвращение компаний к работе.

Тем временем транспортная загрузка в 100 крупнейших китайских городах остается на минимуме, характерном для китайского Нового года, — это вполовину меньше обычного трафика, практически на нуле продажи недвижимости и автомобилей, а потребление угля китайской энергетикой даже ниже уровней Нового года и вдвое ниже обычного для конца февраля уровня. «Мировой бизнес, который разместил заказы с отгрузкой непосредственно после китайского Нового года, испытает трудности с поставками, — полагает сотрудник ИМЭМО РАН Екатерина Заклязьминская. — Заводы восстановят работу значительно позже из-за ужесточения процедур по вводу производства во время эпидемии. Отныне завод должен заполнять специальную форму, где должны быть указаны планируемые даты запуска, подробная информация о персонале (особенно о наличии сотрудников из Уханя), о проведении необходимых противоэпидемических мероприятий. Скорее всего, поставки будут сорваны или существенно просрочены».

Вернется ли производство в КНР в свой обычный ритм? От этого будет зависеть многое для целого ряда товарных рынков, для тысяч компаний, работающих с Китаем — получающих оттуда продукцию и комплектующие или поставляющих туда сырье, а в конечном счете — будущее ВВП всех торговых партнеров КНР, и России в том числе. Так, по данным ФТС и Минфина, Россия теряет из-за снижения спроса со стороны Китая миллиард рублей в день — соответственно, если такое снижение продлится весь март, то потери составят около 60 млрд рублей, а если и в апреле — то около 90 млрд. С учетом объема нашего товарооборота с КНР (110 млрд долларов, или около 6 трлн рублей в прошлом году) это немного, но вопрос в том, не окажутся ли потери сильнее из-за косвенных эффектов. И Россия тут не единственная пострадавшая, проблемы в той или иной мере грозят всем торговым партнерам Китая: США, Японии, Южной Корее и другим странам Юго-Восточной Азии. Так, южнокорейский Hyundai заморозил производство из-за нехватки китайских запчастей, Apple переносит часть производства на Тайвань (хотя в этой истории, возможно, больше политики, чем коронавируса).

Сейчас уже известны самые пострадавшие отрасли — это авиаперевозки и туризм.

Путешественники поменяли планы

«Китайский туристический рынок последние пятнадцать лет показывал высокие темпы роста, — напоминает президент Русско-азиатского союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Виталий Манкевич. — В 2019 году зарубежные страны посетили 160 миллионов граждан КНР, а в Китай приехали 130 млн иностранных туристов. Сейчас мы оцениваем потери российской туристической отрасли в 2,8 миллиарда рублей с начала года, а потенциальный ущерб, в случае если запрет продержится до середины года, может достигнуть 32 миллиардов рублей, так как основной пик китайского туризма в Россию приходится на апрель–октябрь».

Однако российские потери несравнимы с потерями других, более популярных у китайских туристов стран. Россия — примерно 10–12-я по популярности страна для китайских туристов, а основной турпоток приходится на Вьетнам, Таиланд, Японию, Корею, Индонезию, Малайзию, Филиппины, Камбоджу, Францию и Корею. Их потери могут оказаться существенно больше: средние расходы китайского туриста на тур — от двух до пяти тысяч долларов, так что недополученная выручка туриндустрии Азии за первые два месяца года составит как минимум пять миллиардов долларов, подсчитали в РАСПП.

«Туризм (внутренний и въездной) приносит Китаю свыше 1,3 триллиона долларов и обеспечивает прямую и косвенную занятость до 28 миллионов человек, — говорит аналитик ИК “Фридом Финанс” Евгений Миронюк. — Внутренний туризм также страдает, ежегодно совершается около пяти миллиардов внутренних поездок. Почти полный отказ от въездных поездок в Китай в первом квартале 2020 года, которых ежегодно совершается свыше 140 миллионов, может лишить годовой ВВП до двух процентов роста. Основной поток туристов приезжает из Гонконга, Макао и Тайваня. Поездки из этих регионов продолжают совершаться. Однако число поездок из отдаленных от Китая стран упало в разы. В случае если и во втором квартале меры “карантина” из-за коронавируса будут продлены, общее влияние отсутствия приезжающих в страну туристов может снизить рост годового ВВП еще на один-два процента».

Тридцать миллиардов потерянной выручки

Индустрия авиаперевозок в Китае переживает самые серьезные потрясения за всю свою историю. Из-за эпидемии все ведущие авиакомпании страны были вынуждены отменить как минимум две трети своих международных рейсов и значительную часть внутренних. А большинство иностранных авиаперевозчиков просто прекратили летать в КНР. Это уже привело к обвальному падению объема перевозок как на местных, так и на международных маршрутах — в Китай и из него. Если до начала эпидемии (23 января) китайские авиакомпании ежедневно перевозили около 1,8 млн человек, то сейчас — не более 700–800 тысяч. То есть каждый день китайская авиационная индустрия теряет порядка миллиона потенциальных клиентов. И такое положение вещей не может не сказаться на суммарных показателях отрасли. Простой подсчет показывает, что поскольку ситуация вряд ли изменится к лучшему до конца февраля, то суммарный пассажиропоток китайских авиакомпаний по итогам года сократится примерно на 40 млн человек. А при сохранении ограничений на полеты до конца апреля авиационная индустрия КНР может недосчитаться по меньшей мере 100 млн пассажиров. Как заявил глава Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Александр де Жуньяк, предварительные исследования показывают, что по итогам года объем авиаперевозок в Азиатско-Тихоокеанском регионе упадет примерно на 8,2%, в результате чего местные авиакомпании недосчитаются 27,8 млрд долларов выручки. Из них около 13 млрд долларов составят потери на внутреннем рынке Китая. И это еще довольно оптимистический прогноз. «То, что мы наблюдаем сейчас, — это точно не дно, — говорит глава консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. — Если эпидемия будет развиваться такими же темпами, как в середине февраля, то пассажиропоток на рейсах в Китай и из него вполне может сократиться еще на 25–30 процентов».

Перевозки в Китае на дне

Источник: Tomtom.com

Еще совсем недавно китайский рынок авиаперевозок считался одним из самых динамичных в мире, он демонстрировал феноменальные темпы роста — примерно 7,5–8% ежегодно. В прошлом году суммарный пассажиропоток на авиалиниях в КНР увеличился с 611 млн до 660 млн человек. И мало кто сомневался, что уже в 2022 году китайский рынок превзойдет американский и станет самым емким в мире, а местные авиакомпании будут перевозить не менее 750 млн пассажиров в год. Но все вышло иначе.

«Нет сомнений, что в конечном счете спрос на авиаперевозки довольно быстро вернется к прежним показателям, но пока мы наблюдаем, пожалуй, наиболее тревожный сценарий из всех возможных, — говорит аналитик консалтинговой компании OAG Джон Грант. — Ничего подобного до сих пор не происходило ни на одном рынке авиаперевозок ни в одной крупной стране мира». Значительная часть промышленных предприятий в Центральном Китае по-прежнему не работает, а сфера услуг де-факто остается парализованной. И хотя ЦК КПК уже разрешил многим фабрикам и заводам «возобновить работу упорядоченным образом», власти на местах все еще сохраняют определенные ограничения. Прежде всего это касается провинции Хубэй и приграничных районов — там действует так называемый особый график. А проще говоря, укороченный рабочий день. «Уверен, что в ближайшее время большинство предприятий не смогут вернуться к полноценной работе. Скорее всего, это произойдет не раньше апреля», — заявил глава департамента по финансовым рынкам Азиатско-Тихоокеанского региона Rabobank Майкл Эвер. И, похоже, именно на этот срок ориентируются руководители авиакомпаний КНР. Например, Hainan Airlines и China Southern Airlines предложили иностранным пилотам оформить отпуск за свой счет по апрель включительно или же просто досрочно расторгнуть трудовые контракты. «Мы отправили этих работников во временный простой без сохранения заработной платы до тех пор, пока ситуация не улучшится, а сама авиакомпания не сможет вернуться к прежнему графику полетов», — заявил журналистам представитель China Southern Airlines. А вот руководство Hong Kong Airlines приняло решение уволить как минимум 400 своих сотрудников, включая пилотов, и сократить свои международные операции почти втрое. «Это станет прямым ответом на снижение спроса на авиабилеты, вызванным вспышкой коронавируса», — сообщил представитель Hong Kong Airlines. Напомним, что Гонконг оказался, пожалуй, самым пострадавшим регионом КНР, если не брать в расчет Хубэй. В этом специальном административном районе Китая пассажиропоток из материковой части страны упал более чем на 80%. Крупнейшая авиакомпания Гонконга Cathay Pacific уже вдвое сократила количество рейсов, а ее дочерняя структура Cathay Dragon — почти на 90%.

Уже ясно, что кризис в Китае крайне негативно отразится на глобальной индустрии авиаперевозок. У многих крупных авиакомпаний Азии, Европы, Ближнего Востока и Северной Америки образовался заметный избыток провозных мощностей. Речь идет о нескольких десятках широкофюзеляжных дальнемагистральных авиалайнеров. Только лизинговые платежи за каждый такой самолет составляют не менее 1,5 млн долларов в месяц. Использовать эти воздушные суда на действующих авиалиниях, например из Европы в США и Канаду, сейчас проблематично. Увеличение частоты полетов в низкий сезон неизбежно приведет к резкому снижению загрузки и, как следствие, к падению цен на авиабилеты. Российским авиакомпаниям ничего не остается, кроме как просить помощи у государства. Замглавы Минтранса Александр Юрчик уже заявил, что его ведомство предложит правительству выделить авиакомпаниям 1,6 млрд рублей в качестве компенсации за запрет полетов в Китай. Проблема, однако, в том, что сами авиаперевозчики оценивают свои потери как минимум в 5 млрд рублей. Да и получить какие-либо средства от властей нашим авиаторам, как показала практика, непросто. Например, из-за запрета на авиасообщение с Грузией российские авиакомпании, по их собственным оценкам, потеряли 3,2 млрд рублей. Но Минфин посчитал эту сумму завышенной. В результате, несмотря на прямое поручение президента компенсировать авиакомпаниям их убытки, решить этот вопрос так и не удалось.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Путин создает в России «глубинное государство» Путин создает в России «глубинное государство»

Поправки к Конституции позволяют перейти к «прорывной» модели развития

Эксперт
Зеленый лекарь Зеленый лекарь

Цветник на подоконнике – это не только красиво, но и полезно для здоровья

Лиза
Кризис, к которому мы готовы Кризис, к которому мы готовы

Первые оценки нефтяного кризиса оказались сильно преувеличенными

Эксперт
Нанотрубки на низком старте Нанотрубки на низком старте

«Оксиал» стала крупнейшим производителем графеновых одностенных нанотрубок

Эксперт
Дракон против демона Дракон против демона

Жесткость мер Китая по предотвращению распространения нового вируса оправданна

Эксперт
В натуральную величину В натуральную величину

Какая косметика считается натуральной и есть ли смысл ею пользоваться?

Лиза
Полтаза оливье, или Куда делся потребительский спрос Полтаза оливье, или Куда делся потребительский спрос

Рынок переживает изменение структуры спроса, не связанное со стагнацией

Эксперт
Четверо смелых Четверо смелых

Невыдуманные истории о победе над страхом

Grazia
Операция «Мавзолей» Операция «Мавзолей»

Как из вождя мирового пролетариата, атеиста и сторонника кремации сделали мумию?

Дилетант
Безнадежный тупик: почему страна богатеет, а доходы граждан падают Безнадежный тупик: почему страна богатеет, а доходы граждан падают

Госбюджет России в превосходной форме, а вот в экономике все неладно

Forbes
Октавиан Август: удачливый и коварный Октавиан Август: удачливый и коварный

В традициях имперского Рима Октавиан Август считался образцовым государем

Дилетант
Чубайс рассказал о росте стоимости «единорога» «Роснано» в полтора раза Чубайс рассказал о росте стоимости «единорога» «Роснано» в полтора раза

Новосибирский производитель графеновых нанотрубок OCSiAl был оценен в $1,5 млрд

Forbes
Добро с кулаками Добро с кулаками

Яркий, сексуальный альфа-самец, готовый встать на защиту любимой

Вокруг света
Неудачный брак и внезапный Неудачный брак и внезапный

В этом году актриса Лора Дерн получила “Оскар” за лучшую роль второго плана

Cosmopolitan
Точки зрения: почему мы не видим себя такими, какие мы есть Точки зрения: почему мы не видим себя такими, какие мы есть

Мы ищем себя в отражении или в размышлениях о себе

Psychologies
Стратегией по нанометрам Стратегией по нанометрам

Михаил Мишустин утвердил Стратегию развития электронной промышленности

Эксперт
Скандал с фейковым аккаунтом: разбили каршеринг под чужим именем Скандал с фейковым аккаунтом: разбили каршеринг под чужим именем

Водитель, которого обвиняет «Делимобиль», никогда не пользовался их сервисом

РБК
Зеленая диета — как похудеть на овощах и фруктах за неделю? Зеленая диета — как похудеть на овощах и фруктах за неделю?

Что такое зеленая диета и как на ней быстро похудеть?

Cosmopolitan
Потому что любим Потому что любим

Почему одних судьба балует, а другим каждый шаг по жизни дается с трудом?

Лиза
«Я все деньги вкладываю в детей». Финансовые ошибки, которые совершают женщины «Я все деньги вкладываю в детей». Финансовые ошибки, которые совершают женщины

Существует ли «мужское» и «женское» отношение к деньгам?

Forbes
Как плюс-сайз-модели покоряют мужскую моду Как плюс-сайз-модели покоряют мужскую моду

Кажется, в мужском моделинге крепнет новый тренд

GQ
Мужское воспитание: Екатерина Попова о разнице между отцами и матерями Мужское воспитание: Екатерина Попова о разнице между отцами и матерями

Чем мужское воспитание превосходит женское и стоит ли матерям учиться у отцов

Cosmopolitan
Alisa Volskaya Alisa Volskaya

Алиса Вольская запустила в Париже свое PR-агентство Avec Paris

Elle
Римские каникулы Римские каникулы

Маршруты по Риму, которые нечасто можно найти в путеводителях

National Geographic Traveler
Bentley по сходной цене: на каких автомобилях ездили Аль Капоне и Юрий Гагарин Bentley по сходной цене: на каких автомобилях ездили Аль Капоне и Юрий Гагарин

15 февраля аукционный дом «Литфонд» проводит аукцион редких автомобилей

Forbes
История одной фотографии: Маргарет Кин доказывает авторство своих картин, 1970 год История одной фотографии: Маргарет Кин доказывает авторство своих картин, 1970 год

Ее бывший муж, присвоивший себе авторство, даже не пришел

Maxim
Диакон Александр Занемонец: Обратно под анафему никого не загонишь Диакон Александр Занемонец: Обратно под анафему никого не загонишь

О положении в православном мире после создания Православной церкви Украины

СНОБ
Всероссийское голосование получило электронный компонент Всероссийское голосование получило электронный компонент

Рабочая группа по изменению Конституции внесла новые поправки

РБК
Кардиограмма Кардиограмма

От звезды нью-йоркского стрип-клуба до королевы соцсетей и сцены

Vogue
Киоск у моря: как стать предпринимателем на Сицилии Киоск у моря: как стать предпринимателем на Сицилии

Екатерина Афонина рассказывает о покупке бара в глухой сицилийской деревне

Forbes
Открыть в приложении