Европа ужесточает правила использования персональных данных пользователей

ЭкспертHi-Tech

Ошейник для Большого Брата

Европа существенно ужесточает правила использования персональных данных интернет-пользователей. И теперь свои данные в Европе можно будет отозвать

Заур Мамедьяров

В конце мая в Евросоюзе вступил в силу «Общий регламент о защите данных» (GDPR), заменивший «Директиву о защите персональных данных» 1995 года. Новый документ усилил защиту данных и задал новый стандарт их обработки и хранения. Именно поэтому в последние недели мая интернет-пользователи во всем мире получили множество писем от разных сайтов с информацией об изменениях в правилах использования и хранения персональных данных.

Хотя закон начали обсуждать еще шесть лет назад и о дате его вступления в силу было известно, многие компании не успели подготовиться — им пришлось менять сайты и пользовательские соглашения в последний момент. Так, американские медиа USA Today, The Verge и многие другие создали специальные страницы, на которые перенаправили посетителей из ЕС. Хотя регламент изначально воспринимался как попытка противостоять монополии ведущих гигантов отрасли, таких как Google и Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), в итоге он затронул все без исключения ресурсы, и его влияние на малые интернет-компании неоднозначно.

Сложившийся за последние десять лет механизм монетизации интернет-проектов по большей части основан на продаже целевой рекламы, что стало возможным благодаря сбору огромного количества данных об интересах и поведении пользователей Сети. Большинство крупнейших сайтов отслеживают действия пользователей и оценивают потенциальную «полезность» каждого из них. Именно в этом секрет бесплатности большинства сервисов, что прямо подчеркнул основатель Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) Марк Цукерберг в своих недавних выступлениях в Конгрессе США. Цукерберг даже заявил, что сокращение зависимости от рекламодателей потребует создания платной версии Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). На протяжении многих лет ведущие социальные сети, получавшие в свое распоряжение колоссальный массив данных, зарабатывали миллиарды долларов на их продаже сторонним проектам и рекламодателям. При этом никто не мог гарантировать сохранности данных и обеспечить прозрачный и понятный механизм их использования, не говоря о том, что выгода рекламодателя не означает выгоду пользователя.

Привести к единообразию все законы о защите персональных данных, существующие в европейских странах, и повысить конфиденциальность данных граждан и резидентов ЕС решено было еще два года назад. Новый регламент поменял парадигму взаимоотношений между пользователями и компаниями, собирающими персональную информацию. Если раньше пользователи бездумно пролистывали текст согласия на обработку данных, чтобы поскорее нажать кнопку «Принять», то теперь они, как предполагается, будут давать такое согласие более осознанно. Во время действия прежней директивы данные европейцев словно находились в плену у компаний, которые без спроса продавали информацию третьим лицам, и на ее основании пользователям показывали рекламу. После введения нового регламента компании по-прежнему будут продавать данные и настраивать для каждого персонализированную рекламу, но теперь пользователям дают ощущение власти над информацией: не «Большой Брат следит за мной», а «я позволил Большому Брату следить за мной, но могу и передумать». Компании отныне должны объяснять пользователям, какие именно данные будут собраны и что с ними будет сделано. Регламент дает основания вести судебные разбирательства в интересах пользователей, что, вероятно, будет активно происходить в ближайшие годы.

Десять миллионов евро штрафа

Авторы регламента объясняют необходимость обновления регуляторных мер тем, что с момента введения директивы 1995 года мир данных в интернет-пространстве существенно изменился. Пожалуй, наиболее существенное изменение в регулировании использования персональных данных по сравнению с директивой 1995 года связано с расширением юрисдикции регламента. Директива 1995 года вызывала много споров и судебных исков из-за того, что ее территориальная применимость трактовалась неоднозначно. Новый регламент ликвидирует подобные разночтения: он применяется ко всем компаниям, использующим данные граждан и резидентов стран ЕС, независимо от того, где расположена сама компания. То есть даже российские фирмы, чьими услугами пользуются европейцы, тоже должны соблюдать новый регламент. Кроме того, неевропейские компании, обрабатывающие данные европейцев, должны создать представительство в ЕС.

Еще одна новинка — введение в компаниях должности ответственного за защиту данных (data protection officer). Назначить такого сотрудника обязана каждая организация, которая проводит регулярный и систематический мониторинг персональных данных или обрабатывает специальные данные — например, о судимостях и совершенных преступлениях.

Новый регламент ужесточил штрафы за нарушение правил обработки данных пользователей. В случае их несоблюдения компания будет обязана заплатить штраф в размере до десяти миллионов евро или до двух процентов своего глобального годового дохода (в зависимости от того, какая сумма больше). Если небрежность компании приведет к утечке данных, штрафы достигнут 20 млн евро либо четырех процентов глобального дохода компании (опять-таки необходимо будет заплатить бльшую сумму). Новые штрафы в двадцать раз больше штрафов, предусмотренных законами стран ЕС в соответствии с директивой 1995 года. Кроме того, в соответствии с регламентом пользователи (субъекты данных) имеют право на компенсацию, если они понесли ущерб из-за нарушений при обработке их персональных данных. В национальные законодательства стран ЕС могут быть также внесены дополнительные меры наказания за нарушение правил обработки персональных данных, вплоть до тюремного заключения лиц, ответственных за нарушения.

За что штрафуют

За нарушение каких правил компании будут штрафовать по новому регламенту? Во-первых, за непонятные и труднодоступные формы согласия на обработку персональных данных. Если раньше компании часто размещали на сайтах пространные и трудночитаемые формы согласия, полные сложных юридических терминов, то новый регламент обязывает их составлять доступные пониманию формы, написанные простым языком.

Во-вторых, штраф грозит компаниям, которые не уведомят пользователей об утечке данных, если она угрожает правам и свободам отдельных лиц. При этом сообщить об утечке необходимо в течение 72 часов с момента ее обнаружения.

В-третьих, наказания следует ожидать компаниям, которые по требованию пользователя не предоставят ему информацию о том, какие его данные обрабатываются и с какой целью. Регламент разделяет понятия «контролер» и «обработчик данных». Контролером регламент называет организацию, которая определяет цели и способ обработки данных пользователей, а обработчиком — организацию, которая действует от лица контролера. Ответственность за нарушение правил обработки несет контролер, даже если нарушение связано с действиями обработчика. По запросу пользователя контролер обязан бесплатно предоставить ему электронную копию его персональных данных, а пользователь, в свою очередь, имеет право на переносимость. Это принципиально новое право, по которому пользователь может передать свои данные, ранее предоставленные одному контролеру, другой организации.

Еще одно право пользователей, которое компаниям отныне запрещено нарушать, — право на забвение. Если пользователь передумает предоставлять свои данные компании, по новым правилам он сможет отозвать свое согласие на обработку данных — и этот нюанс также должен содержаться в форме согласия. По требованию пользователя контролер обязан удалить его персональные данные, прекратить их дальнейшее распространение и заставить третьи лица также прекратить их обработку. Исключение составляют данные, удаление которых противоречит интересам общества или нарушает фундаментальные права европейских граждан, — например, право на свободу слова. Так что, конечно, многочисленные лазейки в законе существуют. Но, что важно, регламент обязывает компании следовать принципу конфиденциальности по умолчанию. Этот означает, что защиту данных необходимо закладывать уже в первоначальный дизайн продукта, в начале разработки. Соответственно, регламент повлияет на глобальный интернет в целом. Крупным проектам невыгодно разрабатывать специальные версии для ЕС, и во избежание конфликтов они, скорее, соответствующим образом модернизируют сервис для всех пользователей. Об этом уже заявили многие крупные компании, включая Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Что касается малых компаний и стартапов, у которых нет мощного юридического ресурса, то пока они лишь столкнулись с дополнительными рисками и нагрузкой. Любая компания с числом сотрудников свыше 250 отныне должна разработать подробную документацию о причине и объеме сбора данных, а также описать технические средства их передачи, обработки и обеспечения конфиденциальности.

Интересно, что свободное распространение информации, которое стало символом открытого рынка и западных демократий, в последние годы столкнулось с противодействием со стороны своих же апологетов. Запрос на приватность и безопасность информации пришел вслед за бесконтрольным информационным потоком, куда попадали любые куски информации — от личных до политически чувствительных. Западные страны сами же подорвали веру людей в свободный интернет и безопасность информации — вспомним лишь дело Эдварда Сноудена. Законность, справедливость и прозрачность интернета не смогли выжить сами по себе и превратились в законодательное требование, которое сильно не изменит реальность, но даст пользователям формальное ощущение безопасности.

В мире

  • 3,93 млрд пользователей интернета
  • 2,23 млрд пользователей Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)
  • 1,88 млрд число сайтов

Каждую секунду отправляется

  • 2,69 млн мейлов
  • 67,3 тыс. поисковых запросов Google
  • 849 фото в Инстаграм (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)
  • 8061 твитов совершается
  • 3170 Skype-звонков просматривается
  • 74000 видео на Youtube

Источник: internetlivestats.com

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Грузовики вытягивают авторынок Грузовики вытягивают авторынок

В России рекордными темпами растут продажи грузовиков

Эксперт
Как новенькая! Как новенькая!

Способы, которые помогут запустить процесс очищения и омоложения организма

Лиза
Слайд-шоу Слайд-шоу

Демонстратор X-59, лифт на небеса и самая быстрая робособака на рынке

ТехИнсайдер
Покидая Генотопию Покидая Генотопию

С тех пор каждый человек фактически живет в двух параллельных мирах...

Вокруг света
«Величайший португалец» «Величайший португалец»

Хозяином Португалии был Антониу Салазар, а его богом была Стабильность

Дилетант
Качаться, чтобы передать потомкам хорошие гены: ученые говорят, что это может защитить их от болезней и ранней смерти Качаться, чтобы передать потомкам хорошие гены: ученые говорят, что это может защитить их от болезней и ранней смерти

Физические упражнения могут усиливать экспрессию генов, связанных с ростом мышц

ТехИнсайдер
Усиление прибрежных апвеллингов назвали угрозой для мигрирующих морских обитателей Усиление прибрежных апвеллингов назвали угрозой для мигрирующих морских обитателей

Гибель сотен морских животных оказалась связана с усилением апвеллинга

N+1
Код: элегантность Код: элегантность

Интерьер в стиле рафинированного софт-минимализма

SALON-Interior
Ханами по-приморски Ханами по-приморски

Рододендрон – чудо дальневосточной природы и символ Приморья

Отдых в России
Монетизация воды Монетизация воды

Какие финансовые инструменты появились в борьбе за климат

Деньги
Юзуки Асако: «Масло». Гастрономический триллер, основанный на реальных событиях Юзуки Асако: «Масло». Гастрономический триллер, основанный на реальных событиях

Фрагмент из романа «Масло», вышедшего в издательстве «Рипол Классик»

СНОБ
«Нужны личности особого душевного склада»: как сегодня существует литературный театр «Нужны личности особого душевного склада»: как сегодня существует литературный театр

Какую литературу сегодня можно считать современной и зачем люди идут в театр

Forbes
Как выбрать аккумулятор в автомобиль, и какой лучше Как выбрать аккумулятор в автомобиль, и какой лучше

Аккумулятор в современном автомобиле — не просто «батарейка»

РБК
Как избавиться от неприятного запаха в туалете: 10 простых лайфхаков Как избавиться от неприятного запаха в туалете: 10 простых лайфхаков

Простые лайфхаки, как сделать так, чтобы в туалете не пахло

VOICE
Не только Fallout: 7 самых ожидаемых экранизаций игр Не только Fallout: 7 самых ожидаемых экранизаций игр

Какие фильмы по играм могут выйти в обозримом будущем?

Maxim
Денис Тагинцев: «Когда танцуешь, ты переживаешь состояние абсолютного счастья» Денис Тагинцев: «Когда танцуешь, ты переживаешь состояние абсолютного счастья»

Хореограф-постановщик Денис Тагинцев — о том, что такое танец

Монокль
6 самых необычных цветочных фестивалей весны 6 самых необычных цветочных фестивалей весны

Шесть лучших цветочных фестивалей и праздников мира

Psychologies
5 фильмов от режиссеров-дебютантов из России, которые покажут новый взгляд на отношения 5 фильмов от режиссеров-дебютантов из России, которые покажут новый взгляд на отношения

О пяти российских картинах, которые действительно стоит посмотреть

Psychologies
Полмиллиона лет назад предки человека охотились на слонов, подстерегая их на путях сезонных миграций Полмиллиона лет назад предки человека охотились на слонов, подстерегая их на путях сезонных миграций

Слоны были основой рациона Homo erectus

ТехИнсайдер
«Зачем ты это ляпнул?!»: мужчины объясняют, почему они хейтят женщин «Зачем ты это ляпнул?!»: мужчины объясняют, почему они хейтят женщин

Почему некоторые мужчины начинают знакомство с грубости?

VOICE
Зеленый свет Зеленый свет

Составь витаминный букет из зелени в знак любви к своему организму

Лиза
«Палм-Рояль»: комедийный сериал о домохозяйке, пробившейся в светское общество «Палм-Рояль»: комедийный сериал о домохозяйке, пробившейся в светское общество

«Палм-Рояль»: о домохозяйке, которая изо всех сил стремится в светское общество

Forbes
Этот продукт содержит втрое больше пробиотиков, чем йогурт: что это такое? Этот продукт содержит втрое больше пробиотиков, чем йогурт: что это такое?

Есть кое-что полезнее, чем йогурт и содержащее больше пробиотиков!

ТехИнсайдер
«Региональным банкам нужен особый статус» «Региональным банкам нужен особый статус»

О том, как повысить роль средних региональных банков и стимулировать их развитие

Монокль
Как зародился образ женщины-домохозяйки и при чем здесь капитализм Как зародился образ женщины-домохозяйки и при чем здесь капитализм

В какой момент женщина стала ответственной за домашний уют?

Psychologies
Человек играющий, или страницы древней истории спорта Человек играющий, или страницы древней истории спорта

Спорт был всегда частью культурной жизни человечества

Зеркало Мира
Брокколи Брокколи

Почему броколли считается суперфудом?

Здоровье
Фэншуй: как улучшить отношения при помощи стихии огня Фэншуй: как улучшить отношения при помощи стихии огня

О первой форме энергии и, пожалуй, самой активной из них — стихии Огня.

VOICE
Послеродовая депрессия: что нужно знать близким Послеродовая депрессия: что нужно знать близким

Послеродовая депрессия это не усталость, не «минутная слабость» и не каприз

Psychologies
Новые имена. Пять избранных фильмов кинофестиваля «Дух огня — 2024» Новые имена. Пять избранных фильмов кинофестиваля «Дух огня — 2024»

Самые яркие картины форума «Дух огня — 2024»

СНОБ
Открыть в приложении