Смертельный отскок

Призывы запретить полеты лайнеров SSJ сильно смахивают на провокацию

ЭкспертОбщество

Смертельный отскок

Истерические призывы запретить полеты лайнеров SSJ из-за катастрофы в Шереметьево лишены каких-либо оснований и сильно смахивают на провокацию. Более того, слишком многое указывает на то, что командир корабля не раз мог избежать трагедии, но почему-то этого не сделал

Алексей Хазбиев

Трагическая гибель 41 человека во время жесткой посадки авиалайнера SuperJet 100 (SSJ) авиакомпании «Аэрофлот» породила в нашем обществе настоящую истерику. Ею оказались охвачены почти все, начиная с самих летчиков и пассажиров и заканчивая журналистами, экспертами и даже парламентариями. Уже через несколько часов после катастрофы, когда следователи СКР только-только приступили к работе, заместитель председателя комитета Госдумы по контролю и регламенту Михаил Романов потребовал от Росавиации немедленно приостановить эксплуатацию в нашей стране всех самолетов SSJ и «не выпускать их в небо до момента окончания расследования». А его коллега по нижней палате, член комитета по транспорту летчик-космонавт Максим Сураев в эфире радиостанции «Говорит Москва» и вовсе заявил, что «все возмущаются и говорят, что этот самолет нельзя эксплуатировать — это опасно». И хотя глава Минтранса России Евгений Дитрих публично объяснил, что никаких оснований для такого запрета нет, ситуация уже начала выходить из-под контроля. Так, в интернете на сайте change.org стартовал сбор подписей под петицией о запрете полетов нашего нового регионального авиалайнера. На момент сдачи этого номера в печать она уже набрала более 165 тысяч голосов. Но это еще не всё. Член комиссии при президенте России по вопросам развития авиации и заслуженный летчик нашей страны Юрий Сытник посоветовал пассажирам отказаться от покупки билетов на рейсы, которые выполняют эти воздушные суда. Наконец, в социальных сетях, мессенджерах и на ТВ появились тысячи сообщений и видеороликов, весь смысл которых сводился только к одному: надо не просто «заземлить SSJ», но и вообще прекратить производство этих самолетов. Между тем, как заметил в своем заявлении секретарь Общественной палаты Валерий Фадеев, запрет на производство собственного регионального самолета, во-первых, абсурден, а во-вторых, фактически уничтожит только-только начинающее поднимать голову отечественное авиастроение.

Но самое любопытное, что параллельно с дискредитацией SSJ началась масштабная кампания восхваления пилотов потерпевшего катастрофу авиалайнера. «Экипаж отработал как часы», «Летчики — настоящие герои», — писали пользователи социальных сетей. Никаких содержательных аргументов в таких комментариях не приводилось — только одни эмоции.

Бороться с массовым психозом в таких случаях просто бессмысленно. Ему можно только противостоять, причем с железными фактами на руках. А вот они-то как раз свидетельствуют отнюдь не в пользу летчиков «Аэрофлота». Более того, уже известно, что именно версия о неверных действиях пилотов и их недостаточной квалификации рассматривается СКР в приоритетном порядке. Так что же там есть у следователей?

Пошел на грозу

Напомним, самолет SSJ, следовавший рейсом из Москвы в Мурманск, вылетел из аэропорта Шереметьево 5 мая в 18:02. На его борту находились в общей сложности 73 пассажира и пять членов экипажа. Восемь кресел оставались свободными, из них пять — в салоне бизнес-класса. Лайнер, как обычно, совершил разбег по взлетно-посадочной полосе (ВПП), оторвался от земли и начал набирать высоту. Но уже через девять минут полета, когда борт находился на высоте около 3,6 км, его поразила молния. «Я услышал два очень громких удара, повернул голову и увидел две вспышки в районе правого двигателя, такие грозовые. Но двигатель не загорелся», — рассказал летевший тем рейсом глава Североморска Владимир Евменьков. И действительно, согласно данным онлайн-регистратора молний Blizortung, в это время в небе западнее Шереметьева примерно раз в минуту фиксировались разряды молний. И нет ничего удивительного, что одна из них попала в самолет. Весь вопрос в том, почему самолет оказался если и не в эпицентре грозового фронта, то рядом с ним. А то, что это был именно грозовой фронт, сомнений нет, так как пассажиры рейса Москва — Мурманск наблюдали не только разряды молний, но еще и сильный град.

Не секрет, что пилоты почти всегда стремятся обойти грозу, а диспетчеры, знающие о неблагоприятных метеоусловиях по курсу полета, обязаны им в этом помогать. Но на этот раз ни те ни другие, судя по всему, ничего этого не сделали. Заметим, что само по себе попадание молнии в самолет почти никогда не является препятствием для продолжения полета. И это легко объяснимо. Дело в том, что все современные самолеты имеют многоуровневую систему защиты от молний. На их внешнюю обшивку и несущие конструкции всегда наносится специальное электропроводящее покрытие, благодаря которому лайнер представляет собой практически идеальную клетку Фарадея. Иными словами, до отвода электричество перетекает по самолету, не нарушая при этом его работы. Более того, уже полвека у всех самолетов в мире есть система слива статического электричества во внешнюю среду. Есть и специальные технологии компенсации, действие которых основано на искусственной генерации зарядов противоположной полярности. Так достигается некое равновесие величин зарядов, в результате чего лайнер не имеет потенциала какого-либо полюса. Наконец, для того чтобы при попадании молнии не возникало пожара, применяется полное экранирование всей топливной системы, включая баки и трубопроводы. Кстати, сами баки по мере выработки горючего заполняются не воздухом, а инертными газами, что исключает даже теоретическую возможность возгорания. Именно поэтому в современной истории гражданской авиации еще не было случая, когда попадание молнии в самолет привело бы к серьезной аварии. Заметим, что в среднем молния попадает в лайнер не чаще чем один раз на 2500 часов полета. То есть примерно раз в год. Что же касается самолетов SSJ, то за восемь лет коммерческой эксплуатации было зафиксировано не менее 12 случаев попадания в них молний. И все они закончились благополучно. Но только не на этот раз. Как заявил в интервью телеграм-каналу Baza командир воздушного судна (КВС) рейса Москва — Мурманск Денис Евдокимов, «из-за молнии у нас произошла потеря радиосвязи», после чего самолет пришлось перевести «в режим ручного управления». «То есть не через компьютер, как это обычно происходит, а напрямую», — сообщил КВС.

Ложная тревога?

Такой режим управления пилот «Аэрофлота» почему-то назвал «аварийным», хотя в инструкции для эксплуатации SSJ сказано, что этот самолет может управляться в различных режимах, в том числе в ручном. На самом же деле словам Евдокимова есть весьма простое объяснение. Как рассказал журналистам экс-пилот «Аэрофлота» Владимир Сальников, летавший в том числе на SSJ, «руководство авиакомпании примерно год назад запретило пилотирование в ручном режиме, разрешен только автоматический». «Управление судном в ручном режиме отрабатывается только раз в полгода на тренажерах, навык те-ряется», — сообщил Сальников. Но если относительно терминов режима управления можно спорить, то по поводу связи таких вопросов вроде бы не возникает. Пилоты действительно ее утратили, но лишь на несколько минут. Заметим, что на SSJ установлены целых три комплекта для связи с наземными службами. И если вышел из строя один, можно попытаться включить другой. Именно так летчики и поступили. Сначала они установили на своем транспондере код 7600, что означает потерю связи. Но почти сразу же им удалось задействовать резервный канал — на аварийной частоте 121,5 МГц — на второй радиостанции. Правда, как утверждает Евдокимов, связь была «кратковременно-прерывистой»: «Получалось сказать несколько слов, но потом она пропадала, и нужно было снова подключать» радиостанцию. Именно по резервному каналу пилоты и передали на землю сигнал Pan-Pan-Pan (от французского panne — пробой, поломка). Этот код расшифровывается как возникновение технического отказа систем самолета, который не угрожает жизни и здоровью людей на борту.

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

С бухгалтеров снимут гнет С бухгалтеров снимут гнет

Росстат создаст цифровую аналитическую платформу

Эксперт, июнь'19
Наука и жизнь: Иван Бакаидов Наука и жизнь: Иван Бакаидов

Иван доказывает: люди с инвалидностью могут быть самостоятельными

Собака.ru, июнь'19
Анна Плетнева Анна Плетнева

Певица уверяет, что она заколдованная и выигрывает всегда у всех мужчин!

Playboy, июнь'19
Дон Педро Дон Педро

Режиссер Педро Альмодовар рассказал GQ о работе с Антонио Бандерасом

GQ, июнь'19
Как не попасть впросак на охоте Как не попасть впросак на охоте

Мы, сразу скажем, против охоты. Но в жизни бывает всякое

Men’s Health, июнь'19
11 способов избавиться от головной боли без таблеток 11 способов избавиться от головной боли без таблеток

От головной боли можно избавиться естественным путем

Playboy, май'19
Кроссовки дня: кроссовки Nike VaporMax, которые выглядят наивно, но хотят их все модники мира Кроссовки дня: кроссовки Nike VaporMax, которые выглядят наивно, но хотят их все модники мира

Продолжаем рассказывать об интересных кроссовочных релизах

Esquire, май'19
Как Мелинда Гейтс борется за равенство полов на работе и дома Как Мелинда Гейтс борется за равенство полов на работе и дома

Супруга Билла Гейтса рассказала, как преодолеть гендерное неравенство

Forbes, май'19
Сколько энергии на самом деле расходует накопительный водонагреватель? Сколько энергии на самом деле расходует накопительный водонагреватель?

Когда-нибудь считали, сколько уходит электричества на работу среднего бойлера?

CHIP, май'19
Найти себе идею Найти себе идею

Скоро национальную идею придумают, а пока можешь взять какие-то из готовых

Maxim, июнь'19
Эдуард Бояков: «Театр — храм в кавычках и с маленькой буквы, но все же храм» Эдуард Бояков: «Театр — храм в кавычках и с маленькой буквы, но все же храм»

Эдуард Бояков о прошлом и будущем вверенного ему театра

Эксперт, май'19
10 навыков из армии, которые очень помогают в повседневной жизни 10 навыков из армии, которые очень помогают в повседневной жизни

Не служил — не муж... Мы шутим, шутим. Шутим!

Playboy, май'19
Широта взглядов Широта взглядов

Необходимо подыскать просторный кроссовер при не самом большом бюджете?

АвтоМир, май'19
Полеты в кино и наяву Полеты в кино и наяву

Освободившиеся просторы ЦДХ станут обитаемой вселенной нового «Соляриса»

СНОБ, июнь'19
Трамп укрепляет стену пошлинами Трамп укрепляет стену пошлинами

США вводят экономические меры воздействия на Мексику

РБК, май'19
«Я помогу избавиться от барыжников»: зачем Саакашвили вернулся на Украину «Я помогу избавиться от барыжников»: зачем Саакашвили вернулся на Украину

Саакашвили, который больше года возглавлял Одесскую область, вернулся на Украину

Forbes, май'19
Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен

Елена Подкаминская не любит делать из личной жизни инфоповоды

OK!, май'19
Как в индустрии моды борются за расовое разнообразие Как в индустрии моды борются за расовое разнообразие

Рианна и главы известных брендов на страже равенства и инклюзивности

Vogue, май'19
«Все мы умираем детьми». Памяти Владимира Шарова «Все мы умираем детьми». Памяти Владимира Шарова

Режиссер Владимир Мирзоев посвятил своему другу Владимиру Шарову мемуарный очерк

СНОБ, июнь'19
Дамоклов меч над Россией: чего ждать от новых санкций США Дамоклов меч над Россией: чего ждать от новых санкций США

Чем грозят России новые санкции

Forbes, май'19
Список самых завидных женихов 2019: выбор Lisa.ru Список самых завидных женихов 2019: выбор Lisa.ru

Какие они — богатые женихи 2019? Сейчас узнаешь!

Лиза, май'19
Если б я был Нурсултан Если б я был Нурсултан

Нурсултан Назарбаев оставил пост президента по собственной воле. Но оставил ли?

GQ, июнь'19
Как приучить ребенка к чтению за шестьдесят шесть дней Как приучить ребенка к чтению за шестьдесят шесть дней

Как привить детям любовь к чтению

Forbes, май'19
Ани Лорак Ани Лорак

Инстаграм @anilorak существует под девизом «антихайп», но вниманием не обделен

Glamour, июнь'19
Теперь нужно переступить через себя Теперь нужно переступить через себя

Екатеринбуржцы радуются, что их город остается колыбелью демократии

Эксперт, май'19
Ирина Забияка: Любовь – это умение вовремя промолчать Ирина Забияка: Любовь – это умение вовремя промолчать

«Лиза» узнала, что нового в жизни солистки группы «ЧИЛИ»

Лиза, май'19
Восход над городом Восход над городом

Выставка Urban Dawn приходит в проблемные страны и говорит об их сложностях

Seasons of life, март'19
Ночной дожор Ночной дожор

Можно ли есть перед сном? Оказывается, да!

Elle, июнь'19
Совсем не король Джулиан: самая жестокая правительница Мадагаскара Совсем не король Джулиан: самая жестокая правительница Мадагаскара

Мир знал немало кровавых тиранов: женщин и мужчин

Cosmopolitan, май'19
Гламурная семейка Гламурная семейка

Кольцехвостые лемуры — настоящие звезды экрана

Вокруг света, июнь'19