Агрохолдинг «ЭкоНива» выводит на рынок роторные доильные залы для молочных ферм

ЭкспертБизнес

Отечественная «карусель» коровам удобнее

Агрохолдинг «ЭкоНива» выводит на рынок роторные доильные залы для молочных ферм собственного производства. В планах компании — занять четверть российского рынка доильного оборудования для крупных хозяйств

Виктория Безуглова

В феврале этого года первая «карусель» NivaRotor, рассчитанная на 72 места, была смонтирована в хозяйстве «Гусево» в Калужской области. Александр Рюмин/ТАСС

Как ни хороши заграничные машины, а все же и у них недостатков хватает, особенно если их в деле проверить. В этом убедился руководитель отдела механизации животноводства холдинга «ЭкоНива-АПК» Алексей Лосев, который более 13 лет монтирует и настраивает доильные установки в огромном животноводческом царстве холдинга, насчитывающем 24 фермы и около ста тысяч коров. Чтобы работа оборудования шла как по маслу, он всякий раз вспоминает совет директора по производству Рамона Шенка: надо встать на место оператора машинного доения и посмотреть, удобно ли ему работать, возможно ли повысить комфорт в его труде и обслуживании животных. При таком подходе и знании всех нюансов оборудования Алексею Лосеву и его коллегам открылось много технических несовершенств импортной техники, и в 2017 году они решили создать свой вариант роторного доильного зала «карусель».

Несмотря на то что основные узлы и комплектующие в новом оборудовании используются импортные, от компании Milkrite/InterPuls, которая недавно вошла в состав другого гиганта рынка доильного оборудования — DeLaval, в «ЭкоНиве» уверены, что их продукт содержит значительную долю добавленной стоимости. «Главные инвестиции в этот проект — идеи наших сотрудников, их труд и время, — говорит первый заместитель генерального директора холдинга·“ЭкоНива-Техника” Бьёрне Дрекслер. Он как никто другой знает рынок, поскольку одно время возглавлял локализованное немцами в 2002 году в России предприятие «ГЕА Фарм Технолоджиз Рус», и ныне занимающее лидирующие позиции по поставкам доильного оборудования на отечественные фермы. Объем инвестиций в проект Дрекслер не раскрывает. «Мы не используем заемных средств — хватает сил компании. А вот сроки окупаемости проекта назвать пока сложно, наверное, когда установим десять роторных залов NivaRotor», — уточняет он.

Крупные молочные фермы - потенциальные покупатели доильных "каруселей" составляют около 3% от всех хозяйств

Основные игроки в России — иностранные компании, их продукция, по данным Tebiz Group, занимает более 76% рынка. В 2019 году было поставлено доильного оборудования на 33,1 млн долларов, больше всего в стоимостном выражении — из Германии (8,9 млн), Нидерландов (6,6 млн) и Польши (3 млн). А по поставкам в натуральном выражении лидирует Китай — более 61%. «В России на современных комплексах, недавно построенных и модернизированных, устанавливаются зарубежные системы доения, — говорит директор по связям с общественностью Национального союза производителей молока Мария Жебит. — С точки зрения технологических решений для сектора мы серьезно отстали от своих западных коллег». На этом фоне проект «ЭкоНивы» выглядит знаковым. «Доильные роторные залы “карусель” используются для крупных животноводческих ферм, где есть потребность в непрерывном доении, это мощная инсталляция для большого поголовья, и таких отдельных карусельных залов у нас в стране немного, — говорит директор Центра изучения молочного рынка Михаил Мищенко. — Это дорогостоящее оборудование, которое производят ключевые игроки рынка, такие как DeLaval (Швеция), GEA Farm Technologies (Германия), Dairymaster (Нидерланды), Afimilk (Израиль). И то, что “ЭкоНива” начинает выпуск такого оборудования, само по себе уникально».

До «карусели» надо дорасти

По оценкам участников рынка, только 25–30% животноводческих ферм в стране оснащены современным автоматизированным доильным оборудованием. При этом «карусель» — как вершина пирамиды, решение для очень крупных хозяйств, но кроме этой системы есть большое доильное разнообразие — такие типы залов, как «елочка», «тандем», «параллель». Отличаются они друг от друга расположением животных во время дойки и тем, что их эффективность напрямую зависит от размера стада в хозяйстве. «Если на ферме до четырехсот дойных коров, то вполне подойдут “елочки”, если численность выше — нужна высокопроизводительная “параллель”, а “карусель” выгодно ставить только от двух тысяч голов дойного скота на ферме», — говорит Евгений Наговицын, директор компании «АгроСистемы» из Ижевска, выпускающей доильное оборудование с 2013 года. В самой «ЭкоНиве» используются все типы оборудования: помимо 36 «каруселей» установлены 40 «елочек», шесть «параллелей», а на небольших фермах — обычные молокопроводы. Еще в холдинге работают 12 роботов и 32 бокса — это автоматизированные системы, с помощью которых корова доится без оператора, когда ей заблагорассудится. Но так как холдинг растет быстрыми темпами и уже входит, по словам его владельца Штефана Дюрра, в первую пятерку в мире по производству сырого молока, с планами стать мировым лидером, то для него актуальным стало строительство масштабных хозяйств именно с роторными залами. Все ранее приобретенные «карусели» выпущены компаниями DeLaval, GEA Farm Technologies и BouMatic, а в феврале этого года первая NivaRotor собственного производства, рассчитанная на 72 места, была смонтирована в хозяйстве «Гусево» в Калужской области, где содержатся 2550 коров, половина из которых — дойные. Сейчас идет монтаж еще двух роторных залов в хозяйствах «Ступинская нива» (Московская область) и «Северная нива — Татарстан».

В «ЭкоНиве» уверены, что смогли создать надежную индустриальную систему доения, которая наконец-то отвечает всем требованиям агрохолдинга и обеспечивает бесперебойную работу ферм. Так, высота платформы «карусели» в NivaRotor — 90 см, а не один метр, как у других производителей. «Раньше операторам приходилось подставлять поддоны, чтобы подключить доильный аппарат или обработать вымя корове, а теперь грамотная конструкция позволяет работать, не отвлекаясь на внешние факторы», — рассказывает Алексей Лосев. Кроме того, инженеры отдела механизации животноводства усовершенствовали систему промывки «карусели», улучшили систему определения количества молока в вертикальных танках-охладителях, а на систему охлаждения молока установили специальную защиту, которая при возникновении неисправности подает звуковые и световые сигналы, разработали надежный защитный барьер панелей управления от повреждений животными. Что касается самого доильного аппарата от компании Milkrite/InterPuls, то он, казалось бы, идеален: технология Impulse обеспечивает эффективное и комфортное доение, а профессиональная треугольная сосковая резина позволяет достигать максимальной продуктивности животных, заботясь об их вымени. Тем не менее в «ЭкоНива-Технике» и здесь нашли для себя поле деятельности, сделав более четкий диапазон настроек пульсации на вымени животного, а это означает возможность еще больше снизить давление на вымя коровы и проводить дойку без стресса для животного.

Одним из главных своих преимуществ в «ЭкоНиве» считают доступность обслуживания доильной «карусели» для потенциальных заказчиков оборудования. «Многие производители намеренно усложняют конструкцию, поэтому сервисное обслуживание таких систем выливается в крупную сумму, — раскрывает “кухню” Бьёрне Дрекслер. — А NivaRotor позволит экономить бюджет, она сделана с расчетом уменьшить расходы на запчасти и сервис». Кроме того, у холдинга есть возможность напрямую закупать компоненты у производителя, исключив цепочку посредников. То есть «ЭкоНива» предлагает клиентам полную цепочку услуг — от сборки, установки и настройки роторной «карусели» с учетом потребностей фермы до сопровождения и сервиса. Масштаб компании таков, что для вывода на рынок нового продукта и его обслуживания не понадобятся новые сотрудники — сервисные центры «ЭкоНива-Техника холдинг» работают в 26 регионах России.

Выбрать доильный зал сложнее, чем корову

Занять 25% на российском рынке роторных залов в «ЭкоНиве» надеются за счет оптимизации цен на свои установки, а также растущего спроса на «карусели». Стоимость импортного оборудования зависит от количества доильных мест, которое обычно варьируется от 20 до 90, а каждое место стоит около миллиона рублей. В «ЭкоНиве» не раскрывают, по какой цене будет продаваться NivaRotor, но говорят, что со временем удастся снизить ее за счет увеличения доли отечественных комплектующих. Однако эксперты и участники рынка не так оптимистичны в отношении этих прогнозов: рынок специфический, а аграрии — народ привередливый. «Вопрос доильного зала в животноводческом хозяйстве — один из ключевых, это не переносная доильная установка на одну корову, а колоссальные вложения, риск. Инвестор готов потратить много времени на то, чтобы поездить по стране, по миру и посмотреть, какая установка эффективнее, как работает зал с животными, которые тоже стоят очень дорого, до двухсот тысяч рублей за породистую корову, и в итоге выбрать производителя оборудования с многолетним опытом», — говорит Михаил Мищенко. В Национальном союзе производителей молока тоже признают: крупные компании с отечественными производителями доильного оборудования не работают.

«Продавать “карусели” с использованием в сборке отечественных оцинкованных комплектующих мы не будем, так как на наших заводах не умеют делать качественную оцинковку, чтобы долго служила и не ржавела», — заявил дилер, пожелавший остаться неназванным. Хотя, по его словам, есть хозяйства, которые в погоне за дешевизной покупают в Белоруссии доильное оборудование, которое как минимум на треть дешевле немецкого или датского, но через два года начинает ломаться. Они ищут запчасти, ремонтируют, ругаются с поставщиками, но через пять лет едут покупать оборудование у этой же компании. А многие хозяйства и не стремятся к автоматизации производства: сломался один молокопровод — покупают другой, их устраивает работать по старинке.

Определенный оптимизм вселяет уже имеющийся небольшой опыт продаж российского доильного оборудования. Например, компания «АгроСистемы» ежегодно оборудует 20–30 ферм автоматизированными системами «елочка» и «параллель», причем доля отечественных комплектующих у нее достигает 60%. «Кто считает свои деньги и прибыль, тот обращается к нам, мы монтируем установки по цене на 30–40 процентов ниже известных производителей, находя при этом самые качественные комплектующие по всему миру. Плюс у нас оптимальное сервисное обслуживание с самыми низкими ценами на расходные материалы, так как закупаем их напрямую у производителей либо делаем сами», — говорит Евгений Наговицын. Наличие пока лишь пяти сервисных центров по всей стране ижевцы компенсируют тем, что сразу предоставляют клиентам расходные компоненты на два года вперед, а техобслуживание проводят строго по расписанию, без дополнительных напоминаний. В следующем году «АгроСистемы» планируют замахнуться и на производство «каруселей». «Мы собираемся выкупить для себя большое хозяйство, так как уже научились работать с животными, поставить там “карусель” и сделать свой обучающий центр для животноводов», — поделился планами Евгений Наговицын. Однако наш анонимный дилер и тут добавил ложку дегтя: по его словам, успех в нише «елочек» и «параллелей» еще ни о чем не говорит, там менее жесткие требования к оцинковке деталей, а вот в роторной системе низкое качество покрытия скажется непременно.

Справка о компании

Российско-германская компания «ЭкоНива» создана в 1994 году. В нее входят три холдинга: «ЭкоНива — АПК-холдинг» — растениеводство, семеноводство, мясное и молочное скотоводство, племенная работа, экологическое производство, производство молока (сельхозугодья в 14 регионах общей площадью более 600 тыс. га); «ЭкоНива — Продукты питания» — переработка и реализация молочной продукции (производственные активы — четыре молочных завода в Воронежской, Калужской, Новосибирской областях); «ЭкоНива-Техника-холдинг» — поставщик импортной сельхозтехники (26 сервисных центров).

Выручка — 403 млн евро.

Число сотрудников — 15 тыс.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Момент взлета» Мелинды Гейтс: как спасти всех женщин «Момент взлета» Мелинды Гейтс: как спасти всех женщин

Одна из самых богатых и влиятельных женщин мира пишет о том, что ее волнует

Эксперт
Техника — молодежи Техника — молодежи

О популярности STEM-подхода в школьном образовании

Tatler
Зазеленели по-своему Зазеленели по-своему

В ближайшие пару лет рынок ESG-облигаций в России вырастет в разы

Эксперт
У нас в клубе У нас в клубе

Писательница Юлия Кузнецова о том, как помочь подростку полюбить книги

Vogue
По ком звонит колокол нового миропорядка? По ком звонит колокол нового миропорядка?

Смогут ли современные социальные практики лишить человека свободы воли

Эксперт
Последний из динозавров Последний из динозавров

Суперкары Lamborghini Huracan Evo должны жить на идеальных гоночных трассах

Популярная механика
Ежедневный уход за новорожденным Ежедневный уход за новорожденным

Как правильно ухаживать за малышом?

9 месяцев
Сметаной — нельзя, медом — можно. Что делать при разных видах ожогов Сметаной — нельзя, медом — можно. Что делать при разных видах ожогов

Как себя вести и что делать при ожогах разной степени тяжести?

РБК
Почему все время грустно? 9 частых причин, которые нельзя игнорировать Почему все время грустно? 9 частых причин, которые нельзя игнорировать

Что провоцирует подавленное настроение?

Playboy
Одно спасительное имя Одно спасительное имя

Как называют лекарства?

Популярная механика
У спорта на рогах: 4 истории создания экстремальных фотографий У спорта на рогах: 4 истории создания экстремальных фотографий

Люди с камерой подчас рискуют ничуть не меньше, чем их модели. Как им удается

Maxim
Плоская металинза дала эффект рыбьего глаза Плоская металинза дала эффект рыбьего глаза

Угол обзора мегалинзы превышает 170 градусов

N+1
Скучаете ли вы по Москве времен Лужкова? Вопрос дня Скучаете ли вы по Москве времен Лужкова? Вопрос дня

Участники проекта «Сноб» рассказали, скучают ли они по лужковской Москве

СНОБ
Не помню – значит, не было Не помню – значит, не было

Зачем наш мозг обманывает нас, изменяя память?

Лиза
15 самых знаменитых взломщиков всех времен и народов 15 самых знаменитых взломщиков всех времен и народов

Истории о самых крышесносящих взломах

Maxim
Мутантные белки волосковых клеток сделали землекопов почти глухими Мутантные белки волосковых клеток сделали землекопов почти глухими

Голые землекопы очень плохо слышат.. Биологи объяснили, с чем это связано

N+1
«Я никогда не ем перед переговорами». Приметы и суеверия предпринимателей «Я никогда не ем перед переговорами». Приметы и суеверия предпринимателей

Странные иррациональные привычки российских предпринимателей

Inc.
Нейросеть заставили «развидеть» самолёты Нейросеть заставили «развидеть» самолёты

Обнаружен способ ввести нейросеть в заблуждение путём замены камуфляжа

Популярная механика
О суммах квадратов и кубов О суммах квадратов и кубов

История начинается с теоремы Пифагора, а заканчивается математическим открытием

Наука и жизнь
Ученые открыли новый биомаркер расстройств аутистического спектра у дошкольников Ученые открыли новый биомаркер расстройств аутистического спектра у дошкольников

Выявлена взаимосвязь между РАС и концентрацией одного из белков в плазме крови

N+1
Серый кардинал принципата Серый кардинал принципата

Имя Гая Цильния Мецената стало нарицательным

Дилетант
Семь очень древних звуков, которые удалось воссоздать ученым Семь очень древних звуков, которые удалось воссоздать ученым

Как «заговорили» тираннозавры, египетские мумии и кое-кто еще!

Maxim
10 обычных вещей, более смертоносных чем акулы 10 обычных вещей, более смертоносных чем акулы

У вас большие шансы умереть от какой-либо бытовой вещи

Популярная механика
Новые книги Новые книги

Обзор на 6 новых книг от Игоря Гулина

Weekend
Никита Джигурда признался, что военные хирурги лишили его ежедневного секса Никита Джигурда признался, что военные хирурги лишили его ежедневного секса

Никита Джигурда откровенно рассказал о своем расставании с Мариной Анисиной

Cosmopolitan
«Я художник. Что мне делать?»: ответы на 9 важных вопросов об арт-мире и о вашем месте в нем «Я художник. Что мне делать?»: ответы на 9 важных вопросов об арт-мире и о вашем месте в нем

Что делать, если вы решили классифицировать себя как художник? Куда податься?

Esquire
Дмитрий Акриш: Я стремлюсь убрать из театра «театр» Дмитрий Акриш: Я стремлюсь убрать из театра «театр»

Интервью с режиссером Дмитрием Акришем о новом спектакле

СНОБ
Один с палью не воин. Любители уличного стиля против продавцов контрафакта Один с палью не воин. Любители уличного стиля против продавцов контрафакта

Почему с покупкой кроссовок и футболок все так непросто

Esquire
Свердловчане не сдаются Свердловчане не сдаются

Сергей Светлаков давно пустился в самостоятельное плавание

OK!
Шанель, Кало и Диана: 13 женщин, которые изменили мир Шанель, Кало и Диана: 13 женщин, которые изменили мир

История знает немало случаев, когда женщины влияли на происходящее в обществе

Cosmopolitan
Открыть в приложении