Казахстан намерен выйти на зарубежные рынки железнодорожных колес

ЭкспертБизнес

Рынок отбалансирует колесо

В Павлодарской области (Республика Казахстан) на базе предприятия «Проммашкомплект» запущен комплекс по производству железнодорожных колес, расширяющий проектную мощность предприятия до 350 тыс. штук в год. Ранее Казахстан импортировал эту продукцию, теперь же намерен не только обеспечивать собственные потребности, но и выйти на зарубежные рынки. По словам председателя правления компании «Проммашкомплект» Даулета Сыздыкова, две трети продукции она будет отправлять на внешние рынки, в том числе в Россию.

В нашей стране в последнее время наблюдается дефицит железнодорожных цельнокатаных колес (ЦКК). Сегодня в России два крупных производителя этой продукции: Объединенная металлургическая компания (ОМК) и «Евраз». ОМК способна производить 850–900 тыс. колес, «Евраз» — 480–525. На отечественном рынке также присутствует продукция украинского «Интерпайпа». По оценкам участников рынка, несмотря на антидемпинговую пошлину в 34,22%, в России в нынешнем году будет куплено порядка 160 тыс. колес этого производителя.

Суммарно это более полутора миллионов ЦКК в год (сюда можно уже добавить и колеса из Казахстана). И их сейчас не хватает. Представитель Новой вагоноремонтной компании Максим Кленов полагает, что появление нового игрока на рынке ЦКК будет способствовать нормализации ситуации, которую он считает самой тяжелой с момента появления операторского рынка: «Связано это с тем, что с рынка исчезли “бэушные” колеса, которые появились после массового списания вагонов. Их “разделка” очень сильно разбалансировала рынок. Сначала был резкий спад спроса на колеса, из-за того что резали вагоны, а теперь случился резкий отскок назад».

Начиная с 2014 года в течение трех лет из железнодорожной сети ушло более 250 тыс. вагонов, и их парк, по данным Института проблем естественных монополий, сократился на 10,9%, до 1,09 млн. Колеса — это, по сути, расходный материал, который в процессе эксплуатации вагона сначала неоднократно ремонтируют (в том числе подтачивают гребень колеса), а затем уже меняют. Несмотря на то что колеса были сняты со старых вагонов, они вполне еще могли послужить (срок службы осей сопоставим со сроком службы самого вагона). В связи с большим наплывом бывших в употреблении колес отпала необходимость покупать в значительных объемах новые колеса у производителей. Это привело к провалу загрузки производственных мощностей: она снизилась менее чем до 40%. «При такой катастрофически малой загрузке мощностей для удовлетворения перспективной потребности ключевых отечественных потребителей мы продолжали инвестировать в поддержание и развитие колесопрокатного цеха (2,8 миллиарда рублей), сохранили персонал, ввели в строй линию высокоскоростных колес, разрабатывали новые виды продукции. При этом долгое время стоимость колес на российском рынке была недооценена и оставалась самой низкой в мире», — говорит Дмитрий Цхе, директор по продажам колесной продукции Выксунского металлургического завода (ВМЗ, входит в ОМК).

Однако использование старых колес с более коротким, чем у новых, сроком эксплуатации через два-три года привело к тому, что они стали массово выбывать и спрос на новые колеса начал расти лавинообразно. После трех лет стагнации подъем спроса, а также увеличение цен на сырье привели к росту цен на них. При этом рост цен на колесные пары (в данном случае это конечная продукция вагоноремонтных предприятий) происходил значительно быстрее. Директор ОМК по взаимодействию с госструктурами Андрей Шиханович объясняет эту ситуацию так: «В 2016 году колесная пара стоила 64 тысячи рублей. По нашим расчетам, эта цена складывалась из цены двух новых колес — 48 тысяч рублей, затрат на формирование колесной пары — десять тысяч рублей и маржи вагоноремонтной компании — шесть тысяч рублей. Когда возник ажиотажный спрос из-за того, что бывшие у употреблении колеса закончились, а потребность в ремонтах выросла, цена на колесные пары выросла до 150 тысяч рублей и более. Но при этом цена собственно колес в паре с учетом роста цены на них сегодня составляет 70 тысяч, затраты на формирование колесной пары остались те же — десять тысяч, а все остальное, 70 тысяч рублей, — это выросшая в разы маржа ремонтников». По словам Андрея Шихановича, спекулятивная составляющая в настоящее время определяет цену на колесные пары, цена на них постоянно растет, и это вызывает у игроков желание придерживать их в надежде на дополнительный рост цены.

Рост цен на колеса в ОМК объясняют увеличившимся спросом, необходимостью компенсировать понесенные во время резкого снижения загрузки мощностей убытки, потребностью окупить уже сделанные и запланированные инвестиции, в том числе в расширение мощностей (ранее ОМК заявляла «Ведомостям», что при подтверждении спроса на колеса готова потратить 2,3 млрд рублей на наращивание потенциальных мощностей ВМЗ до 970 тыс. колес). В ОМК говорят: если при росте цен на колесо производители колесных пар захотят сохранять свою маржу, цена на их продукцию увеличится настолько, что потребители просто не захотят ее покупать. Если же рост стоимости колес начнет снижать маржу тех, кто делает колесные пары, смысла придерживать продукцию и создавать искусственный дефицит в надежде на дальнейший ее подъем уже не будет, наступит баланс спроса и предложения и ажиотаж спадет. Рынок отрегулирует все сам.

Впрочем, и регулирующие органы не остаются в стороне: в октябре ФАС России возбудила антимонопольное дело против ВМЗ и Нижнетагильского меткомбината («Евраз»). Оно пока не закончено, и выводов о том, кто же все-таки виноват в росте цен, еще нет.

Директор группы корпоративных рейтингов Аналитического кредитного рейтингового агентства Максим Худалов напоминает, что рынок подвержен циклическим колебаниям и на два-три года высокого спроса приходится три-четыре года охлаждения: «Думаю, в течение полугода-года ситуация нормализуется, цена вернется на разумный уровень». Производители также прогнозируют падение загрузки к концу 2019 года.

Ранее в Министерстве путей сообщения запас колес и колесных пар исчислялся миллионами штук. Возможно, имеет смысл вернуться к такой практике. Понятно, что это определенное отвлечение оборотных средств компаний, однако в долгосрочной перспективе запас позволит не допускать резких скачков цен, так что понесенные на создание запаса расходы могут стать доходами.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Чистое дыхание авиации Чистое дыхание авиации

Первые регулярные рейсы электросамолеты могут совершить в ближайшие годы

Популярная механика
По клеточкам По клеточкам

Неужели пептиды действительно способны подарить нам вечную молодость?

Лиза
5 бунтарок, изменивших мир: чему всем нам стоит у них поучиться 5 бунтарок, изменивших мир: чему всем нам стоит у них поучиться

Выдающиеся женщины, которые своим протестом изменили ход истории

Psychologies
Нуар с двойным дном Нуар с двойным дном

«Шугар»: Колин Фаррелл копипастит голливудскую классику

Weekend
Доигрались: почему статус «экранизация видеоигры» больше не позорное клеймо, а знак высокого качества Доигрались: почему статус «экранизация видеоигры» больше не позорное клеймо, а знак высокого качества

Как вышло, что экранизации игр вдруг скакнули со дна в элиту кинопроизводства?

Правила жизни
Юзуки Асако: «Масло». Гастрономический триллер, основанный на реальных событиях Юзуки Асако: «Масло». Гастрономический триллер, основанный на реальных событиях

Фрагмент из романа «Масло», вышедшего в издательстве «Рипол Классик»

СНОБ
Как избавиться от неприятного запаха в туалете: 10 простых лайфхаков Как избавиться от неприятного запаха в туалете: 10 простых лайфхаков

Простые лайфхаки, как сделать так, чтобы в туалете не пахло

VOICE
Покидая Генотопию Покидая Генотопию

С тех пор каждый человек фактически живет в двух параллельных мирах...

Вокруг света
Качаться, чтобы передать потомкам хорошие гены: ученые говорят, что это может защитить их от болезней и ранней смерти Качаться, чтобы передать потомкам хорошие гены: ученые говорят, что это может защитить их от болезней и ранней смерти

Физические упражнения могут усиливать экспрессию генов, связанных с ростом мышц

ТехИнсайдер
Как выбрать аккумулятор в автомобиль, и какой лучше Как выбрать аккумулятор в автомобиль, и какой лучше

Аккумулятор в современном автомобиле — не просто «батарейка»

РБК
«Нужны личности особого душевного склада»: как сегодня существует литературный театр «Нужны личности особого душевного склада»: как сегодня существует литературный театр

Какую литературу сегодня можно считать современной и зачем люди идут в театр

Forbes
Ханами по-приморски Ханами по-приморски

Рододендрон – чудо дальневосточной природы и символ Приморья

Отдых в России
Как выбрать встроенный электрический духовой шкаф: главные правила Как выбрать встроенный электрический духовой шкаф: главные правила

Электрические духовки разные ― у каждой модели свои параметры и особенности

CHIP
Где русская женщина, там всегда притяжение Где русская женщина, там всегда притяжение

Юлия Пересильд известна своей искренностью — это делает ее неуязвимой

OK!
Не только Fallout: 7 самых ожидаемых экранизаций игр Не только Fallout: 7 самых ожидаемых экранизаций игр

Какие фильмы по играм могут выйти в обозримом будущем?

Maxim
Усиление прибрежных апвеллингов назвали угрозой для мигрирующих морских обитателей Усиление прибрежных апвеллингов назвали угрозой для мигрирующих морских обитателей

Гибель сотен морских животных оказалась связана с усилением апвеллинга

N+1
Монетизация воды Монетизация воды

Какие финансовые инструменты появились в борьбе за климат

Деньги
Академик Андрей Книппер Академик Андрей Книппер

Жизнь и труды советского и российского геолога Андрея Книппера

Знание – сила
Рок, поп, фанк — и другая музыка для путешествий Рок, поп, фанк — и другая музыка для путешествий

Кого послушать под стук колес?

СНОБ
Все льготы Арктики: почему выгодно жить в регионах Крайнего Севера Все льготы Арктики: почему выгодно жить в регионах Крайнего Севера

Какие льготы получают жители Арктической зоны?

ФедералПресс
Осторожно: смузи! Осторожно: смузи!

Ошибки в приготовлении смузи, которые приводят к увеличению веса

Лиза
Электрическое сопротивление Электрическое сопротивление

Эра электрокаров закончилась, так и не успев начаться

Монокль
Параллельные люди Параллельные люди

С какими альтернативными человечествами мы могли бы делить Землю?

Вокруг света
Мужчина, который не умеет дарить подарки: как его научить (чтобы он ничего не заметил) Мужчина, который не умеет дарить подарки: как его научить (чтобы он ничего не заметил)

Как научить партнера играть в игру «подари правильный подарок»?

VOICE
«Киноглаз» против «кинокулака» «Киноглаз» против «кинокулака»

История Дзиги Вертова и неслучившейся «кинокизации» всей страны

Weekend
Как избавиться от запаха готовки в доме: 10+ надежных способов Как избавиться от запаха готовки в доме: 10+ надежных способов

Избавиться от запаха готовящейся еды может быть непросто. Несколько лайфхаков

VOICE
Дорогой длинною Дорогой длинною

Чуйский тракт неспроста называют самой красивой дорогой России

Лиза
Марлону Брандо — 100 лет. Почему он — великий актер? Марлону Брандо — 100 лет. Почему он — великий актер?

Творческий путь великого актера Марлона Брандо

Правила жизни
Роковое увлечение Роковое увлечение

Музыка, рыбалка, фотография – его хобби только притворяются милыми и невинными!

VOICE
«В нашем институте представлены все направления современной астрономии» «В нашем институте представлены все направления современной астрономии»

Директор ГАИШ — об истории института имени П.К. Штернберга МГУ

Зеркало Мира
Открыть в приложении