«Система» собирает фармацевтов

АФК «Система» присоединила к своим фармактивам производителя дженериков

ЭкспертБизнес

«Система» собирает фармацевтов

АФК «Система» присоединила к своим фармактивам производителя дженериков «Оболенское», чтобы создать один из ведущих фармацевтических холдингов в стране

Александр Лабыкин

Из 150 препаратов, выпускаемых «Оболенским», 70 защищены торговыми марками как собственные новации компании

Уже более десяти лет АФК «Система» пытается закрепиться на рынке производства оригинальных фармпрепаратов, но ее компания-разработчик и производитель нишевых лекарств «Биннофарм», несмотря на большие вложения, успешной на рынке не стала — мощности двух ее производств остаются недозагруженными. Однако крупнейший инвестиционный холдинг страны решил не останавливаться на достигнутом. В конце прошлого года АФК «Система» приобрела совместно с ВТБ и другими инвесторами долю в одном из ведущих российских производителей дженериков — АО «ФП “Оболенское”». А неделю назад в «Оболенском» был открыт второй завод, который позволит увеличить мощности предприятия втрое. Эксперты считают, что объединение инновационного «Биннофарма» и производителя дженериков «Оболенское» в единый фармацевтический холдинг позволит «Системе» получить синергетический эффект и выйти в топ-10 ведущих фармпроизводителей. Перспективы создаваемого холдинга впечатлили Российский фонд прямых инвестиций, который намерен привлечь в проект иностранных инвесторов, что впоследствии обеспечит продвижение лекарств АФК «Система» на экспорт.

Оболенская газель

На торжественном открытии в Серпуховском районе Московской области нового фармацевтического завода «ФП “Оболенское”» топ-менеджмент АФК «Система» присутствовал почти в полном составе. Совладелец холдинга Владимир Евтушенков осматривал новые владения «Системы» с нескрываемой гордостью: на шести гектарах размещены производственные площади, складские помещения, лаборатория и административный блок. Это новое предприятие инвестиционной стоимостью три миллиарда рублей позволит увеличить оборот «Оболенского» почти вдвое (в прошлом году его оборот составил 8,5 млрд рублей). Мощности «Оболенского» рассчитаны на выпуск 120 млн упаковок лекарств в год (1,6 млрд таблеток, 120 млн капсул и 15 млн саше). Это лекарства-дженерики по основным терапевтическим направлениям: для лечения заболеваний сердечно-сосудистой, пищеварительной, нервной и мышечной систем, противомикробные препараты и проч. «Как видите, в нашей линейке есть не только такие простые препараты, как анальгин, аспирин и другие, — рассказывали представители “Оболенского” на открытии завода почетным гостям, показывая уставленный лекарствами стеллаж. — Мы также добились значимых успехов в выводе на рынок сильных брендов: например, три наших препарата — “Венарус”, “Максилак” и “Меларитм” — по итогам 2018 года стали в своих категориях лауреатами премии “Марка № 1 в России”».

Из 150 препаратов, выпускаемых сегодня “Оболенским” (бренд OBL Pharm), 70 защищены торговыми марками как собственные новации компании, а венотоник-бестселлер “Венарус” обеспечивает почти треть выручки уже два года подряд. Новый завод построен для наращивания объемов производства наиболее востребованных лекарств из линейки «Оболенского». Помимо этого планируется расширять ассортимент и за счет новых, усовершенствованных в собственных лабораториях дженериков. «Завод организован по принципу полного цикла — от смешивания субстанций до упаковки и маркировки, — рассказывал в ходе экскурсии по новому предприятию его генеральный директор Андрей Младенцев. — За счет модернизации и роста производственных мощностей, увеличения их планируемой загрузки мы сможем снизить общепроизводственные затраты в расчете на одну упаковку на треть». Оборудование для нового предприятия закупили в Германии, Италии, Южной Корее и Швейцарии; главным критерием были производственная эффективность и соответствие мировым стандартам качества GMP и ISO, что в будущем также облегчит выход на внешние рынки.

Из рук в руки

Фармпредприятие «Оболенское» было создано в 1994 году на базе Государственного научного центра прикладной микробиологии в поселке Оболенское Московской области, его оборот составлял тогда несколько десятков миллионов рублей. Проведенная в 2010 году модернизация позволила нарастить оборот вдвое. В 2013 году предприятие купила группа компаний «Алванса» (Alvansa Group), основными акционерами которой являются Газпромбанк и инвестиционный фонд UFG Private Equity (сумма сделки оценивалась в 25 млн долларов). Спустя год Alvansa Group приобрела компанию «Сегмента фармацевтика» с ее торговыми марками дженериков, тем самым расширив продуктовую линейку «Оболенского». Другими заметными приобретениями компании стала покупка топовых брендов «Урдокс» и «Новобисмол» у фармацевтической компании «Фармпроект» (Санкт-Петербург). «Скупка брендов, разработка собственных и постоянное расширение производства, в том числе за счет привлечения инвесторов, позволили компании за шесть лет вырасти в шесть раз при сохранении средней рентабельности по EBITDA на уровне выше 25 процентов, — говорит генеральный директор GSM Group Сергей Шуляк. — В ее портфеле накопилось немало брендов лекарств-бестселлеров, что и сделало компанию одним из привлекательных активов на рынке. Рост оборота по итогам 2017 года составил более трети, а это больше, чем рост самого фармрынка». Именно этот факт и привлек к «Оболенскому» внимание крупных инвесторов.

АФК «Система», ВТБ и ряд топ-менеджеров «Оболенского» (включая его гендиректора Андрея Младенцева) приобрели 95,14% этой фармкомпании за 15,5 млрд рублей у Alvansa Group в декабре прошлого года. Сама «Система» вложила в сделку 1,83 млрд рублей, получив в «Оболенском» эффективную долю 11,7%, а спустя три года планирует выкупить долю у ВТБ.

Доля акций и сумма вложений банка и менеджмента «Оболенского», равно как и полный состав новых инвесторов, пока не раскрываются. Целью сделки объявлено создание крупного фармацевтического холдинга. Название холдингу пока не дано, но новые инвесторы уже видят его в десятке ведущих фармкомпаний России. В его основе будут четыре завода: два — «Оболенского» и два — принадлежащей АФК «Система» компании «Биннофарм».

«На российском фармрынке доля “Биннофарма” с оборотом около миллиарда рублей — примерно 0,06 процента, а доля “Оболенского” в последние годы доходила и до одного процента, что приближает его к лидерам фармотрасли (возглавляет рейтинг компания “Отиси фарм” с долей рынка 2,3 процента. — “Эксперт”), — говорит Сергей Шуляк. — Вместе их активы превысят десять миллиардов рублей, поэтому, если все пойдет по плану, они вполне смогут войти в топ-10 компаний по капитализации».

Новым холдингом уже заинтересовался Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), который, по словам его директора Кирилла Дмитриева, готов найти ему инвесторов из Китая и арабских стран. Предполагается, что это обеспечит холдингу дополнительные объемы выпуска продукции — уже на экспорт. Сейчас ни прежний, ни новый фармактив «Системы» не имеют поставок на экспорт, но в ближайших планах — обеспечить долю продаж на внешних рынках не менее 15%. «До сих пор консолидация мало касалась российского рынка фармацевтики, но объединение предприятий ради совместного интенсивного роста, которое вы наблюдаете, — это только начало, — говорит Владимир Евтушенков. — Мы намерены и далее участвовать в создании и развитии фармацевтических кластеров, чтобы занять лидирующие позиций в фармотрасли как в коммерческом сегменте, так и в государственном».

Дженерики внушили оптимизм

Один из крупнейших профильных инвесторов страны АФК «Система» (оборот более 800 млрд рублей по итогам прошлого года) является совладельцем таких высокодоходных активов, как телекоммуникационная компания МТС, ритейлер «Детский мир», деревообрабатывающая Segezha Group, сеть клиник «Медси», агрохолдинг «Степь», а также гостиничного, девелоперского и прочих бизнесов. Но в фармацевтике этому амбициозному профильному инвестору хронически не везло. Принадлежащее «Системе» на 74% (пакет оценивается в 4–5 млрд рублей) АО «Биннофарм» было создано в 2006 году как биофармацевтическая компания полного цикла с собственным R&D-подразделением. В отличие от «Оболенского» «Биннофарм» не только создает более сложные составы дженериков и биоаналогов (которых в портфеле компании несколько десятков), но и разрабатывает несколько собственных полностью оригинальных препаратов. Особая гордость «Биннофарма» — вакцина для детей и взрослых против гепатита В серотипа AYW, являющегося специфичным для России, которая в основном покупается для нужд Минздрава. Прежде работавший в основном в сегменте госзакупок «Биннофарм» лишь в 2015 году обзавелся полноценной коммерческой структурой и штатом медицинских представителей, что позволило ему впервые выйти на коммерческий рынок с несколькими рецептурными препаратами, ассортимент которых расширялся, в том числе за счет приобретений. В 2016 году «Биннофарм» поглотил фармкомпанию «Алфарм» ради ее хитовых тогда противовирусных препаратов «Кипферон» и «Простопин». Сейчас «Биннофарм» обладает двумя полностью модернизированными заводами общей площадью 32 тыс. квадратных метров — в Зеленоградском округе Москвы и в Красногорском районе Московской области. Их общие годовые мощности составляют свыше 1,5 млрд таблеток, 80 млн ампул (тут самые большие в России GMP-линии по производству вакцин), а также 30 млн флаконов, столько же аэрозолей, шприцев и капсул. Но на этих мощностях компания имеет выручку всего один миллиард рублей (оценка DSM Group), что несравнимо с показателями «Оболенского», где зарабатывают в восемь раз больше на меньших площадях.

«Думаю, в этом главная причина приобретения АФК “Система” компании “Оболенское”: загрузить свои современные дорогие мощности тем широким ассортиментом, который есть у нового партнера, — говорит генеральный директор Ассоциации фармацевтических производителей России Виктор Дмитриев. — “Биннофарм” всегда был для “Системы” слабым местом, она давно искала среди иностранных компаний желающих выпускать на ее мощностях лекарства, но не нашла. Кроме того, сосредоточение на узком рыночном сегменте, в том числе наукоемких препаратов, не смогло обеспечить компании стабильного развития — в последние годы она снижала продажи на четыре-пять процентов в год, в то время как “Оболенское” их наращивало. Поэтому положительный синергетический эффект от слияния компаний пока очевиден скорее для “Биннофарма”».

Одним из недостатков «Биннофарма» участники рынка прежде считали его сфокусированность на госзакупках, доля которых и сейчас составляет свыше половины оборота компании, в то время как у «Оболенского» доля госзаказа в последние годы не превышает 4–5% (в 2012-м доходило до 80%). «Объединение этих рыночных сегментов также принесет синергию от слияния, — рассуждает Сергей Шуляк. — Например, “Оболенское” имеет большой опыт в коммерческом сегменте, у них сильная команда менеджеров, работающих с дистрибуторами и сетями. У “Биннофарма” есть сильная команда медицинских работников, способных продвигать препараты в профессиональном сообществе». То есть новый холдинг сможет зарабатывать и на рынке госзакупок, который растет в среднем на один процент в год (свыше 670 млрд рублей в прошлом году), и в коммерческом сегменте, который в прошлом году вырос на 4,6% (до 991,9 млрд рублей в денежном выражении). «Тенденции последних лет свидетельствуют, что доля российских препаратов в структуре потребления лекарственных средств постоянно растет, — продолжает Сергей Шуляк. — Более заметным этот процесс был в госсегменте — как следствие программы импортозамещения и поддержки отечественных производителей на законодательном уровне. Но в последние годы динамика роста доли российских препаратов наблюдается и в коммерческом сегменте, поскольку отечественные компании научились разрабатывать собственные аналоги иностранных препаратов, не хуже импортных, научились успешно брендировать и продвигать продукцию».

Как отмечает Виктор Дмитриев, АФК «Система» не зря решила расширить присутствие на рынке дженериков: «Во всем мире в последние годы наблюдается тенденция к сокращению выхода на рынок оригинальных препаратов, поскольку усовершенствованные дженерики все чаще оказываются эффективнее некоторых новых аналоговых препаратов, — говорит Виктор Дмитриев. — Понятно, почему так происходит: по большинству болезней лекарства уже созданы, остался только узкий набор тяжелых заболеваний, для лечения которых тоже уже созданы препараты, поэтому состязаться в изобретении новой молекулы с каждым годом становится все дороже. В ближайшие годы основная конкуренция сложится вокруг дженериков, которые компании смогут продвигать за счет их улучшения: внедрения новых технологий очистки субстанций, использования новейших прекурсоров, которые повышают усвоение препаратов и так далее, — вплоть до удобной формы продажи».

«На рынке дженериков удержатся те, кто создаст свое производство субстанций»

Фото предоставлено
«Фармацевтическим
предприятием
“Оболенское”»

АО «Фармацевтическое предприятие “Оболенское”» с момента создания в 1990-е годы росло крайне медленно. Однако после прихода в компанию в 2011 году известного на фармацевтическом рынке управленца Андрея Младенцева она стала одной из самых быстрорастущих компаний на фармрынке — за семь лет ее оборот увеличился почти в десять раз. В 2013 году Андрей Младенцев привлек в компанию инвесторов — Газпромбанк и инвестиционный фонд UFG Private Equity (Alvansa Group), что позволило существенно нарастить и диверсифицировать производство. В конце прошлого года была осуществлена сделка по продаже пакета акций (более 95%) «Оболенского» холдингу АФК «Система», банку ВТБ и менеджменту компании. Новые инвесторы намерены вывести «Оболенское» в топ-10 ведущих в коммерческом сегменте фармкомпаний за счет объединения с входящим в группу АФК «Система» АО «Биннофарм».

О том, как удалось превратить заурядное производство дженериков в компанию с высочайшими темпами роста, которая ведет активную экспансию на внутреннем рынке, и о планах ее дальнейшего развития мы беседуем с генеральным директором ФП «Оболенское», а теперь и генеральным директором «Биннофарма» Андреем Младенцевым.

— Андрей Леонидович, чем интересна покупка акций «Оболенского» его новым инвесторам, в принципе, понятно: компания активно растет на перспективном рынке дженериков. Но зачем Газпромбанк и UFG Private Equity расстаются с быстрорастущей компанией?

— С этими инвесторами я плотно работал и привлекал их в компанию в 2013 году. Мотив продать акции «Оболенское» у них простой: завершился нормативный срок владения ими, который для портфельного инвестора обычно составляет пять лет. В 2013 году они вошли в компанию, и вот ровно через пять лет, как часы, в декабре прошлого года продали акции — это их инвестиционный цикл. И потом, ошибочно думать, что компанию продают, когда у нее шаткое положение, напротив: продавать надо на подъеме, чтобы выручить лучшую цену.

— Каков срок окупаемости инвестиций в новый завод и за счет чего будет достигнут синергетический эффект от слияния активов «Оболенского» и «Биннофарма»?

— Согласно бизнес-плану, который мы предоставили АФК «Система» перед продажей, срок окупаемости — пять лет. Эффект от единого управления заводами будет связан с объединением компетенций и рыночных сегментов. «Оболенское» достигло больших успехов в искусстве продавать, это наш конек, что подтверждает наш десятикратный рост за семь лет с прибавлением более трети оборота ежегодно. Однако мы сосредоточены на узком сегменте — производстве и продаже твердых лекарственных форм. А «Биннофарм» хорошо владеет производством жидких лекарственных форм, которых нет у «Оболенского». Это совершенно иная специализация, требующая, в частности, наличия персонала с иной квалификацией. Например, я бы сейчас не решился строить новый завод по выпуску жидких лекарственных форм, так как проще купить уже готовый, с выстроенной технологической цепочкой. А вот объединение этих сегментов в рамках одного холдинга даст основную синергию от слияния активов, что и позволит усилить наши общие позиции на рынке. Тем более что мы не конкурируем по препаратам, то есть действующие вещества не пересекаются. Плюс единое управление — это всегда дополнительные возможности.

— Каков был экономический эффект от слияния «Оболенского» с Alvansa Group в 2014 году и последующего приобретения компании «Сегмента Фармацевтика»? За счет чего вообще компания достигла в последнее время ежегодного роста в среднем на 35 процентов?

— Сделка с Alvansa Group нужна была для привлечения инвестиций с целью интенсивного наращивания оборота, а по факту — для приобретения активов «Сегмента Фармацевтика». В то время «Оболенское» занималось продажей только тех препаратов, которые мы производили на своих мощностях, а «Сегмента Фармацевтика», напротив, размещала заказы только на сторонних площадках. По сути, мы купили у них регистрационные удостоверения на линейку дженериков и контракты с производителями. Так вот, целью той сделки было освоить дополнительно к собственному производству выпуск лекарств на аутсорсинге, что позволило нарастить оборот.

— Какие препараты были разработаны компанией и выведены на рынок, какие планируется?

— Наше предприятие хотя и создано на базе Научного центра прикладной микробиологии, но он нам своими фундаментальными разработками не помог, поскольку работал на оборонный заказ и конверсии на гражданский рынок там не получилось. Мы не разрабатываем новые препараты, но осваиваем новые виды лекарств, которые ранее не производили. Вывести продукт на рынок и в целом сформировать его жизненный цикл — непростая задача, которая требует определенного опыта, знаний и компетенций. Мы не планируем разработку уникальных молекул, в том числе для лечения сложных болезней, и наши текущие инвесторы со мной в этом согласны. Мы будем обеспечивать рост доли рынка за счет массовых препаратов аптечного ассортимента, а также создания, покупки и продвижения новых брендов. Зачем разрабатывать свое годами, если можно зарабатывать на том, что уже создано? Например, у нас есть препарат для мужского здоровья. Сам разработчик (оригинатор) не хочет его продавать — слишком накладно пробиваться на рынок со специфичным лекарством, а мы его успешно продаем благодаря эффективно выстроенной маркетинговой стратегии.

— А есть ли планы производить субстанции?

— Да, мы намерены локализовать в России производство действующих веществ, правда, на импортном сырье, поскольку в России его почти не производят (хотя какие-то субстанции мы покупаем у отечественной компании «Активный компонент»). В себестоимости доля субстанции доходит до 90 процентов, поэтому, конечно же, далее стабильно развиваться смогут те производители дженериков, которые перейдут на производство полного или почти полного цикла. Речь идет о производстве, для начала, трех субстанций для наших препаратов.

— Какими мерами господдержки вы пользовались и какой эффект удалось получить? Насколько в целом эффективно государство, по вашему мнению, потратило бюджетные 150 миллиардов рублей за семь лет на открытие более 30 новых производств?

— Об эффективности бюджетных расходов мы можем судить по нашему новому предприятию. По соглашению с Минпромторгом в 2016 году «Оболенскому» предоставили субсидию процентной ставки по инвестиционным кредитам на строительство новых мощностей, которые были открыты в феврале этого года. В прошлом году сумма субсидии составила 56 миллионов рублей, в 2019 году это будет уже 90 миллионов. В связи с модернизацией и дальнейшим наращиванием производства от правительства Московской области мы получили в прошлом году право на применение льготы по региональной части налога на прибыль в размере 4,5 процента. Только в прошлом году сумма экономии за счет этой льготы составила 71 миллион рублей, с 2019 до 2021 года мы планируем сэкономить 183 миллиона рублей. Все эти и другие меры господдержки значительно снижают нагрузку на себестоимость, что создает определенные преимущества по сравнению с иностранными конкурентами.

— Какую рентабельность удается при таких льготах иметь?

— Рентабельность по EBITDA у нас составляет 25 процентов.

— А с банками о кредитах на новое производство легко сейчас договариваться?

— Сейчас — да. Когда в 2011 году я пришел в «Оболенское», предприятие пыталось развиваться вообще без кредитов. Поэтому первое, что я сделал, — пошел в банк и представил бизнес-план развития с окупаемостью. Кредиты, в числе прочего, очень сильно помогли нарастить оборот до нынешних 8,5 миллиарда в год. Но тогда я не верил, что наступят времена, когда не мы будем записываться на прием к банкирам, а они будут к нам стучать и предлагать деньги на развитие. Такие времена наступили несколько лет назад, теперь банки конкурируют за возможность кредитовать эффективные производства.

— Новое и обновленное производство в «Оболенском», как заявлено, ориентировано в том числе на импортозамещение. Кого вы потесните и за счет чего?

— Все просто: если на рынке кто-то наращивает производство существующих лекарств или их аналогов, значит, эта продукция кого-то потеснит, особенно на медленно растущем рынке. Не обязательно это будут иностранные компании — российские, которые менее эффективны, в том числе. Запуск нового завода позволит нашему предприятию за счет модернизации и роста производственных мощностей снизить общепроизводственные затраты в расчете на одну1 упаковку на 30 процентов: с 9,6 до 6,7 рублч. При том что, для расширения производства штат сотрудников мы увеличим, производительность труда на каждого сотрудника вырастет.

— Какие еще инструменты снижения себестоимости вы применяли для поддержания конкурентной цены?

— Их было много, как правило, это меры управленческие. Например, препарат «Венарус», который обеспечивает нам основной объем продаж и является маркой номер один в России в категории «Венотонизирующие средства» по результатам общенационального голосования в 2018 году, поначалу трудно заходил в аптечные сети, потому что на фармрынке важна не столько цена, сколько бесперебойность поставок. Однажды затянул поставку — и дистрибутор уйдет к другому производителю, даже если у него цены выше. Поэтому первым делом мы закупили сырья на год вперед и заполнили склад препаратом, что позволило нам обеспечить бесперебойные поставки дистрибуторам и, соответственно, увеличить число клиентов. Расширение производственных мощностей сегодня поможет нам сохранить стабильность в обеспечении необходимых стоков продукции.

— У вас много препаратов из серии жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, цены на которые регулирует государство. После введения новой методики ценообразования многие заявили, что закроют производство недорогих препаратов из-за их убыточности. Вас это коснулось?

— Да, мы периодически наблюдаем, как падает рентабельность некоторых препаратов. Сначала мы стараемся ее восстановить с помощью маркетинговых инструментов, а если не получается, снимаем с производства, заменяя другими, новыми для нас. В этом случае залог успеха — диверсификация продуктовой линейки.

— В прошлом году сократился потребительский спрос на лекарства, и производители, и сети конкурировали за покупателя, снижая цены. Ваша широкая линейка должна позволять лавировать, вы пользовались этим, чтобы потеснить конкурентов?

— В таких случаях всегда важно просчитывать текущую конъюнктуру рынка. У нас общее правило — держать средние по рынку цены. И вот, допустим, по каким-то препаратам средняя цена снизилась — значит ли это, что и нам впору снижать ее? Надо проанализировать, почему она снизилась. Если ввиду падения спроса — одно дело, а если из-за того, что часть игроков сняла с продажи препарат, тогда, напротив, средние цены имеют потенциал роста и снижать их нет смысла.

— Есть ли у вас планы экспортировать свою продукцию?

— Пока мы не экспортируем лекарства, но планируем, что вскоре экспорт будет составлять до 15 процентов всего объема продаж. О европейских странах пока речи не идет, мы ориентируемся на рынки стран ЕАЭС, где сейчас создаются единые правила регулирования фармпродукции.

— Президент поручил Госдуме быстрее принять закон о дистанционной торговле безрецептурными лекарственными препаратами. Насколько этот новый канал продаж позволит вам нарастить оборот?

— Мы не оценивали, насколько, но точно знаю, что, когда это заработает, мы в числе первых освоим эти новые инструменты продаж. Технологически мы уже готовы организовать онлайн-торговлю, все компетенции для этого есть. В свое время я развивал службу доставки лекарств, основные принципы работы которой затем были использованы для доставки заказов интернет-магазинами «Озон», «Утконос» и других. Кроме того, я создал и продал «Северстали» сервис «Ремонтник.ру». Я вообще уверен, что через какое-то время все лекарства будут продавать в основном через интернет.

Интервью взял Александр Лабыкин


Андрей Младенцев начал управленческую карьеру в фармацевтической отрасли в 1996 году, став председателем совета директоров ОАО «Нижфарм», а впоследствии его генеральным директором. В 2005 году компания «Нижфарм» была продана западной фармацевтической компании Stada. Андрей Младенцев стал отвечать за управление и развитие бизнеса объединенной компании «Нижфарм» и Stada в России, странах СНГ и Балтии. С 2007 Андрей Младенцев перешел на работу в Росздравнадзор на пост заместителя руководителя службы. С 2009 года — председатель совета директоров логистической компании Farmat. С 2011 года — управляющий ГК «ФП “Оболенское”.

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Президентский харассмент топит демократов Президентский харассмент топит демократов

Дональд Трамп изящно переиграл демократов и повысил свои шансы на второй срок

Эксперт, сентябрь'19
Зачем и кому нужны недели моды? Устарел ли этот формат? Отвечают профессионалы индустрии Зачем и кому нужны недели моды? Устарел ли этот формат? Отвечают профессионалы индустрии

Все больше говорят о том, что недели моды больше не нужны. Так ли это?

Esquire, октябрь'19
Лаборатории бизнеса Лаборатории бизнеса

Вузы могут формировать вектор на выращивание предпринимателей новой экономики

Эксперт, октябрь'19
lexus UX. Премиальная миниатюра lexus UX. Премиальная миниатюра

Автопроизводители нашли способ бесконечно продавать один и тот же автомобиль

4x4 Club, октябрь'19
Йога для молодости Йога для молодости

Старение — это не проклятие и не диагноз, а последствие образа жизни

Yoga Journal, сентябрь'19
Что творится внутри одного из самых закрытых и известных клубов мира Berghain Что творится внутри одного из самых закрытых и известных клубов мира Berghain

Самый жесткий в мире фейсконтроль, все в черном и адская духота

Playboy, октябрь'19
«Я послужила триггером»: Альбина Джанабаева из-за оскорблений «прикрыла лавочку» «Я послужила триггером»: Альбина Джанабаева из-за оскорблений «прикрыла лавочку»

40-летняя Альбина Джанабаева пожаловалась на атаку недоброжелателей

Cosmopolitan, октябрь'19
«Источник мира» примирил курдов и Дамаск «Источник мира» примирил курдов и Дамаск

Как развивается турецкая военная операция на севере Сирии

РБК, октябрь'19
Бортовой журнал: Audi Q8, Lexus UX, Toyota CH-R, Kia Cerato и другие Бортовой журнал: Audi Q8, Lexus UX, Toyota CH-R, Kia Cerato и другие

Ежедневно сотрудники Autonews.ru тестируют новые автомобили

РБК, октябрь'19
Творцы невидимого фронта Творцы невидимого фронта

Корреспондент «Вокруг света» отправился на поиски сказочных существ и… нашел их!

Вокруг света, октябрь'19
Алессандра Рич Алессандра Рич

Всего за пару лет бренд этой итальянки превратился в самый желанный лейбл

Elle, октябрь'19
Сахалин один Сахалин один

Минэкономразвития определило экономические перспективы регионов России на 5 лет

РБК, октябрь'19
Третья жена Оскара Кучеры полтора года скрывала от него рождение их сына Третья жена Оскара Кучеры полтора года скрывала от него рождение их сына

45-летний Оскар Кучера рассказал о том, как тяжело складывались его три брака

Cosmopolitan, октябрь'19
Создатель новой российской вакцины от гриппа Антон Катлинский: Мы сделали прививки Сергею Чемезову и Веронике Скворцовой Создатель новой российской вакцины от гриппа Антон Катлинский: Мы сделали прививки Сергею Чемезову и Веронике Скворцовой

Стоит ли делать прививки и как за последние полвека изменился состав вакцин?

СНОБ, октябрь'19
Это элементарно Это элементарно

Ученые пытаются вывести формулу любви и доказать, что чувства — сплошная химия

Добрые советы, октябрь'19
Неделя потребления: Французские Альпы и Escada зовут в гости, а Montblanc — прогуляться среди звезд Неделя потребления: Французские Альпы и Escada зовут в гости, а Montblanc — прогуляться среди звезд

На этой неделе мы отправляемся на День открытых дверей Французских Альп

Forbes, октябрь'19
Борьба с «врагами народа» Борьба с «врагами народа»

От древнеримских проскрипций до наших дней

Наука и жизнь, октябрь'19
Свободная касса Свободная касса

Шопинг никогда не будет прежним

GQ, октябрь'19
Другая мобильность. И это не бла-бла Другая мобильность. И это не бла-бла

Сжатие автомобильных рынков — признак фундаментальной трансформации отрасли

Эксперт, октябрь'19
Загрязнение воздуха в Дели превысило безопасные пределы в 4 раза (и это далеко не предел) Загрязнение воздуха в Дели превысило безопасные пределы в 4 раза (и это далеко не предел)

В попытке спастись от смога власти Индии запрещают дизельные генераторы

National Geographic, октябрь'19
Ангелы Victoria's Secret: как спасти бельевой бизнес в 2019 году Ангелы Victoria's Secret: как спасти бельевой бизнес в 2019 году

Каковы перспективы знаменитого бельевого бренда в сегодняшнем мире

Esquire, октябрь'19
Сырная гонка и арбузные «лыжи»: 9 необычных фестивалей еды Сырная гонка и арбузные «лыжи»: 9 необычных фестивалей еды

Где и как проходят самые необычные и странные фестивали еды в мире

РБК, октябрь'19
Клуб, который общается с Путиным: из-за кого разгорелся главный корпоративный конфликт года Клуб, который общается с Путиным: из-за кого разгорелся главный корпоративный конфликт года

Разобрались, как устроен бизнес Зыкова и Бакулина и причем тут «Клуб лидеров»

Forbes, октябрь'19
Право на слово «нет» Право на слово «нет»

Хочется сказать «нет», но будто бы само собой получается «да». Знакомо?

Psychologies, октябрь'19
Сахар, уходи! Как я похудела на 35 кило за год на низкоуглеводной диете Сахар, уходи! Как я похудела на 35 кило за год на низкоуглеводной диете

Неприятие собственного отражения в зеркале часто влияет на самооценку

Cosmopolitan, октябрь'19
В Словакии состоялась VII Международная конференция «Молекулярный водород в медицине в XXI веке» В Словакии состоялась VII Международная конференция «Молекулярный водород в медицине в XXI веке»

Конференция «Молекулярный водород в медицине в XXI веке» состоялась 5 октября

National Geographic, октябрь'19
Железная леди Железная леди

На большие экраны выходит очередная часть саги о Терминаторе «Темные судьбы»

Grazia, октябрь'19
Считалось, что полистирол разлагается за тысячи лет. Это совсем не так Считалось, что полистирол разлагается за тысячи лет. Это совсем не так

Редкая хорошая новость из мира пластикового загрязнения

National Geographic, октябрь'19
Игра с Тенью: как использовать скрытые ресурсы личности Игра с Тенью: как использовать скрытые ресурсы личности

В каждом из нас есть стороны, которые мы не видим, не принимаем

Psychologies, октябрь'19
Онкоцентру поставили спорный диагноз Онкоцентру поставили спорный диагноз

Почему конфликтуют врачи и руководство медицинского центра им. Н.Н. Блохина

РБК, октябрь'19